Психологические особенности студенческого возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 00:17, реферат
Описание работы
Студенческий возраст (юность) – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
Формирование внимания и его
свойств у студентов предполагает воздействие
на направленность их личности, волю, отношение
к труду. Для этого нужно разъяснять им
предстоящие профессиональные обязанности,
упражнять в решении задач, требующих
правильного восприятия и быстрого осмысливания
ситуаций будущей работы (выделение в
этих ситуациях главного и второстепенного).
Внимание и внимательность формируются
у студентов в процессе активной учебной
деятельности, благодаря поддержанию
дисциплины и организованности на всех
занятиях. Для совершенствования отдельных
свойств внимания применимы специальные
упражнения на его переключение, распределение,
устойчивость и т. д.
Память студентов развивается
в процессе их деятельности. При этом наблюдается
ее профессионализация. Например, математик,
как правило, лучше запоминает то, что
связано с числовыми величинами, их преобразованием,
с выполнением определенных, связанных
с использованием математики, обязанностей.
У студента — будущего преподавателя
развивается память на людей, он лучше
помнит проявление их чувств, особенности
поведения, биографические сведения. Однако
было бы неправильно надеяться на стихийный
результат. Можно и необходимо ставить
и целеустремленно решать задачу развития
и совершенствования памяти у студентов
в соответствии с требованиями их будущей
профессии.
Следует не только хорошо запомнить
и сохранить в памяти необходимые в будущем
знания, но и быть всегда готовым к быстрому
и точному их воспроизведению в условиях
профессиональной деятельности. Готовность
памяти специалиста должна быть достаточно
высокой, особенно если будущая практическая
деятельность отличается динамичностью
и неожиданными осложнениями.
Для развития памяти в процессе
обучения в высшей школе существуют определенные
рекомендации:
1. Протекание процессов
запоминания, сохранения и воспроизведения
определяется тем, какое место
занимает данный материал в
деятельности студентов, т. е. память
всегда избирательна (запоминается
то, что значимо).
2. При обучении не следует
сообщать весь материал в готовом
виде, а раскрывать его постепенно
в процессе собственных действий
студентов над изучаемым материалом.
3. Память развивается
наиболее успешно, если в процессе
обучения на нее обращается
особое внимание, ибо стихийное
ее развитие, как правило, бывает
неэффективным, т. е. при изложении
материала нужно давать установку
на запоминание, сообщать приемы
лучшего запоминания, мобилизовать
и привлекать внимание, вызывать интерес
и т. д. Возможности же человеческой памяти
очень большие. Теоретически человек в
течение своей жизни способен хранить
информацию примерно близкую к емкости
ее в книгах библиотеки им. В. И. Ленина
в Москве.
4. Содержание обучения
по тому или иному предмету
должно быть логически связано
со всей системой знаний, получаемых
студентом в высшей школе.
5. Память студентов улучшается,
если у них повышается ответственность
за результаты своей будущей
деятельности.
Безответственность, равнодушие
и забывчивость нередко соседствуют. Практика
обучения в вузах показывает, что любовь
и интерес к профессии — условие эффективной
профессионализации и улучшения памяти
студентов. Этому способствует живое изложение
преподавателем изучаемого материала,
насыщенность его выступлений яркими,
убедительными и поучительными примерами
и сравнениями, а также использование
различных наглядных пособий.
Овладение приемами лучшего
запоминания, постоянная установка на
глубокое понимание и осмысливание материала
расширяют объем и прочность запоминаемого
материала.
В обучении следует учитывать
конкретные требования, которые предъявляет
профессия к памяти специалиста. Без хорошего
функционирования памяти при напряжении
сил, переживании отрицательных эмоций,
которые могут возникнуть при усложнении
задач деятельности, в случае конфликта
невозможно успешно использовать свои
знания, навыки, умения, опыт. Готовность
памяти к быстрому и точному воспроизведению
в сложных ситуациях профессиональной
деятельности обеспечивает правильное
использование знаний, умений и навыков,
и следовательно, успех решения возникших
проблем. Если же специалист при выполнении
сложной задачи неточно или замедленно
воспроизводит, «роется в своей памяти»,
он может допустить ошибку. Отсюда необходимость
тренировки памяти студентов в условиях,
близких к реальной их профессиональной
деятельности.
