Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:26, реферат
В период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям система законодательства претерпела кардинальные изменения, в том числе изменились и правовые нормы, регулирующие создание, правовую охрану и использование продуктов интеллектуального творчества. В российском праве появились новые охраняемые объекты, в частности товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, или, как их еще называют, средства индивидуализации товаров.
Введение…………………………………………………………….……3
Понятие товарного знака и знака обслуживания……………………4
Виды товарных знаков……………………………………..…………5
Использование товарного знака……………………………………...7
Право на товарный знак и знак обслуживания………….…………..8
Понятие наименование места происхождения товара……………..11
Исключительное право на наименование места происхождения товара………………………………………………………………….12
Государственная регистрация наименования места происхождения товара…………………………………………………………………..14
Заключение………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет права и экономической безопасности
Кафедра предпринимательского права и экономической безопасности
Контрольная работа по дисциплине
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила: Иванова Мария Викторовна
студент 3 курса 5 лет, 10 мес. специальность 0801111 «Маркетинг»
группа 7/3481 № зачетной книжки 34457/08
Подпись: ______________________________
Преподаватель:
Должность: ______________________________
Оценка: ___________________________ Дата __________________________
Подпись: ______________________________
Санкт-Петербург
2011
Реферат
Тема № 7 «Правовые основы использования товарного знака и наименование места происхождения товара».
Содержание:
Введение………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям система законодательства претерпела кардинальные изменения, в том числе изменились и правовые нормы, регулирующие создание, правовую охрану и использование продуктов интеллектуального творчества. В российском праве появились новые охраняемые объекты, в частности товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, или, как их еще называют, средства индивидуализации товаров. Введение в качестве объекта охраны средств индивидуализации товаров явилось следствием изменения отношения к продуктам интеллектуальной деятельности человека, они стали составляющими рыночного производства, а сами продукты интеллектуальной деятельности фактически приобрели черты товара (продукта интеллектуального труда, созданного для функционирования его на рынке). Как следствие нового экономико-правового отношения к продуктам интеллектуального творчества, понятие интеллектуальной собственности стало правовым понятием и получило конституционное закрепление. Статья 44 Конституции Российской Федерации, имеющая прямое действие, гарантирует каждому свободу творчества и предусматривает охрану интеллектуальной собственности законом. Согласно ст. 71 Конституции, правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению Российской Федерации. Особое место среди объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации товаров и их производителей, к которым относятся товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.
1. Понятие товарного знака и знака обслуживания.
История товарных знаков начинается с древних времен. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обычай запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков. Сегодня товарные знаки используются повсеместно. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников.
Товарный знак и знак обслуживания являются средствами индивидуализации товаров, работ и услуг.
Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы работ или услуг, выполняемых или оказываемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.
Правила о товарных знаках применяются к знакам обслуживания в полном объеме, без каких-либо особенностей и исключений. В связи с этим на терминологическим уровне российское законодательство считает достаточным описывать отношения, связанные только с товарным знаком.
2. Виды товарных знаков.
1. Первая категория товарных знаков - по разновидностям обозначений:
- словесные – в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. Например: рекламные лозунги, фамилии и др.
- изобразительные –
в виде композиций линий,
- объемные – в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемых в трехмерном пространстве. Например: упаковка изделия.
- комбинированные –
представляющие собой
- другие обозначения, например: мировая практика допускает звуковые и обонятельные обозначения.
2. По принадлежности:
- индивидуальные - дополняются названием фирмы (например, фирма Келлог - изюмные хлопья Келлогсрейзин брэн ).
- коллективные - коллективный
товарный знак предназначен
3. По степени известности:
- вновь созданные,
- общеизвестные - общеизвестным называется такой товарный знак, который в результате его интенсивного использования стал, на дату указанную в заявлении, широко известен в Российской Федерации среди потребителей в отношении конкретной группы товаров. Например: ПРИМА.
Не признаются товарными знаками обозначения, которые:
а) являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
б) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Также товарный знак не может полностью состоять из элементов, представляющих собой:
а) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
б) сокращенные или полные наименования
международных и
в) официальные контрольные, гарантийные или пробийные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
г) имитацию указанных элементов.
3. Использование товарного знака.
Использование товарных знаков важно как для продавцов, так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком.
При использовании товарного знака следует учитывать правила его применения, основными из которых являются:
- товарный знак должен быть всегда выделен (кавычки, прописные буквы). Установив определенный способ выделения товарного знака, следует придерживаться его постоянно;
- при первом применении товарного знака в любом тексте необходимо снабдить его соответствующим примечанием;
- надо использовать предупреждающую маркировку, характеризующую степень защищенности товарного знака;
- если товарный знак зарегистрирован в нескольких начертаниях, то непосредственно на товар его предпочтительно наносить более заметным и запоминающимся стилем;
- товарный знак используется только в том виде, в котором он зарегистрирован;
• товарный знак не склоняется. Нельзя использовать товарный знак во множественном числе, если он зарегистрирован в единственном числе.
4. Право на товарный знак и знак обслуживания.
Интеллектуальные права на товарный знак состоят из одного исключительного права. Обладателем исключительного права может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Исключительное право – это использование товарного знака для индивидуализации определенной группы товаров, работ или услуг путем размещения товарного знака:
1. На товарах, которые: а) вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, б) хранятся или перевозятся с этой целью, в) ввозятся на территорию Российской Федерации.
2. При выполнении работ,
3. На документации, связанной с
введением товаров в
4. В предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а так же в объявлениях, вывесках и в рекламе.
5. В сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
6. Другие способы.
Не является нарушением исключительного права использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот.
Распоряжение исключительным правом возможно по договору об отчуждении исключительного права и по лицензионному договору.
За нарушение исключительного права правообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации:
- либо в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;
- либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
- либо в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.
Срок действия исключительного права на общеизвестный товарный знак: бессрочно. На вновь созданные товарные знаки: в течении десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию.
Продление срока действия на вновь созданные товарные знаки: на десять лет по заявлению правообладателя неограниченное число раз.
Досрочное прекращение исключительного права допускается по заявлению любого заинтересованного лица в случае неиспользования товарного знака непрерывно в течении любых трех лет после его государственной регистрации.
Регистрация товарного знака и знака обслуживания состоит из нескольких стадий.
На первой стадии заявителем подается заявка на государственную регистрацию товарного знака. Приоритет товарного знака устанавливается: по дате подачи заявки или по конвенционному или выставочному приоритету, который должен быть подтвержден последующей подачей заявки в Роспатент.
Если заявки на тождественные товарные знаки, поданные разными лицами, имеют одну и ту же дату приоритета, регистрация производится только по одной заявке лицу, определенному соглашением всех заявителей. При не достижении такого соглашения в течении шести месяцев, все заявки считаются отозванными.
На второй стадии проводится формальная экспертиза заявки и, при положительном результате, - автоматически экспертиза заявленного обозначения.
Экспертиза заявленного обозначения включает проверку:
- соответствия заявленного обозначения понятию товарного знака;
- возможности признания обозначения товарным знаком;
- отсутствия ограничений для регистрации обозначений в качестве товарного знака.
На третьей стадии принимается решение о государственной регистрации товарного знака в случае положительного результата экспертиз.
На четвертой стадии проводится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства на товарный знак (при условии уплаты заявителем пошлины).
На пятой стадии публикуются сведения о государственной регистрации товарного знака.
Лицо, использующее товарный знак или обозначение, не имеющее правовой охраны, вправе просить Роспатент о признании такого товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. При этом нужно иметь доказательство того, что товарный знак или обозначение стали широко известны в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителей.
Общеизвестный товарный знак вносится в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков, на него выдается свидетельство.
5. Понятие наименования места происхождения товара.
И так рассмотрим объект промышленной собственности «Наименование места происхождения товара» относящийся к средствам индивидуализации товаров.
Наименование места