Правовой статус субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Доминирующее положение (ДП) – это исключительное положение хозяйствующего субъекта (ХС) или нескольких ХС на рынке товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяющих товаров. При этом ДП дает возможность оказывать решающее влияние на общее условие обращения товаров на соответствующем товарном рынке или возможность затруднять доступ на рынок другим ХС

Файлы: 1 файл

Контрольная (Организация и регулирование маркетинга).docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

Внесение изменений в  Реестр (включение хозяйствующего субъекта в Реестр; изменение товарной позиции, по которой хозяйствующий субъект включен в Реестр; исключение хозяйствующего субъекта из Реестра) проводится приказами директора Департамента, если хозяйствующий субъект включен в Реестр на республиканском уровне, или приказами начальников управлений, если хозяйствующий включен в Реестр на местном уровне.

Приказ о внесении изменений  в Реестр вступает в силу через 10 дней с момента принятия и в  недельный срок доводится до хозяйствующего субъекта, сообщается органам управления, осуществляющим государственное регулирование  и контроль деятельности субъектов, в том числе их ликвидацию и  реорганизацию, а также другим заинтересованным.

Управлением антимонопольной  и ценовой политики также осуществляется формирование и ведение Государственного реестра субъектов естественных монополий на местном уровне.

Реестр субъектов  естественных монополий – это совокупность данных, содержащих перечни объектов учета (субъектов естественных монополий) и информацию о них. Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (наименование организации, наименование товара, реализуемого в условиях естественных монополий, географические границы товарного рынка, дата и номер лицензии и т.д.).

Реестр субъектов естественных монополий формируется без определения  доли субъектов на товарном рынке. Принадлежность субъекта к естественной монополии  определяется исходя из его принадлежности к той или иной сфере естественной монополии. Сферы естественных монополий  определены в статье 3 Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях». Среди них электрическая и  почтовая связи, транспортировка нефти  и газа по магистральным нефтепроводам, по распределительным трубопроводам, услуги аэропортов, железнодорожные  перевозки и т.д. Реестр естественных монополий местного уровня - Могилевской  области включает хозяйствующие  субъекты, осуществляющие деятельность в сфере централизованного водоснабжения  и водоотведения, а также передачи и распределения теплоэнергии. Это, как правило, субъекты жилищно-коммунального хозяйства.

Оба реестра утверждаются один раз в год и публикуются  в средствах массовой информации. В течение года в них могут  вноситься изменения и дополнения. Реестры являются открытыми. Сведения, содержащиеся в Реестрах, предоставляются по запросам заинтересованных юридических и физических лиц в порядке, определяемом Департаментом (управлениями).( http://region.mogilev.by/ru/page/o_gosudarstvennykh_reestrakh_estestvennykh_monopolii_i_khozyaistvuyushchikh_subektov_zanimay)

 

См.:Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъек-тов

конкуренции и монополий): Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 71.

2

См.: Новожилов О., Мацулевич И. Доминирующее положение//Человек и за-кон. 1993. №

8. С. 9.

3

См.: Рыночная экономика и  антимонопольное законодательство Беларуси / А.Н. Ахрамчук,

В.А. Гюрджан, В.Г. Кулаженко и др. Мн., 1994. С. 24.

4

См.:Свядосц  Ю.И.  Регулирование ограничительной хозяйственной практики  в бур-

жуазном праве. М., 1988. С. 34-35.

5

См.:  Юмашев  Ю.М.  Политика  и  правила  конкуренции  Европейского  сообщества (ЕС).

Предпринимательское право  в XXI в.: преемственность и развитие. М., 2002. С. 172-173.

6

 Ко rax V. An Introductory Guide to EEC Competition Law and Practice. Oxford, 1990. P. 229.

7

Содружество. 2000. № 1 (34). С. 104.

8

 См.: Мозолин  В.П.  Корпорации, монополии и право  в США. М., 1966. С. 378-379.

9

 О  противодействии   монополистической  деятельности  и  развитии  конкуренции:  Закон 

Респ. Беларусь от 10 дек. 1992 г. в редакции Закона Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г.: с изм. и

доп. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 8. 2/139; 2002. № 138. 2/903.

10

См.:  Гречишкина  И.В.  Доминирующее  положение на  рынке и некоторые способы его

проявления // Вестн. МАП России. 2001. № 4. С. 138.

11

Хм.:Туров А.В., Меркулова П.Ю., Найденышева О.А. Зарубежный опыт доказательства

доминирующего положения // Там же. 2002. № 4-5. С. 130.

12

См.: Мартыненко Г. Барьеры  входа на рынок, методика их оценки и пути преодоле-ния

// Там же. 1999. № 1. С. 60.

13

См.: О противодействии...

14

 Об утверждении Инструкции  по определению доминирующего  положения хозяйствующих

субъектов  на  товарных  рынках  Республики  Беларусь:  Постановление  М-ва  экономики  Респ.

Беларусь от 17 окт. 2002 г. № 229 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 122.

8 / 8695; 2005. № 18. 8/12009.

15

 О  защите  конкуренции:  Закон  Российской  Федерации   от 26 июля 2006 г. //

http://fas.gov.ru/competition/443.shtml/

Поступила в редакцию 24.03.05.

Сергей Леонидович Ермакович - кандидат юридических наук, ассистент кафедры граж-

данско-правовых дисциплин БрГУ им. А.С. Пушкина.

 

1

См.:Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъек-тов

конкуренции и монополий): Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 71.

2

См.: Новожилов  О., Мацулевич И. Доминирующее положение//Человек и за-кон. 1993. №

8. С. 9.

3

См.: Рыночная экономика и антимонопольное  законодательство Беларуси / А.Н. Ахрамчук,

В.А. Гюрджан, В.Г. Кулаженко и др. Мн., 1994. С. 24.

4

См.:Свядосц  Ю.И.  Регулирование ограничительной хозяйственной практики  в бур-

жуазном праве. М., 1988. С. 34-35.

5

См.:  Юмашев  Ю.М.  Политика  и  правила  конкуренции  Европейского  сообщества (ЕС).

Предпринимательское право в XXI в.: преемственность и  развитие. М., 2002. С. 172-173.

6

 Ко rax V. An Introductory Guide to EEC Competition Law and Practice. Oxford, 1990. P. 229.

7

Содружество. 2000. № 1 (34). С. 104.

8

 См.: Мозолин   В.П. Корпорации, монополии и право  в США. М., 1966. С. 378-379.

9

 О  противодействии   монополистической  деятельности  и  развитии  конкуренции:  Закон 

Респ. Беларусь от 10 дек. 1992 г. в редакции Закона Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г.: с изм. и

доп. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 8. 2/139; 2002. № 138. 2/903.

10

См.:  Гречишкина  И.В.  Доминирующее  положение на  рынке и некоторые способы его

проявления // Вестн. МАП России. 2001. № 4. С. 138.

11

Хм.:Туров А.В., Меркулова П.Ю., Найденышева О.А. Зарубежный опыт доказательства

доминирующего положения // Там же. 2002. № 4-5. С. 130.

12

См.: Мартыненко Г. Барьеры входа на рынок, методика их оценки и пути преодоле-ния

// Там же. 1999. № 1. С. 60.

13

См.: О противодействии...

14

 Об утверждении  Инструкции по определению доминирующего  положения хозяйствующих

субъектов  на  товарных  рынках  Республики  Беларусь:  Постановление  М-ва  экономики  Респ.

Беларусь  от 17 окт. 2002 г. № 229 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 122.

8 / 8695; 2005. №  18. 8/12009.

15

 О  защите  конкуренции:  Закон  Российской  Федерации  от 26 июля 2006 г. //

http://fas.gov.ru/competition/443.shtml/

Поступила в  редакцию 24.03.05.

Сергей Леонидович Ермакович - кандидат юридических наук, ассистент кафедры граж-

 

Государственный контроль в  области рекламы. 
 
На территории РФ контроль за выполнение Закона «О рекламе» выполняет Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) как то: 
 
предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; 
 
направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы; 
 
направляет материалы о нарушениях в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; 
 
направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы. 
 
Права органов саморегулирования в области рекламы 
 
Органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц: 
 
привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; 
 
проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; 
 
привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе; 
 
направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе. 
 
предъявляют в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. 
 
Ответственность за ненадлежащую рекламу может быть возложена на рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.  
 
Тема 3. Международные правила в области маркетинговых коммуникаций  

 

Институт маркетинговых  коммуникаций регулируется различными нормативно-правовыми актами, как  на национальных, так и на международном  уровне. Международная торговая палата (МТП) приняла и постоянно дорабатывает  ряд документов, определяющих различные аспекты маркетинговой деятельности: Международный кодекс маркетинговых исследований, Международный кодекс продвижения товара, Международный кодекс рекламной практики, Международный кодекс прямой почтовой рассылки (direct mail) и продажи товаров по почте, Международный кодекс практики непосредственных продаж. Принятие данных и аналогичных актов на национальном уровне представляет объективную необходимость, поскольку обеспечивает защиту потребителей и конкурирующие фирмы от ненадлежащих приемов и способов маркетинговых коммуникаций.

Особое значение придается  международно-правовому регулированию рекламы как одному из наиболее распространенных видов маркетинговых коммуникаций.

В первую очередь необходимо обратить внимание на Международный кодекс рекламной практики, который был принят МТП в Париже в 1937 г. и пересматривался в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1986 гг. Он представляет собой систему правил и обычаев, которых в добровольном порядке обязуются придерживаться подписавшие его субъекты рекламного рынка: это рекламодатели, рекламопроизводители, средства массовой информации (и иные рекламоносители). Действие данного документа распространяется на все виды рекламы любых товаров и услуг, включая имиджевую рекламу. Но к законодательству о рекламе данный Кодекс  относить не следует, т.к. нормы данного документа носят рекомендательный и декларативный характер. Международный кодекс рекламной практики лишь дополняет национальное законодательство и гармонизирует отношения между участниками маркетинговой деятельности.

Последняя редакция Международного кодекса рекламной практики МТП  следует прочно установившейся политике Палаты по поддержанию высоких этических стандартов маркетинга с помощью саморегулирования, действующего на основании законодательства отдельных стран и международного права.

Кодекс свидетельствует, что промышленность и торговля, включая  все стороны, имеющие отношение  к рекламной деятельности, должны признавать свою ответственность перед потребителем и обществом, а также необходимость установления справедливого баланса между интересами коммерческих организаций и потребителей.

В последней редакции Кодекса  сочетается предыдущий опыт с сегодняшним  пониманием сущности рекламы как  средства обмена информацией между продавцами и потребителями. В этом плане МТП рассматривает свободу обмена информацией (устанавливаемую ст. 19 Международного Пакта Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах) в качестве основополагающего принципа.

Кодекс в первую очередь  является средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства. МТП выражает уверенность в том, что новая редакция Кодекса, как и предшествующие, способствуя дальнейшей унификации стандартов рекламной деятельности, позволит упростить перемещение товаров и услуг через границы, принося пользу потребителям и всему мировому сообществу.

Ввиду специфических особенностей различных рекламоносителей (прессы, телевидения, радио, наружной рекламы, фильмов, прямой почтовой рассылки) реклама, приемлемая для одного вида рекламоносителей,  может оказаться неприемлемой для другого. Реклама должна оцениваться по тому действию, которое она может оказать на потребителя, с учетом конкретного рекламоносителя. Кодекс распространяется на все содержание рекламы, включая все слова и числа (в письменном виде и произносимые), изображения, музыку и звуковые эффекты.

В Кодексе рекламной практики провозглашены следующие основные принципы:

1.      вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной;

2.      всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;

3.      никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества.

Исходя из указанных принципов, Международный кодекс рекламной практики установил следующие основные требования к рекламе:

1.  Реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности;

2.  Реклама не должна злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний;

3.  Реклама не должна без обоснованных причин играть на чувстве страха, на суевериях и предрассудках, не должна содержать ничего, что могло бы спровоцировать акты насилия, поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признакам.

Реклама не должна содержать  заявлений и образов, которые непосредственно или косвенно, умышленно или по оплошности, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличений могут ввести в заблуждение потребителя, в частности по отношению к таким характеристикам, как: характер, сорт, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления; ценность продукции и реально оплачиваемая цена; другие условия платежа, такие, как продажа в рассрочку, долгосрочная аренда, выплата по частям и продажа в кредит; доставка, обмен, возврат, ремонт и техническое обслуживание; гарантийные условия; авторские права и права промышленной собственности, такие, как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования; официальное признание или одобрение, присуждение медалей, призов и дипломов; размеры преимуществ в случае участия в благотворительных мероприятиях.

Информация о работе Правовой статус субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке