Правовые основы использования товарного знака и наименование места происхождения товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

В период перехода Российской Федерации к рыночным отношениям система законодательства претерпела кардинальные изменения, в том числе изменились и правовые нормы, регулирующие создание, правовую охрану и использование продуктов интеллектуального творчества. В российском праве появились новые охраняемые объекты, в частности товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, или, как их еще называют, средства индивидуализации товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……3
Понятие товарного знака и знака обслуживания……………………4
Виды товарных знаков……………………………………..…………5
Использование товарного знака……………………………………...7
Право на товарный знак и знак обслуживания………….…………..8
Понятие наименование места происхождения товара……………..11
Исключительное право на наименование места происхождения товара………………………………………………………………….12
Государственная регистрация наименования места происхождения товара…………………………………………………………………..14
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

правовое регулирование марк деят.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

В качестве примера наименования места происхождения товара можно привести такие известные наименования, как «Боржоми», «Ессентуки», «Хохлома», «Златоустовская гравюра на стали», «Тульский пряник», «Вологодское кружево», и др.

В то же время, в России не признается наименованием места происхождения товара обозначение, вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Например, «Коньяк», «Шампанское», «Портвейн» и др. В советские времена наименование «Жигулевское пиво» вошло во всеобщее употребление, как пиво с определенными качествами, в то же время не связанными с конкретным географическим местом. При переходе экономики к рыночным условиям наименование «Жигулевское пиво» было зарегистрировано производителем пива в Самаре в качестве товарного знака, но не в качестве наименования места происхождения товара. Возможно, качества этого пива не связаны с географией производства, возможно, были иные причины.

Условия охраны:

1) Характерность для географического объекта природных (климатических, сырьевых и т.п.) условий и наличие особых навыков, умений и т.п. производителей, обуславливающих особые свойства производимого товара.                 

2) Возможность производить  товар, обладающий особыми свойствами.

6. Исключительное право  на наименование места происхождения  товара.

Интеллектуальные права на наименование места происхождения товара состоят из одного исключительного права.

Исключительное право на наименование места происхождения товара – это способы использования наименования, аналогичные способам использования товарного знака.

Обладателями исключительного  права могут быть любые лица, которые в границах того же географического объекта производят товар, обладающий теми же особыми свойствами.

В связи с этим различают  правовую охрану наименования места  происхождения товара в целом  и охрану прав конкретного производителя  товаров в границах этого места. Охрана наименования места служит необходимой  предпосылкой для возникновения и признания, прав производителя.

Обладателем исключительного  права использования наименования зарубежного места происхождения  товара может быть только лицо, право  которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения  товара.

Рассмотрим случаи нарушения исключительного права:

- использование зарегистрированного  наименования места происхождения  товара лицами, не имеющими соответствующего  свидетельства, даже если при  этом указывается подлинное место  происхождения товара;

- использование указанными лицами наименования в переводе;

- использование указанными  лицами наименования в сочетании  с такими словами, как «род»,  «тип», «имитация», и тому подобными;

- имитация наименования  указанными лицами.

Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу по договору, не допускается.

Так же при нарушении  исключительного права вместо взыскания  убытков правообладатель может  потребовать от нарушителя выплаты компенсации:

- либо в размере  от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;

- либо в двукратном  размере стоимости товаров, на  которых незаконно размещено  наименование места происхождения  товара.

Действует исключительное право в течение десяти лет со дня подачи заявки в Роспатент. Срок его действия каждый раз может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя неограниченное число раз.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается досрочно при отпадении обоих  условий правовой охраны.

Действие свидетельства  об исключительном праве на наименование прекращается досрочно при утрате товара, производимого обладателем свидетельства обоих свойств.

7. Государственная  регистрация наименования места  происхождения товара.

Наименование места  происхождения товара признается и  охраняется только в силу государственной  регистрации такого наименования. Охрана прав конкретного правообладателя осуществляется при условии выдаче ему свидетельства об исключительном праве на такое наименование.

Для оповещения о своем  исключительном праве правообладатель  может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или зарегистрированное «НМПТ».

В целом, порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара аналогичен по порядку государственной регистрации права на товарный знак.

Особенности государственной  регистрации вызваны специфической  правовой охраны места происхождения товара и проявляются в следующем:

1) Виды заявок: а) заявка на государственную регистрацию на наименование места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование и (или) б) заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.

2) Приоритеты заявок  отсутствуют.

3) Необходимо приложение  к заявке заключений уполномоченного Правительством Российской Федерации органа о том, что а) заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами в границах географического объекта, на государственную регистрацию наименования которого подана заявка или б) заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товар Российской Федерации.

И так теперь мы понимаем, что наименование места происхождения  товара как объект исключительного  права имеет большое значение для сохранения национального достояния, сельскохозяйственных и культурных традиций многих стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Таким образом, в завершении можно сделать вывод, что товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Он является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном, коммерческого. 

Товарный знак - эффективное оружие в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров. 

Товарный знак представляет собой определенное "обозначение, служащее для индивидуализации товаров", то есть "обозначение товара". Товарный знак служит для индивидуализации товаров "юридических лиц или индивидуальных предпринимателей", то есть тех товаров, которые либо принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, либо находятся в их владении. 

Термин "товарный знак" включает и "знак обслуживания".

Наименование места происхождения товара - самостоятельное средство индивидуализации товаров. Оно выполняет, в основном, ту же функцию, что и товарный знак - индивидуализирует товары, отделяет одни товары от других. Вместе с тем, наименование места происхождения товара выполняет еще одну дополнительную функцию - оно свидетельствует о том, что маркированный товар обладает особыми (повышенными) качествами. Товарный знак - прямо и сам по себе - этой функции не выполняет.

Наименование места происхождения товара - это объект, довольно редко встречающийся в правовом обороте. Само это наименование может представлять собой название страны, района, местности, городского или сельского поселения или иного географического объекта.  
Это наименование может быть: 1) современным или известным из истории, прежним; 2) официальным или неофициальным (бытовым); 3) полным или сокращенным; 4) употребляться либо само по себе ("Гжель", "Нарзан") либо в комбинации с каким-либо поясняющим словом - названием товара ("Вологодское кружево", "Тульский пряник"). 

Хочется отметить достаточно своевременное принятие Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», что позволило значительно сократить нарушения в данной сфере и предотвратить их в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев С.С., Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. – 368 с.
  2. Булатецкий Ю.Е., Машкин Н.А., Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 752 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. На 15 марта 2011 г. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с. – (Законы и кодексы).
  4. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. – изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИД «Юриспрудениция», 2006. – 560 с.
  5. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. -1056 с.

 

 

 

 




Информация о работе Правовые основы использования товарного знака и наименование места происхождения товара