Принципы проведения сертификации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

В начале 90-х годов российский внутренний рынок стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала действенных мер, и как единственная форма подтверждения соответствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации. Но следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст исчисляется шестью годами.

Файлы: 1 файл

!!!Сертификация.docx

— 24.17 Кб (Скачать файл)

1.Принципы проведения сертификации продукции

 

В начале 90-х годов российский внутренний рынок стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежного  производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия их качества российским требованиям и нормам, а также  и недоброкачественность. Такая  ситуация потребовала действенных  мер, и как единственная форма  подтверждения соответствия была введена  обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла  положительную роль, выявила и  немало недостатков российской системы  сертификации. Но следует учесть, что  если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст  исчисляется шестью годами.

Потребность общества в радикальных  переменах в экономике, форсируемый  переход к рыночным отношениям не давали возможности быстро перестроить  принципы сертификации сообразно современным  международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так  и нормативное базировалось на рекомендациях  и руководствах ИСО/МЭК. В последние  годы стало очевидным, что отставание практики российской сертификации, ее организации, применение сертификации в качестве единственного способа  подтверждения соответствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую  хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи  с вступлением в ВТО, также  касались и сертификации.

Для решения данной проблемы разработаны  меры, изложенные в Концепции совершенствования  системы сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реализация концепции дает возможность:

  1. найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию,
  2. создать благоприятный климат для добросовестных и законопослушных производителей и поставщиков товаров,
  3. обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.

 

Положительным итогом сертификации в  России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые  базируются на Системе государственной  стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению  соответствия путем декларации изготовителя, по мнению специалистов Госстандарта, не потребует дополнительных бюджетных  средств. Нужны время и осознание  изготовителями их полной ответственности  за свои заявления и декларации, что, видимо, и составляет основную проблему.

Переход на новые принципы подтверждения  соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные  акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной  базы сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого  потребуется определенный период, в  течение которого будет действовать  нормативная база, обеспечивающая сертификацию.

Рассмотрим  ее организационные и методические принципы:

  1. обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
  2. объективность и независимость от изготовителя и потребителя;
  3. профессиональность испытаний;
  4. исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
  5. право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
  6. открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
  7. многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
  8. использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
  9. признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
  10. соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
  11. привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.

 

По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции  составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России приобрел бы совершенно несоизмеримую  с мировой практикой величину не только по объему, но и по затратам. Согласно задачам, которые определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, теперь будут отнесены только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответствующую работу. На сегодняшний день в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены только те объекты, которые в соответствии с законодательством проходят сертификацию в системе ГОСТ Р под руководством Госстандарта РФ. В номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и услуги тех же профилей. Головной организацией, которая составляет номенклатуру и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.

 

Правила по проведению сертификации

Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации  и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти  правила распространяются на все  объекты сертификации российского  и зарубежного происхождения, а  также могут служить основой  для организации систем сертификации однородной продукции.

Для обеспечения возможности признания  российских сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации составлены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских  стандартах, документах других международных  и региональных организаций, осуществляющих сертификацию.

Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

 

При проведении работ в области сертификации Госстандарт РФ рекомендует придерживаться следующих правил:

Допускается аккредитация в качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий  организаций любых форм собственности: частных, государственных, муниципальных  и др. К этим организациям предъявляются  требования компетентности и независимости, что должно полностью исключить  влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний  и сертификации.

Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт России и другие федеральные  органы исполнительной власти на основании  результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции  сертификационных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых  включают экспертов, представителей изготовителей  и обществ потребителей, научно-исследовательских  организаций, территориальных органов  Госстандарта, других государственных  органов управления. Документ, который оформляется по результатам аккредитации, называется аттестатом аккредитации.

В системе может быть аккредитовано  несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В  таком случае заявителю предоставлено  право выбора органа, который будет  заниматься сертификацией его продукции.

Инспекционный контроль за центральными органами, органами по сертификации и  испытательными лабораториями входит в функции Госстандарта и других государственных органов управления, как уже отмечено выше. Если же схема  сертификации включает инспекционный  контроль за сертифицированной продукцией, то его проводят органы, осуществившие  сертификацию. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами продукции  содержатся в документах по системам сертификации однородной продукции.

Вся информация о центральных органах  по сертификации, аккредитованных органах  и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в Государственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.

 

Совершенствование систем управления качеством продукции  необходимо проводить в следующих  случаях:

при сертификации продукции, когда  одним из условий получения сертификата  соответствия является строгое соблюдение в построении управления качеством  продукции требований международных  стандартов ИСО 9000;

• при получении аттестата качества, когда его может получить только сертифицированная продукция, т.е. имеющая  сертификат соответствия;

• при получении государственного заказа на изготовление определенных видов и объемов продукции, когда  в условиях конкурсной системы их получения необходимо проводить  экспертизу действующей системы  управления качеством продукции;

• при выходе предприятия на внешний  рынок.

 

 

 

 

 

 

 

2.Концепция сертификации

Концепция сертификации включает три этапа:

На первом этапе должны быть созданы  все условия для перехода от обязательной сертификации к механизму подтверждения  и оценки соответствия. Мероприятия, которые будут реализованы на этом этапе, обеспечат:

  1. введение в практику механизма подтверждения соответствия;
  2. снятие ограничений на добровольную сертификацию и повышение ее роли;
  3. устранение недостатков в организации обязательной сертификации;
  4. создание информационной системы, которая необходима для развития практики подтверждения соответствия.

На втором этапе концепция сертификации предполагает, что должна быть окончательно сформирована правовая основа процедур и правил подтверждения соответствия, в том числе:

  1. принятие Федерального закона «Об оценке и подтверждении соответствия продукции и услуг»;
  2. принятие постановления Правительства РФ «О формах и способах подтверждения соответствия»;
  3. разработка соответствующих нормативных и нормативно-методических документов.

Третий этап концепции сертификации включает действия по реализации законодательных  и нормативных документов, главное  из которых - внесение изменений в  законодательные федеральные акты по сертификации, а также в правовые акты субъектов РФ.

Цели  и задачи Концепции сертификации

Среди основных задач по реализации Концепции сертификации особое место  отводится:

  1. установлению адекватности степени потенциальной опасности продукции и способа подтверждения соответствия;
  2. введению единого для всей продукции знака допуска на рынок;
  3. усилению ответственности участников создания и реализации продукции, а также организаций, участвующих в процедурах подтверждения соответствия;
  4. обеспечению прозрачности и деятельности по подтверждению соответствия (четкость процедур, предварительное уведомление, информирование о структуре и правилах).

В этой связи полезен опыт европейцев по выбору схемы подтверждения соответствия, которая четко учитывает степень  опасности товара.

Европейскими правилами установлено, что орган по сертификации имеет  право применять только те схемы, которые включены в соответствующую  директиву.

 

Цели  и задачи сертификации в международной  торговле.

Цели и задачи сертификации в  международной торговле основаны на средствах нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при  импорте и содействию успеху изготовителей-экспортеров  на внешних рынках. Для изготовителя-экспортера особую значимость приобретает наличие  сертификата соответствия, признаваемого  в международном масштабе.

Согласно российскому законодательству сертификация вывозимых товаров  возложена на таможенные органы. Однако, ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила  не предусматривают каких-либо положений  по сертификации в международной  торговле. Сложилась ситуация, когда  цели и задачи сертификации товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависят от заинтересованности (а может быть, цивилизованности и информированности) самого экспортера.

Очевидно, что цели и задачи сертификации в международной торговле имеют  особое значение для развития системы  сертификации в РФ.

В России обсуждается предложение  о введении предтаможенного инспектирования  товаров для экспорта. Введение предтаможенной инспекции позволит решить такие  задачи сертификации, как определение  соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости  в зависимости от качества.

Информация о работе Принципы проведения сертификации продукции