Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
подготовка наблюдения; проведение массового сбора данных; контроль качества полученной информации; разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения. Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения. Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
подготовка наблюдения;
проведение массового сбора данных;
контроль качества полученной информации;
разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.
Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.
Кроме методологических вопросов необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных; определить источники финансирования работ; установить дату и период наблюдения.
Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение. Собирание данных лежит в основе всего исследования. От качества используемых данных, от их достоверности и точности зависит достоверность результатов анализа.
Собранные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.
Тоже самое слегка по другому
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3) выбор способа
наблюдения, наименование влияющего
на исследуемый объект и
4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка
и интерпретация полученной
Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Соответственно объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные (т.е. социально организованные). Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации [1, 33 с.].
Виды наблюдений:
1) стандартизированное
(структурное, контролируемое) наблюдение
- наблюдение, при котором используется
ряд заранее распределенных
2) нестандартизированное
(неструктурное,
3) наблюдение
в естественной среде (полевое)
- наблюдение за объектами,
4) наблюдение
в значимых ситуациях (
5) включенное наблюдение - наблюдение проводится исследователем, включенным инкогнито в группу интересующих его лиц как равноправный ее член (например, в группу бродяг, психиатрических больных и т.д.).
Недостатки включенного наблюдения:
1) требуется
определенное искусство (
2) возникает
опасность непроизвольной
3) морально-этические проблемы;
4) ограниченность
метода, которая обусловлена
5) требует больших затрат времени.
Достоинство метода включенного наблюдения состоит в том, что он позволяет получать данные о реальном поведении людей в тот самый момент, когда данное поведение осуществляется.
Включенное наблюдение обычно применяется в сочетании с другими методами сбора первичной информации [4, 7 с.].
Ну и совсем развёрнуто но вроде больше всего в тему…
Общая характеристика этапов проведения маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование - это система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции, выработку пакетов документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, в том числе с партнерами, потребителями и конкурентами.
В процессе маркетингового исследования можно выделить несколько этапов:
1) Планирование и подготовка исследования.
2) Сбор и обработка информации.
3) Использование данных, т.е. их анализ, прогноз, составление рекомендаций.
1) На первом этапе обычно
Существуют следующие типы пробного обследования:
- вторичные исследования, проводимые
с другими целями, но используемые
в интересах данного
- экспертные оценки, когда опросу
подвергаются
- фокус-группы, являющиеся разновидностью качественных исследований, когда группа участников дискуссии (обычно 8-12 человек) подвергается тщательному изучению с целью выяснения их отношения к продукту, предприятию, концепции, идее.
После определения проблемы разрабатывается план исследования, основанный на уже имеющейся информации (обычно описательного характера). При этом выбираются основные методы исследования, включая методы определения выборки, методы спроса, критерии отбора, определяются точные формулировки вопросов в интервью или опросах, время получения данных, рассчитывается бюджет исследования.
2) Следующим этапом является
сбор и обработка информации,
под которой понимают цифры,
факты, сведения и другие
Обычно выделяют два главных признака классификации источников информации:
1) По способу получения вся информация делится на:
- внутреннюю, собирательную и
- внешнюю, собираемую за
Внешние данные в России можно получить из таких информационных источников, как:
а) издания общей экономической ориентации («Экономика и жизнь», «финансовая газета», «Коммерсант», «Бизнес» и др.);
б) специальные журналы («Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России и за рубежом» и др.);
в) печатне издания торгового характера («Товары со склада», «Из рук в руки», «Центр плюс» и др.);
г) публикация Торгово-промышленной палаты и внешнеторговых организаций;
д) публикация различных общественных организаций (защиты прав потребителей, общества «зеленых» и др.);
е) электронные средства массовой информации.
2) по назначению вся информация делится на:
- первичную, специально
- специализированную, регулярно собираемую
сторонними маркетинговыми
- вторичную, собираемую для
В зависимости оттого, кто выполняет функции исследователя (маркетинговые службы предприятия или сторонние организации, специализирующиеся в этой области), первичная информация может быть как внутренней, так и внешней. Это не единственный случай, когда один и тот же источник информации относится к различным ее категориям. Например, экспертные оценки могут относиться либо к специализированным источникам, если мнение экспертов изучается регулярно, либо к первичной информации (в случае обращения за помощью к экспертам один раз, при решении конкретной проблемы).
Выделенные на схеме 4 укрупненных группы источников информации в дальнейшем группируются не по всем оставшимся группировочным признакам (пользователям, носителям информации, методам ее получения и первоисточникам), а только по тому из признаков, который имеет принципиальное значение для продолжения исследования. В частности, если возникает потребность в получении первичной информации, то наибольшее значение приобретает вопрос о методе получения данных. Выбор метода связан с финансовыми и трудовыми возможностями фирмы, а также с конкретной целью исследования. Если может быть использована вторичная информация, то на первый план выдвигается проблема поиска первоисточников, а вопрос о методе получения данных уже был решен другими организациями, которые предоставляют эту вторичную информацию.
Отбор источников информации должен быть достаточно обоснованным, от него во многом зависит эффективность всего исследования. Во избежание ошибок и неверных выводов маркетинговые службы предприятия должны оценить надежность (достоверность) данных, а в случае использования выборки обеспечить также ее репрезентативность и возможность распространения выборочных данных на генеральную совокупность. Для обеспечения репрезентативности данных чаще всего используют способ выборочного наблюдения.
3) После сбора данных необходимо
их преобразовать, т.е.
1) обобщение, т.е. описание
2) концептуализация (определение концепции),
т.е. оценка результатов
3) коммуникация, т.е. интерпретация
полученных результатов с
4) экстраполяция, т.е.
Многие массовые процессы, которые являются предметом маркетинговых исследований, носят стохастический характер, что дает возможность использовать статистический аппарат для их учета и анализа. Вся система сбора маркетинговой информации базируется на теории статистического наблюдения. В сводке данных важная роль принадлежит теории группировок; для выявления и моделирования различных взаимосвязей используются статистические методы
корреляции, регрессии, факторного и кластерного анализа и др. Однако маркетинговое изучение поведения и предпочтений покупателей часто основывается на неформализованных описательных характеристиках, качественных (атрибутивных) оценках. И в этих случаях методика анализа базируется на условных или порядковых шкалах:
• точечных рейтинговых:
• ранжированных;
• постоянной суммы;
• согласительных;
• семантического дифференциала.
Соединение неформализованных характеристик с методами количественного анализа позволит выяснить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями и обосновать выбор наиболее эффективных коммерческих решений.
В целом необходимо отметить, что методология анализа подчинена целям исследования и в определенной мере обусловлена имеющимися исходными данными. Не следует во всех случаях стремиться к использованию сложных методов (в частности, эконометрических), если нужные выводы можно получить на основе применения более простых способов анализа.
Информация о работе Процесс проведения статистического наблюдения