Важное значение имеет самовоспитание
памяти. Тренировка в точном запоминании
и воспроизведении сначала главного, а
потом и деталей в своей работе улучшает
память. Полезно ставить такие задачи
на запоминание, которые бы несколько
превышали возможности личности. Развитию
памяти помогают настойчивость, внимательность,
привычка доводить начатое дело до конца,
дисциплинированность и организованность
в работе.
Память каждого отдельного
студента имеет свои особенности. Один
студент хорошо запоминает наглядный
материал или лица людей, другой — отвлеченный
материал или цифры. Есть студенты, которые
лучше помнят увиденное (зрительный тип
памяти), другие — услышанное (слуховой
тип), а третьи — то, что явилось предметом
их двигательной активности (двигательный
тип). Некоторые студенты стремятся запомнить
механически, другие логически. Один и
тот же студент запоминает материал разных
научных дисциплин неодинаково хорошо.
Некоторые профессии требуют
более высокого развития отдельных видов
памяти: словесно-логической, наглядно-образной,
оперативной, двигательной и т. д. Целенаправленное
формирование обеспечивается упражнениями.
Например, для развития профессиональной
оперативной памяти следует предложить
решение задач в уме, проведение классификации
объектов сразу после их восприятия. И
наконец, следует подчеркнуть, что профессиональная
память улучшается вместе с всесторонним
развитием личности.
Важная роль в познании реального
мира и сохранении опыта человека принадлежит
представлениям. Чем ярче и богаче представления
специалиста, относящиеся к его профессии,
тем лучше он ориентируется в задачах
деятельности, правильнее принимает и
выполняет решения, направленные на достижение
цели.
Представление о своей будущей
работе является своеобразной внутренней
моделью ожидаемых условий профессиональной
деятельности, оказывающей влияние на
процесс обучения студентов. Эти представления
служат своего рода ориентирами, которые
помогают разделить знания, получаемые
в институте, на «применимые» и «неприменимые»
в будущем. Таким образом, эти представления
оказывают воздействие на выработку профессиональных
качеств, навыков, на отношение студентов
ко всему учебному процессу.
Вместе с тем, чем полнее у студента
представления, требуемые его будущей
профессией, тем успешнее он выполнит
впоследствии свои обязанности. Педагогические
представления способствуют успеху в
работе преподавателя. Разнообразие технических
представлений — залог успешного овладения
техникой. Богатство исторических представлений
— существенное условие конкретного и
полного знания истории и т. д. Конечно,
для успешной деятельности специалиста
требуется высокое развитие не только
одного или двух наиболее нужных ему видов
представлений. Важно также, чтобы у него
были достаточно живые и точные представления
различных видов.
Для успешного развития полноты,
правильности, ясности профессиональных
представлений необходимы интерес и любовь
студента к своей специальности. Поэтому
очень важно ярко и убедительно разъяснять
студентам социальную значимость их профессии,
показывать ее эмоционально-привлекательные
стороны.
Незаменимыми средствами формирования
зрительных, двигательных, а также схематических
представлений у студентов являются учебные
кинофильмы, диафильмы.
На основе представлений, а
также разнообразных знаний функционирует
воображение. Нет ни одной профессии, занимаясь
которой специалист мог бы обойтись без
воображения.
Воображение не является врожденным
и постоянным качеством человека, как
и другие психические процессы и свойства,
оно развивается и совершенствуется. Сила
и направленность его зависит от идейности
человека, мышления и памяти, от ранее
полученных представлений и впечатлений,
от трудового опыта. У студентов профессиональное
воображение развивается на основе накопления
знаний и представлений. Но дело не только
в том, чтобы получить как можно больше
нужных знаний и представлений. Это, конечно,
необходимо, однако еще недостаточно для
гибкого и творческого воображения. Человек
может обладать знаниями, совершенствовать
их, и в то же время его воображение остается
бедным и пассивным.
Сильное и точное воображение
формируется в процессе творческой деятельности,
связанной с активностью памяти, мышления,
воли. Когда психические процессы протекают
активно, когда прилагаются определенные
усилия к тому, чтобы применять уже накопленный
опыт, тогда возникают благоприятные условия
для совершенствования воображения.
Для стимулирования и развития
воображения применяют разнообразные
методы и средства. Так, например, создать
образы воображения, отражающие динамику
будущей профессиональной деятельности,
помогают заранее изготовленные тематические
диафильмы, вычерчивание схем и рисунков.
Изображение с их помощью возможных вариантов
развертывания будущих действий, а также
умственное их проигрывание помогают
студентам выработать оптимальные программы
будущей профессиональной деятельности.
На занятиях ставят перед студентами такие
задачи, которые позволяют проявить самостоятельность,
находчивость, творчество. Определенный
результат достигается тогда, когда студент
анализирует свои практические действия,
оценивает полученные знания, мысленно
соотносит их с будущей практической деятельностью.
Развитию воображения содействуют
образные выражения, пословицы, умение
сближать разнородные факты и явления,
анализировать и связывать разные впечатления
и представления и создавать на их основе
новые образы. Несомненна польза от чтения
и разбора художественной литературы,
изучения жизни и деятельности выдающихся
ученых в области избранной профессии.
Любое профессиональное творчество
отличается своеобразием. Так, например,
в процессе технического творчества инженер,
исходя из общего понимания задачи, изучает
техническую литературу, наблюдает работу
техники в различных условиях.
Постепенно рождается образ
схемы конструктивного решения задачи.
Наступает новая стадия творчества —
поиск конкретного технического воплощения
схемы этого решения. Выдвигаются предположения,
идет их проверка, составляются варианты
чертежей, производятся расчеты, делаются
модели. Постепенно умственное и практическое
экспериментирование, комбинирование
технических знаний и образов приводит
к предметному оформлению изобретения.
Педагогическое творчество
базируется на чувстве нового, постоянном
пополнении знаний, глубоком изучении
и перспективном осмысливании конкретных
условий своей работы, поиске наиболее
действенных методов и средств воспитания. В научном творчестве большую
роль играет гипотеза, умственный эксперимент,
догадка. В художественном творчестве
– наглядные образы, их яркость.
Необходимо отметить, что творчество
основано не только на воображении, но
и на мышлении, оно следствие включенности
в деятельность всей личности, ее способностей,
направленности и мотивов поведения.
Безусловно, очень важно нацелить
студентов на самостоятельную работу
над речью: свободно выступать на семинаре
(без подробного конспекта), учиться говорить
так, чтобы словам было тесно, а мыслям
просторно, встретив незнакомое слово
— обращаться к словарям, запоминать яркие
выражения, устранять дефекты произношения
и т. д. Надо поддерживать стремление студентов
к четкому речевому оформлению своих мыслей,
так как действенно осмысливается и понимается
то, что может быть выражено словами. Большое
значение для обучения устной речи имеет
создание проблемных ситуаций, вызывающих
потребность и мотивы высказывания, выдвижения
предположений, активного мышления.
Итак, подведем итоги. Познавательная
активность включает широкий круг задач.
Она может явиться составной частью различных
видов как учебной, так и внеучебной деятельности
обучающихся, содействующих углублению
и расширению сферы познания студентов
в избранной ими специальности. То, насколько
активно буду развиваться познавательные
процессы у студентов, напрямую зависит
от преподавателей. Именно они могут сформировать
у студента творческие качества личности,
потребностей и возможностей выйти за
пределы изучаемого материала, способности
к саморазвитию и непрерывному самообразованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация познавательной
деятельности студента без развития его
познавательного интереса не только трудна,
но практически невозможна. Вот почему
в процессе обучения необходимо систематически
возбуждать, развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный мотив учения,
и как стойкую черту личности, и как мощное
средство воспитывающего обучения, повышения
его качества.
Успешное преподавание не мыслимо
без стимулирования активности студентов
в процессе обучения. Компонент стимулирования
не обязательно следует за организацией.
Он может предшествовать ей, может осуществляться
одновременно, но может и завершать ее.
Стимулирование выполняет задачу – привлечь
внимание обучающихся к теме, пробудить
у них любознательность, любопытство,
познавательный интерес. Одновременно
необходимо развивать у учащихся чувства
долга и ответственности, активизирующие
учение. Важно не только удовлетворить
потребность в изучении темы в самом начале
занятия, раскрывая ее значимость, необычность,
но и продумать приемы стимулирования,
которые будут использованы по ходу занятия
и, особенно во второй части его, когда
наступает естественное утомление, и учащиеся
нуждаются во влияниях снимающих напряжение,
перегрузку и вызывающих желание активно
усваивать учебный материал.
В данной работе нами были сделаны
следующие выводы: