Правовой статус субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Доминирующее положение (ДП) – это исключительное положение хозяйствующего субъекта (ХС) или нескольких ХС на рынке товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяющих товаров. При этом ДП дает возможность оказывать решающее влияние на общее условие обращения товаров на соответствующем товарном рынке или возможность затруднять доступ на рынок другим ХС

Файлы: 1 файл

Контрольная (Организация и регулирование маркетинга).docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

Правовой статус субъекта, занимающего  доминирующее положение на рынке

Доминирующее положение (ДП) – это исключительное положение  хозяйствующего субъекта (ХС) или нескольких ХС на рынке товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяющих товаров. При этом ДП дает возможность оказывать решающее влияние на общее условие обращения товаров на соответствующем товарном рынке или возможность затруднять доступ на рынок другим ХС

Признаки ДП:

устанавливается только в отношении ХС

ХС, положение которого может быть названо доминирующим, должно заниматься производством товаров

товар - продукт  деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи  или обмена; (ст.4 з-на “о конкуренции  и ограничении моноп-ой деятельности на товарном рынке”)

ДП устанавливается  на отварном рынке

товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров  на территории Российской Федерации  или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами; (ст.4 з-на “о конкуренции и ограничении моноп-ой деятельности на товарном рынке”)

Товарный рынок  имеет много характеристик.

Для каждого товара определяется свой товарный рынок в границах которого не может быть установлено ДП.

Качественный признак  – исключительность положения субъекта, кот. дает возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара

Количественный  признак – определяется той долей, которую ХС имеет на рынке определенного  товара

Количественные  характеристики определены законом  следующим образом:

Если доля ХС на рынке составляет 65% и более, то его  положение признается доминирующим.

Если доля ХС на рынке составляет более 35%, но менее 65%, то его положение может быть признано доминирующим. Оно должно быть установлено антимонопольным  органом.

Если доля ХС на рынке не превышает 35%, то его положение  не может быть признано доминирующим.

Положение должно быть установлено федеральным антимонопольным  органом или его территориальным  подразделением.

ХС, имеющие на рынке долю более 35% заносятся в реестр. Статус этого реестра – информационно-наблюдательный. Злоупотребление таким положением является правонарушением.

(Ст.4 Закона “О  конкуренции и ограничении монополистической 
деятельности на товарных рынках”: Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее -определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов;)

Формы недобросовестной конкуренции  и ответственность за нарушение  антимонопольного законодательства

Под недобр  контур-ей   поним-ся  любые направл. на приобретение преимуществ. пр-ой деят-ти   действия хоз-ых субьектов, которые противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить убытки конкурентам ( другим хоз-ым субъектам).

Признаки недобр-ой конк-ии(НК)

НК может осущ-ся только активными действиями

Данные действия будут расцениваться как правонарушения, если они противоречат не только закону, но и обычаям дел-го оборота.

Суб-ом НК только хоз-ые субъекты.

Целью активных действий явл-ся приобретение преимуществ в пр-ой деят-ти.

В рез-те действий м.б. нанесен ущерб деловой репутации и м.б. убытки конкурентам.

Может проявляться  в распространении неточных сведений, введении потребителя в заблуждение, некорректное сравнение товаров  с товарами других хоз-ых субъектов.

(ст. 10 з-на о конк-ии – перечень правонарушений)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
(название раздела в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года 
Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ) 
 
Статья 22. Обязательность исполнения предписания федерального 
антимонопольного органа  
(название статьи в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года 
Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ)

1. В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ): 
в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием (абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ) 
 
абзацы третий и четвертый исключены - Федеральный закон от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ. 
2. В случае нарушения антимонопольного законодательства федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством (пункты 2 и 3 заменены пунктом 2 в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ).

