Правовые основы использования товарного знака и наименование места происхождения товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

В период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям система законодательства претерпела кардинальные изменения, в том числе изменились и правовые нормы, регулирующие создание, правовую охрану и использование продуктов интеллектуального творчества. В российском праве появились новые охраняемые объекты, в частности товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, или, как их еще называют, средства индивидуализации товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……3
Понятие товарного знака и знака обслуживания……………………4
Виды товарных знаков……………………………………..…………5
Использование товарного знака……………………………………...7
Право на товарный знак и знак обслуживания………….…………..8
Понятие наименование места происхождения товара……………..11
Исключительное право на наименование места происхождения товара………………………………………………………………….12
Государственная регистрация наименования места происхождения товара…………………………………………………………………..14
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

правовое регулирование марк деят.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет права и  экономической безопасности

 

Кафедра предпринимательского права и экономической безопасности

 

Контрольная работа по дисциплине

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

Выполнила:  Иванова Мария Викторовна

 

студент   3   курса     5 лет, 10 мес. специальность  0801111  «Маркетинг»

 

группа      7/3481     № зачетной книжки    34457/08

 

Подпись: _________________________________________________________

 

 

Преподаватель:

 

Должность: _______________________________________________________

 

Оценка: ___________________________ Дата __________________________

 

Подпись: _________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Реферат

 

Тема № 7 «Правовые  основы использования товарного  знака и наименование места происхождения  товара».

 

 

 

 

Содержание:

 

 Введение…………………………………………………………….……3

  1. Понятие товарного знака и знака обслуживания……………………4
  2. Виды товарных знаков……………………………………..…………5
  3. Использование товарного знака……………………………………...7
  4. Право на товарный знак и знак обслуживания………….…………..8
  5. Понятие наименование места происхождения товара……………..11
  6. Исключительное право на наименование места происхождения товара………………………………………………………………….12
  7. Государственная регистрация наименования места происхождения товара…………………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………..18

 

 

 

 

Введение

В период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям система законодательства претерпела кардинальные изменения, в том числе  изменились и правовые нормы, регулирующие создание, правовую охрану и использование продуктов интеллектуального творчества. В российском праве появились новые охраняемые объекты, в частности товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, или, как их еще называют, средства индивидуализации товаров. Введение в качестве объекта охраны средств индивидуализации товаров явилось следствием изменения отношения к продуктам интеллектуальной деятельности человека, они стали составляющими рыночного производства, а сами продукты интеллектуальной деятельности фактически приобрели черты товара (продукта интеллектуального труда, созданного для функционирования его на рынке). Как следствие нового экономико-правового отношения к продуктам интеллектуального творчества, понятие интеллектуальной собственности стало правовым понятием и получило конституционное закрепление. Статья 44 Конституции Российской Федерации, имеющая прямое действие, гарантирует каждому свободу творчества и предусматривает охрану интеллектуальной собственности законом. Согласно ст. 71 Конституции, правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению Российской Федерации. Особое место среди объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации товаров и их производителей, к которым относятся товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

1. Понятие товарного  знака и знака обслуживания.

История товарных знаков начинается с древних времен. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обычай запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков.   Сегодня товарные знаки используются повсеместно. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников.

Товарный знак и знак обслуживания являются средствами индивидуализации товаров, работ и услуг.

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы работ или услуг, выполняемых или оказываемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.

Правила о товарных знаках применяются к знакам обслуживания в полном объеме, без каких-либо особенностей и исключений. В связи с этим на терминологическим уровне российское законодательство считает достаточным описывать отношения, связанные только с товарным знаком.

2. Виды товарных  знаков.

1. Первая категория товарных  знаков - по разновидностям обозначений:

- словесные – в  виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. Например: рекламные лозунги, фамилии и др.

- изобразительные –  в виде композиций линий, пятен,  фигур любых форм на плоскости.  Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, растений и др.

- объемные – в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемых в трехмерном пространстве. Например: упаковка изделия.

- комбинированные –  представляющие собой комбинацию  элементов разного характера – изобразительных, словесных, объемных и т.д. Например: словесно-изобразительные композиции.

- другие обозначения,  например: мировая практика допускает звуковые и обонятельные обозначения.

2. По принадлежности:

- индивидуальные - дополняются названием фирмы (например, фирма Келлог - изюмные хлопья Келлогсрейзин брэн ).

- коллективные - коллективный  товарный знак предназначен для  обозначения товаров, производимых  или реализуемых объединением  лиц,  и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Например: КАМАЗ.

3. По степени известности:

- вновь созданные,

- общеизвестные - общеизвестным называется такой товарный знак, который  в результате его интенсивного использования стал, на дату указанную в заявлении, широко известен в Российской Федерации среди потребителей в отношении конкретной группы товаров. Например: ПРИМА.

Не признаются товарными  знаками обозначения, которые:

а) являются ложными или  способными ввести в заблуждение  потребителя относительно товара либо его изготовителя;

б) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Также товарный знак не может полностью состоять из элементов, представляющих собой:

а) государственные гербы, флаги и другие государственные  символы и знаки;

б) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы  и знаки;

в) официальные контрольные, гарантийные или пробийные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

г) имитацию указанных элементов.

3. Использование  товарного знака.

Использование товарных знаков важно как для продавцов, так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком.

При использовании товарного знака следует учитывать правила его применения, основными из которых являются:

- товарный знак должен быть всегда выделен (кавычки, прописные буквы). Установив определенный способ выделения товарного знака, следует придерживаться его постоянно;

- при первом применении товарного знака в любом тексте необходимо снабдить его соответствующим примечанием;

- надо использовать предупреждающую маркировку, характеризующую степень защищенности товарного знака;

- если товарный знак зарегистрирован в нескольких начертаниях, то непосредственно на товар его предпочтительно наносить более заметным и запоминающимся стилем;

- товарный знак используется только в том виде, в котором он зарегистрирован;

• товарный знак не склоняется. Нельзя использовать товарный знак во множественном числе, если он зарегистрирован  в единственном числе.

 

4. Право на  товарный знак и знак обслуживания.

Интеллектуальные права на товарный знак состоят из одного исключительного права. Обладателем исключительного права может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Исключительное право – это использование товарного знака для индивидуализации определенной группы товаров, работ или услуг путем размещения товарного знака:

1. На товарах, которые: а) вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, б) хранятся или перевозятся с этой целью, в) ввозятся на территорию Российской Федерации.

2. При выполнении работ, оказании  услуг (для знака обслуживания).

3. На документации, связанной с  введением товаров в гражданский  оборот.

4. В предложениях о продаже  товаров, о выполнении работ,  об оказании услуг, а так же в объявлениях,  вывесках и в рекламе.

5. В сети «Интернет», в том  числе в доменном имени и  при других способах адресации.

6. Другие способы.

Не является нарушением исключительного права использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот.

Распоряжение исключительным правом возможно по договору об отчуждении исключительного  права и по лицензионному договору.

За нарушение исключительного  права правообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации:

- либо в размере от 10 тысяч  до 5 миллионов рублей;

- либо в двукратном размере  стоимости товаров, на которых  незаконно размещен товарный  знак;

- либо в двукратном размере  стоимости права использования  товарного знака.

Срок действия исключительного права на общеизвестный товарный знак: бессрочно. На вновь созданные товарные знаки: в течении десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию.

Продление срока действия на вновь  созданные товарные знаки: на десять лет по заявлению правообладателя неограниченное число раз.

Досрочное прекращение  исключительного права допускается по заявлению любого заинтересованного лица в случае неиспользования товарного знака непрерывно в течении любых трех лет после его государственной регистрации.

Регистрация товарного  знака и знака обслуживания состоит из нескольких стадий.

На первой стадии заявителем подается заявка на государственную регистрацию товарного знака. Приоритет товарного знака устанавливается: по дате подачи заявки или по конвенционному или выставочному приоритету, который должен быть подтвержден последующей подачей заявки в Роспатент.

Если заявки на тождественные  товарные знаки, поданные разными лицами, имеют одну и ту же дату приоритета, регистрация производится только по одной заявке лицу, определенному соглашением всех заявителей. При не достижении такого соглашения в течении шести месяцев, все заявки считаются отозванными.

На второй стадии проводится формальная экспертиза заявки и, при положительном результате, - автоматически экспертиза заявленного обозначения.

Экспертиза заявленного  обозначения включает проверку:

- соответствия заявленного  обозначения понятию товарного  знака;

- возможности признания  обозначения товарным знаком;

- отсутствия ограничений для регистрации обозначений в качестве товарного знака.

На третьей  стадии принимается решение о государственной регистрации товарного знака в случае положительного результата экспертиз.

На четвертой  стадии проводится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства на товарный знак (при условии уплаты заявителем пошлины).

На пятой  стадии публикуются сведения о государственной регистрации товарного знака.

Лицо, использующее товарный знак или обозначение, не имеющее правовой охраны, вправе просить Роспатент о признании такого товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. При этом нужно иметь доказательство того, что товарный знак или обозначение стали широко известны в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителей.

Общеизвестный товарный знак вносится в Перечень общеизвестных  в РФ товарных знаков, на него выдается свидетельство.

5. Понятие наименования  места происхождения товара.

И так рассмотрим объект промышленной собственности «Наименование места происхождения товара» относящийся к средствам индивидуализации товаров.

Наименование места происхождения  товара – это обозначение, представляющее собой или содержащее в себе наименование географического объекта, ставшее известным в результате его использования в отношении товара , особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами.

Информация о работе Правовые основы использования товарного знака и наименование места происхождения товара