Проблема создания конкурентной среды в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание работы

Введение. 2
1. Сущность и виды конкуренции. 5
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции. 11
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции. 17
3.1. Монополия. 17
3.2. Чистая конкуренция. 18
3.3. Монополистическая конкуренция. 18
3.4. Олигополия. 19
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ. 20
5.Заключение. 26
Список литературы. 29

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Содержание. 1

Введение. 2

1. Сущность и виды конкуренции. 5

2. Механизм функционирования  совершенной конкуренции. 11

3. Механизм функционирования  несовершенной конкуренции. 17

3.1. Монополия. 17

3.2. Чистая конкуренция. 18

3.3. Монополистическая конкуренция. 18

3.4. Олигополия. 19

4. Проблема создания конкурентной  среды в РФ. 20

5.Заключение. 26

Список литературы. 29

Введение.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм,

состоя-щий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансо-вых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere - сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

 

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производите-лей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

 

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране

 

 

.1. Сущность и виды конкуренции.

Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкурентном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Рассмотрим этот тезис со стороны продаж, или предложения, на товарном рынке. Можно обратить внимание на тот факт, что когда продукта оказывается необычно мало, цена на него повышается. Например, мороз не по сезону в Украине может серьезно сократить урожай картофеля и резко повысить цену на него. Точно так же, если единичный производитель или действующая воедино маленькая группа производителей способны каким-то образом регулировать и ограничивать общий объем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца.

Регулируя предложение, производитель способен в собственных интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а, следовательно, и на цену продукта.

Т.е. конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции "отдан на милость рынка".

Та же характеристика справедлива и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупателей в изобилии, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать как положительные ее стороны, так и отрицательные.

 

Положительные стороны конкуренции:

 

конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

 

конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

 

конкуренция стимулирует повышение качества товара;

 

конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

 

конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

 

конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

 

конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

 

конкуренция вводит новые формы управления.

 

Отрицательные стороны конкуренции:

 

при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

 

многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

 

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

 

при его производстве:

 

производительность труда;

 

уровень налогообложения;

 

внедрение научно-технических разработок;

 

размеры прибыли предприятия;

 

величина оплаты труда.

 

б) при его потреблении:

 

продажная цена товара;

 

качество;

 

новизна;

 

послепродажное обслуживание;

 

уровень предпродажной подготовки.

 

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

 

функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

 

видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

 

предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

 

ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

 

скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

 

продажа личного товара по цене конкурента

 

снижение цены потребления товара

 

незаконные методы:

 

антиреклама товаров конкурентов;

 

производство товаров имитаторов (подделка).

 

Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

 

Будем рассматривать типы рынков, прежде всего в соответствии с основными параметрами -- численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

 

В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как действуют присутствующие на рынке субъекты?» позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.

 

Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

 

При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка - продавцам или покупателям (poleo - продаю, psoneo - покупаю) и их численность (mono -- один, oligos -- несколько, poly -- много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.

 

Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

 

Типы рынков и их основные характеристики

 

Тип рынка

 

Количество субъектов рынка

 

Однородность продукции

 

Заменяемость товаров

 

Взаимозаменяемость субъектов рынка

 

Вход-выход на рынок

 

Доли субъектов на рынке

 

продавцов

 

покупателей

 

Совершенная конкуренция

 

Много

 

Много

 

Однородная

 

Полная

 

Нет

 

Свободный

 

Равные и небольшие

 

Монополистическая конкуренция

 

Ограниченное

 

Много

 

Дифференцированная

 

Высокая степень

 

Незначительная

 

Ограниченный

 

Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

 

Олигополия

 

Несколько

 

Много

 

Однородная либо дифференцированная

 

Высокая степень

 

Значительная

 

Ограниченный

 

Крупные, примерно равные

 

Монополия

 

Один

 

Много

 

Однородная

 

Нет

 

Нет

 

Блокирован

 

100%

 

Монопсония

 

Много

 

Один

 

Незначительно дифференцированная либо однородная

 

Незначительная

 

Нет

 

Блокирован

 

100%

 

Необходимо отметить, что возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

 

Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную политику государства направленную на демонополизацию рынка.

 

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

 

Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции - нормативно-правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др. 2. Механизм функционирования совершенной конкуренции.

Совершенная или как ее часто называют чистая конкуренция - это такая модель рынка, при которой влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь.

Информация о работе Проблема создания конкурентной среды в РФ