Статья 22-1. Виды ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное  законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации  или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.  
(Статья дополнительно включена с 30 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ). 
Статья 23. Ответственность коммерческих и некоммерческих организаций 
Коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения: 
неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда; 
совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного статьями 17 и 18 настоящего Закона, - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (абзац в редакции, введенной в действие с 12 мая 1998 года Федеральным законом от 6 мая 1998 года N 70-ФЗ); 
неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона, - в размере до 8 тысяч минимальных размеров оплаты труда; 
непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего Закона, - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда; 
предоставление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений - в размере до 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда; 
нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона, - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (абзац дополнительно включен с 12 мая 1998 года Федеральным законом от 6 мая 1998 года N 70-ФЗ). 
За нарушения, предусмотренные абзацем третьим части первой настоящей статьи, коммерческие и некоммерческие организации могут быть привлечены к ответственности в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) (часть вторая дополнительно включена с 12 мая 1998 года Федеральным законом от 6 мая 1998 года N 70-ФЗ). 
(Часть вторая считается частью третьей с 12 мая 1998 года - Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 70-ФЗ) 
При определении размера штрафа учитывается экономическое состояние коммерческих и некоммерческих организаций.  
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ).( http://www.roman.by/r-24038.html)

Список литературы

Формирование  и ведение Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Могилевской области, и Государственного реестра естественных монополий

Государственный реестр субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение – перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском или местных товарных рынках по определенному товару (услуги).

Целью формирования и ведения  Государственного реестра является определение перечня хозяйствующих  субъектов, в отношении которых  осуществляется государственный контроль за их деятельностью со стороны антимонопольных органов, а также выработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности.

Основанием для включения  хозяйствующего субъекта в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, является установление факта  его доминирования на соответствующем  товарном рынке с учетом данных государственных  органов статистики, предложений  республиканских и местных органов  государственного управления, хозяйствующих  субъектов, общественных организаций, а также аналитических материалов, полученных Департаментом (управлениями антимонопольной и ценовой политики) в результате анализа товарных рынков.

Факт доминирования  устанавливается в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229.

Доминирующее  положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта (или нескольких субъектов) на рынке, которое дает ему (им) возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на товарный рынок другим субъектам хозяйствования или иным образом ограничивать конкуренцию. Само по себе доминирующее положение не является предосудительным, но вместе с тем оно обеспечивает субъекту хозяйствования возможность препятствовать эффективной конкуренции, т.е. злоупотреблять доминирующим положением.

Доминирующим  признается положение хозяйствующего субъекта:

1) если его доля на  рынке определенного товара превышает  установленную предельную величину:

- для хозяйствующих субъектов  – производителей товаров народного  потребления и субъектов, оказывающих  услуги

Количество крупнейших субъектов  хозяйствования, поставляющих произведенные  товары на рынок

Значение минимальной  предельной величины (%)

Один

30

Два

54

Три

78

Четыре

95


- для хозяйствующих субъектов  – производителей товаров производственно-технического  назначения

Количество крупнейших субъектов  хозяйствования, поставляющих произведенные  товары на рынок

Значение минимальной  предельной величины (%)

Один

45

Два

67

Три

86

Четыре

100


2) если его доля на  рынке определенного товара не  превышает установленную предельную  величину, но при этом учитывается  стабильность доли хозяйствующего  субъекта на товарном рынке  относительно размера долей конкурентов  на товарном рынке, возможность  доступа на этот рынок новых  конкурентов или иные критерии, характеризующие товарный рынок.

В целях выработки и  принятия мер, предусмотренных законодательством  в отношении хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках и  включенных в Реестр, за их деятельностью  осуществляется наблюдение со стороны  департамента и управлений антимонопольной  и ценовой политики. Наблюдение ведется  путем анализа государственной  статистической отчетности по форме 2-мон (Минэкономики) "Отчет об основных показателях работы хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, и субъекта естественной монополии Республики Беларусь", утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 октября 2007 г. № 324.

Основанием для  исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта.

Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (изменение товарной позиции хозяйствующего субъекта в  Реестре) осуществляется по мотивированному  заявлению его руководителя, или  обращениям республиканских и местных  органов государственного управления, общественных организаций, а также  по инициативе Департамента (управлений) по результатам анализа состояния  товарных рынков.

Информация о работе Правовой статус субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке