Равновесие совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике предприятия как обособленные хозяйствующие субъекты выступают по отношению друг к другу как конкуренты. В конкурентной рыночной среде их стремление к максимизации прибыли определяется теми условиями, в которых протекает эта борьба. Это: количество и размеры предприятий, тип выпускаемой продукции, легкость или затруднения входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации, и др., т. е. условия, которые характеризуют тот или иной вид конкуренции. Поэтому экономическая теория не только рассматривает конкуренцию как важнейший элемент рыночного механизма, но и анализирует поведение предприятия в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Поэтому данная тема является актуальной.
В контрольной работе изучим, что такое совершенная конкуренция, равновесие чистого конкурента в долго- и краткосрочных периодах, условие максимизации прибыли, самоокупаемости, минимизации убытков, закрытие фирмы, а также парадокс прибыли.

Содержание работы

1. Совершенная конкуренция. Равновесие чистого конкурента в краткосрочном периоде. 3
2. Максимизация прибыли, работа на самоокупаемости, минимизация убытков, закрытие фирмы в краткосрочном периоде. 6
3. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы. Парадокс прибыли. 9
Заключение. 11
Задачи. 12
Список литературы.

Файлы: 1 файл

13мик+.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

    Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде так же, как и кривая краткосрочного предложения, представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек LMC, расположенную выше точки Е — минимума долгосрочных единичных издержек LACmin. Кривая предложения отрасли получается суммированием объемов долгосрочного предложения отдельных фирм. Однако, в отличие от краткосрочного периода, в долгосрочном число фирм может меняться.

    Итак, в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции цена товара тяготеет к минимуму средних издержек, а это, в свою очередь, означает, что при достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю. [8, с. 169-171]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям.

    Кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта.  В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.

    Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы, MP = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых MP и МС является точкой равновесия фирмы.

    В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства. Для определения его оптимального значения используются два подхода:

1. Сравнение общего дохода с общими издержками.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек.

    Фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где МR = МС. Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек.

    В случае снижения рыночной цены до уровня минимальных средних издержек (Р=АТС) фирма будет продолжать производство, функционируя на основе самоокупаемости.

    Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что, во-первых, производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и, во-вторых, число фирм на рынке может изменяться. Причем в условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм абсолютно свободны. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыли становится регулятором привлечения в отрасль новых капиталов, новых фирм.

    Процесс входа и выхода фирм прекратится только тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать.

    Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции цена товара тяготеет к минимуму средних издержек, а это, в свою очередь, означает, что при достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю.

 

 

 

 

 

Задачи.

 

    1. Что  такое  Х-неэффективность?  Всегда  ли  монополия  приводит к Х-неэффективности?

    Х-неэффективность - неспособность  произвести любой заданный объем  продукции при самых низких  средних и совокупных издержках  производства.

    Х-неэффективность - величина, показывающая падение эффективности деятельности фирмы ниже максимально возможной эффективности.

    Монополия всегда приводит  к Х-неэффективности, так как  одной из особенностей рыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне фирму вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать. В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы — от зарплаты неэффективного работника до необоснованных издержек на содержание топ-менеджеров — без проблем могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

 

2. Фирма является совершенным  конкурентом на товарном рынке   и  рынке  труда. При максимизации  прибыли  предельный  продукт  труда равен 2, ставка  заработной  платы составляет 10 ден. ед. Какая  цена на продукцию фирмы?

Решение

 

    Так как рынок труда совершенно конкурентный, то MRPL = W.

    Так как на товарном  рынке фирма также является  совершенным конкурентом, то  MRPL = MPL*Pтов.

    Тогда MPL*Pтов= W,  отсюда Ртов = W/MPL = 10/2 = 5 ден. ед.

 

Ответ: Ртов = 5 ден. ед.

 

 

 

3. В  совершенно  конкурентной  отрасли  действуют 100  фирм, для  каждой  из  них  совокупные  издержки  составляют TC = 100+2q+0,05q2,  где q – выпуск отдельной фирмы. Отраслевой спрос Qd =1600-200Р. Определить: 1) функцию отраслевого предложения конкурентной  фирмы  в  краткосрочном  периоде; 2)  равновесные цену и отраслевой выпуск; 3) объем производства отдельной фирмы.

Решение

 

    1. Найдем функцию   отраслевого  предложения.  Известно,  что  в  краткосрочном периоде  предложение отдельной конкурентной  фирмы – это функция ее  предельных  издержек,  а  отраслевое  предложение – функция  суммарных предельных издержек конкурентных фирм. 

    Найдем  предложение   отдельной  фирмы.  Предельные  издержки рассчитываются как  первая производная функции совокупных  издержек

по объему производства: МС = (ТС)’ = 2+0,1q.

   Это означает, что мы знаем обратную  функцию  предложения  отдельной  фирмы (МС = Р),  т.е. Р = 2+0,1q, отсюда q = 10Р – 20.

Так как таких фирм 100, то отраслевое  предложение Qs = 100q = 100(10P-20) = 1000P-2000.

2. Теперь можем определить  параметры равновесия  на  рынке по  правилу

Qd = Qs.

1600-200Р=1000P-2000, отсюда Р = 3 ден. ед.

Q = 1000*3-2000 = 1000 ед.

 3. Находим объем производства отдельной фирмы. Отраслевой  объем продаж – 1000 ед. Его  обеспечивают 100 одинаковых фирм. Следовательно,  отдельная фирма выпускает 1000/100 = 10 ед. товара.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

Ответ: Qs = 1000P-2000, Р = 3 ден. ед, Q = 1000 ед., q = 10 ед.

 

4. Монополист,  имевший  нулевую   экономическую  прибыль, уменьшил  производство  продукции  с 350  до 250  шт.  В результате средние издержки  увеличились на 10,  а цена  выросла на 12  ден.  ед. Определить, как изменилась совокупная прибыль фирмы?

 

Решение

 

∆Q = 100 шт.

ТС = АТС*Q, ∆ТС = ∆АТС*∆Q = 10*100 = 1000 ден. ед.

TR = P*Q, ∆TR = ∆P*∆Q = 12*100 = 1200 ден. ед.

П = TR-TC = 1200-1000 = 200 ден. ед.

 

Ответ: прибыль возросла на 200 ден. ед.

 

 

 5. Фирма направляет своего работника на краткосрочные курсы повышения квалификации и оплачивает его обучение в размере 2 млн.  ден.  ед.,  выдвигая  условие,  что  он  проработает  в фирме последующие 2 года. Производительность работника после курсов повысилась с 10 до 11,2 млн. ден. ед. в год, получаемых в конце года. Ставка процента  составляет 20 %  годовых. Имело ли смысл фирме направлять работника на курсы, если он проработает только 2 года? Что бы  вы  предложили  изменить  в условиях  оплаты  его обучения на курсах повышения квалификации?

 

Решение

 

Определим настоящую стоимость  будущих доходов с помощью формулы дисконтирования:

где Pt  - доход t-го года, r – ставка процента, t – порядковый номер года.

PV =(1,2/(1+0,2))+(1,2/(1+0,2)2) = 1,83 млн. ден. ед.

Нет, фирме не имеет смысла направлять работника на курсы, если он после  них проработает в фирме 2 года, так как фирма понесет убытки в размере 0,17 млн. ден. ед. (2-1,83).

Мы предлагаем заплатить за обучение ежегодно по 1 млн. ден. ед. Проверим:

PV =(1/(1+0,2))+(1/(1+0,2)2) = 1,53 млн. ден. ед.

П = 1,83-1,53  =0,3 млн. ден. ед.

Тогда бы фирма получила прибыль  в размере 0,3 млн. ден. ед.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Бродская Т.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие.- М.:РИОР, 2008.- 208с.

2. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. - Мн.: Выш. шк., 2006.-397 с.

3. Микроэкономика: метод. указания  к контрол. работе по одноим. курсу для студентов экон. специальностей заоч. формы обучения / авт.-сост.: Р. И. Громыко, О. Я. Потехина. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2007. -41 с.

4. Сажина М. А., Экономическая теория : учеб. для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 672 с.

5. Экономическая теория. Введение  в экономику. Микроэкономика : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С.  Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра  экон. наук, проф. Н.С. Косова. – 2-е изд., стер. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – Ч. 1. – 232 с.

6. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/Под ред. Э. И. Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 664 с.

7. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с. - (Серия «Высшее образование»).

8. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой.— 2-е изд.,  перераб.  и доп.   —  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.

 

 


Информация о работе Равновесие совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах