Равновесие совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике предприятия как обособленные хозяйствующие субъекты выступают по отношению друг к другу как конкуренты. В конкурентной рыночной среде их стремление к максимизации прибыли определяется теми условиями, в которых протекает эта борьба. Это: количество и размеры предприятий, тип выпускаемой продукции, легкость или затруднения входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации, и др., т. е. условия, которые характеризуют тот или иной вид конкуренции. Поэтому экономическая теория не только рассматривает конкуренцию как важнейший элемент рыночного механизма, но и анализирует поведение предприятия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Поэтому данная тема является актуальной.
В контрольной работе изучим, что такое совершенная конкуренция, равновесие чистого конкурента в долго- и краткосрочных периодах, условие максимизации прибыли, самоокупаемости, минимизации убытков, закрытие фирмы, а также парадокс прибыли.

Содержание работы

1. Совершенная конкуренция. Равновесие чистого конкурента в краткосрочном периоде. 3
2. Максимизация прибыли, работа на самоокупаемости, минимизация убытков, закрытие фирмы в краткосрочном периоде. 6
3. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы. Парадокс прибыли. 9
Заключение. 11
Задачи. 12
Список литературы.

Файлы: 1 файл

13мик+.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)


Вариант 13

 

Равновесие совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Введение.            2

1. Совершенная конкуренция. Равновесие чистого конкурента в краткосрочном периоде.         3

2. Максимизация прибыли, работа на самоокупаемости, минимизация убытков, закрытие фирмы в краткосрочном периоде.     6

3. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.  Парадокс прибыли. 9

Заключение.                   11

Задачи.                    12

Список литературы.                  15

 

 

 

 

 

Введение.

 

    В рыночной экономике предприятия как обособленные хозяйствующие субъекты выступают по отношению друг к другу как конкуренты. В конкурентной рыночной среде их стремление к максимизации прибыли определяется теми условиями, в которых протекает эта борьба. Это: количество и размеры предприятий, тип выпускаемой продукции, легкость или затруднения входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации, и др., т. е. условия, которые характеризуют тот или иной вид конкуренции. Поэтому экономическая теория не только рассматривает конкуренцию как важнейший элемент рыночного механизма, но и анализирует поведение предприятия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Поэтому данная тема является актуальной.

    В контрольной работе  изучим, что такое совершенная конкуренция, равновесие чистого конкурента в долго- и краткосрочных периодах, условие максимизации прибыли, самоокупаемости, минимизации убытков, закрытие фирмы, а также парадокс прибыли.

 

 

 

 

1. Совершенная конкуренция. Равновесие чистого конкурента в краткосрочном периоде.

 

    Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Цена на однородную продукцию на таком рынке складывается стихийно под воздействием спроса и предложения. В основе ее лежит общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда на производство единицы продукции. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и т.д. рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т. е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

    Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении. В таком рынке новые фирмы могут свободно входить в него, а существующие - свободно покидать его. Для этого не существует ни законодательных, ни технологических, ни финансовых или других серьезных препятствий. Ограничителем здесь выступает лишь получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются. До этой точки он будет существовать в данной отрасли, после нее - покидает отрасль, перемещая капитал в ту из них, которая приносит наивысшую прибыль. Это в свою очередь означает, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределяются эффективно. [2, с. 114]

    Спрос на продукцию фирмы. Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 1).

Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы

 

     Предложение фирмы. В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.

Рис. 2. Кривая предложения фирмы

 

    Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы (рис. 4). Остановимся на сравнении графиков равновесия отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно заметить, что, помимо различий в масштабах производства, эти графики отличаются наклоном кривой спроса (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Равновесие отрасли        Рис. 4. Равновесие фирмы

 

    При анализе поведения фирмы используется важное теоретическое допущение, что производитель ведет себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы. Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.

    Следовательно, MP = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых MP и МС является точкой равновесия фирмы (точка на рис. 4). Поскольку при совершенной конкуренции Р = MR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р' = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

    Равновесие фирмы характеризуется равновесной ценой РЕ и равновесным объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума. [4, с. 265-266]

 

2. Максимизация прибыли, работа  на самоокупаемости, минимизация  убытков, закрытие фирмы в краткосрочном  периоде.

 

    В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства. Для определения его оптимального значения используются два подхода:

1. Сравнение общего дохода с общими издержками.

    Экономическая прибыль определяется как разность между общим доходом и общими издержками. Оптимальным объемом выпуска будет тот, при котором прибыль максимальна.

П = TR – TC

    В случае, когда цена не покрывает всех затрат, фирма изберет объем выпуска, позволяющий минимизировать убытки.

Рис. 5. Совокупные выручка, издержки и  прибыль фирмы.

 

    При этом компания будет осуществлять производство до тех пор, пока общий доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат. В противном случае все постоянные затраты придется оплачивать за счет фирмы. Если общий доход не позволяет возместить даже переменные затраты, лучшим выходом для фирмы является временная остановка производства. [1, с. 73-74]

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек.

    Второй подход к определению оптимального объема выпуска предполагает сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции прибавляет к доходу и издержкам.

    На начальных стадиях производства предельный доход превышает предельные издержки, т.е. каждая дополнительная единица продукции увеличивает совокупную прибыль. Затем в соответствии с законом убывающей отдачи факторов производства предельные издержки начинают возрастать и, в конце концов, превышают предельный доход. Следовательно, совокупная прибыль уменьшается. Разделяет эти два интервала точка равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где МR = МС. Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек.

    При использовании данного правила при втором подходе для определения оптимального объема выпуска выделяют четыре случая:

    1. Максимизация прибыли. Допустим, что кривые предельного дохода (MR) и издержек конкурентной фирмы (МС) выглядят так, как показано на рис. 6.

Фирма  максимизирует прибыль в точке М, выпуская в соответствии с правилом MR = МС Ql единиц производства. Валовой доход определяется произведением цены Р1 и объема выпуска Ql и равен площади фигуры OP1MQ1. Валовые издержки соответствуют площади прямоугольника OCKQ1. Разность между валовым доходом и валовыми издержками образует экономическую прибыль, равную площади заштрихованной фигуры СР1МК.

Рис. 6. Максимизация прибыли конкурентной фирмы.

[6, с.205-206]

    2. Самоокупаемость.  В случае снижения рыночной цены до уровня минимальных средних издержек (Р=АТС) фирма будет продолжать производство, функционируя на основе самоокупаемости. При этом, не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую (нормальную) прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет производство, для которого совокупные издержки минимально превышают совокупную выручку (рис. 7).

 

Рис. 7. Самоокупаемость  конкурентной фирмы.

[5, с. 164]

    3. Минимизация убытков. При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может понизиться с Р1 до P2. В этом случае валовой доход станет меньше валовых издержек и фирма будет терпеть убытки (рис. 8).

Рис. 8. Минимизация убытков конкурентной фирмы.

 

    В соответствии с правилом MR = МС фирма выпускает Q2 единиц продукции, обеспечивающее минимизацию убытков. Валовой доход равен площади заштрихованной фигуры. Валовые издержки превышают валовой доход на величину убытков (Р2МКС). Фирме следует продолжать производство, так как доход позволяет возместить все переменные издержки и часть постоянных затрат.

    4. Закрытие фирмы. В случае дальнейшего понижения цены может наступить момент, когда доход не позволит возместить даже переменные издержки. В этой ситуации фирма должна временно прекратить производство. При благоприятном изменении рыночной конъюнктуры производство может быть возобновлено.

    Проведенный анализ показывает, что в условиях заданной рынком неизменной цены (совершенно эластичной кривой спроса) количество продукции, которое фирма готова поставить на рынок, зависит от предельных издержек. Следовательно, кривая предложения конкурентной фирмы будет совпадать с восходящим отрезком кривой МС, расположенным выше средних переменных издержек AVC (рис. 8). Сумма индивидуальных предложений всех фирм в отрасли образует отраслевое рыночное предложение.

[6, с.206-207]

 

 

 

 

3. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы. Парадокс прибыли.

 

    Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что, во-первых, производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и, во-вторых, число фирм на рынке может изменяться. Причем в условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм абсолютно свободны. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыли становится регулятором привлечения в отрасль новых капиталов, новых фирм.

    Если установившаяся в отрасли рыночная цена выше минимума средних издержек, то возможность получения экономической прибыли послужит стимулом для входа в отрасль новых фирм. Вследствие этого отраслевое предложение возрастет (S S1), a цена понизится (Р Р1), как показано на рис. 9. И наоборот, если фирмы терпят убытки (при цене ниже минимума средних издержек), это приведет к закрытию многих из них и оттоку капитала из отрасли. В результате отраслевое предложение уменьшится (S S2) Ду, что приведет к повышению цены (Р Р2).

    Процесс входа и выхода фирм прекратится только тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. У фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула выйти из дела, а у других фирм отсутствует заинтересованность войти в дело. Экономическая прибыль отсутствует, когда цена совпадает с минимумом средних издержек Р = АТСmin. В данном случае речь идет о долгосрочных средних издержках LAC.

    Долгосрочные средние издержки LAC - это издержки производства единицы продукции в долгосрочном периоде. Каждая точка LAC соответствует минимуму краткосрочных единичных издержек АТС при любом размере предприятия (объеме выпуска). Характер кривой долгосрочных издержек связан с понятием эффекта масштаба, который описывает зависимость между масштабом производства и величиной издержек. Минимум долгосрочных издержек определяет оптимальный размер предприятия. В случае, если цена равна минимуму долгосрочных единичных издержек, прибыль фирмы в долгосрочном периоде равна нулю.

Рис. 9. Изменение отраслевого предложения

    Таким образом, условие долгосрочного равновесия фирмы — равенство цены минимуму долгосрочных единичных издержек РЕ = LACmin (рис. 10).

Рис. 10. Долгосрочное равновесие фирмы

 

     Производство при минимальных средних издержках означает производство при наиболее эффективной комбинации ресурсов, т.е. фирмы используют факторы производства и технологию наилучшим образом. Это, безусловно, явление положительное, прежде всего для потребителя. Оно означает, что потребитель получает максимальный объем продукции по самой низкой цене, которую допускают единичные издержки.

Информация о работе Равновесие совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах