Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:56, курсовая работа
Маркетинг — это не только реклама и сбыт. Настоящий маркетинг занимается не столько сбытом, сколько изучением того, что производить! Организации добиваются лидерства на рынке, если они способны понять нужды потребителя и найти такие способы их удовлетворения, которые обеспечат наивысшие ценность, качество и сервис. Никакие объемы рекламы или сбыта не в состоянии компенсировать неудовлетворенность потребителя. В маркетинговой практике используется аналогичный подход и для удовлетворения потребностей лиц, не являющихся конечными потребителями. Выгодные потребители — это только одна из групп нашего общества, поэтому важно поддерживать связи и с другими категориями граждан.
Введение
3 - 5
1.Разработка нового товара.
6 - 16
2.Исследование факторов успеха и провала новых товаров. 17 - 21
3. Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок на примере компании
Colgate – Palmolive. 22 - 30
Заключение 31 - 33
Литература 34 - 34
Организации, являющиеся лидерами в области разработки новых продуктов, обычно уделяют много внимания выявлению факторов их успеха, проводя в этой области специальные исследования.
Конкретизация общих факторов
успеха обычно осуществляется в направлении
получения количественных оценок, характеризующих
их относительную роль.
Необходимая информация прежде всего
собирается экспертным путем как среди
сотрудников организации (в отделе новой
техники, в службе НИОКР, в отделе маркетинга
и сбыта и т.п.), так и среди торговых посредников
и потребителей.
Опросы менеджеров, занимающихся разработкой новых продуктов, выявили следующие основные факторы успеха нового продукта (табл. 1)[7]. Цифры в таблице характеризуют процент опрошенных, отметивших важность данных факторов.
Таблица 1 Факторы успеха нового продукта
|Факторы успеха |% |
|Адаптированность продукта к требованиям
рынка |85 |
|Соответствие продукта особым возможностям
фирмы |62 |
|Технологическое превосходство продукта
|52 |
|Поддержка новых продуктов руководством
фирмы |45 |
|Использование оценочных процедур при
выборе новых моделей |33 |
|Благоприятная конкурентная среда |31
|
|Соответствие организационной структуры
задачам разработки |15 |
|нового продукта | |
Из приведенных данных вытекает, что главными факторами успеха являются, с одной стороны, соответствие продукта требованиям рынка, а с другой — возможности организации по его разработке и производству. Важно располагать превосходной технологией, опираться на поддержку руководства и адаптировать многостадийную разработку к процессу принятия товара рынком.
Исследование, проведенное на британском рынке, выявило следующую значимость факторов успеха новых продуктов, производимых японскими и британскими фирмами (табл. 2, в которой п означает число опрошенных фирм).
Из таблицы видно, что наиболее часто ключевым критерием здесь также называли степень адаптации к требованиям покупателей. И только относительно небольшая доля фирм (1/4), как японских, так и британских, считает эффективный маркетинг важным критерием успеха.
Сравнение оценок, полученных от японских и британских фирм, обнаруживает, что первые из них придают большее значение наличию конкурентного преимущества, а вторые — большей адаптации к запросам потребителей.
Факторы успеха новых продуктов, выявленные на британском рынке
| |Процент фирм |
|Факторы успеха | |
| |Японских (п = |Британских (п =|
| |116) |86) |
|Хорошая адаптированность к |69,8 |75,6 |
|потребностям | | |
|Превосходство над конкурентами: | | |
|По качеству |79,3 |59,3 |
|По дизайну |69,8 |45,3 |
|По соотношению достоинства/цена |58,6 |61,6
|
|По конструкции |55,2 |48,8 |
|Весьма конкурентная цена |41,4 |27,9 |
|Адаптированность к возможностям |39,7
|34,9 |
|фирмы | | |
|Уникальность |36,2 |29,1 |
|Эффективный маркетинг |27,6 |25,6 |
|Глубокий анализ рынка |27,6 |18,6 |
|Большой объем рынка |20,7 |16,3 |
|Синергия производство/маркетинг |16,4
|18,6 |
|Уклонение от рынков с высокой | | |
|конкуренцией | | |
|И удовлетворенными покупателями |7,8 |10,5
|
|Уклонение от динамичных рынков с| | |
|частой | | |
|Сменой товаров |2,6 |4,7 |
Безусловно, приведенные данные носят обобщенный среднестатистический характер, они характеризуют скорее усредненные тенденции и подчеркивают значимость данного направления исследований. В каждом конкретном случае, для определенных отраслей и рынков, подобные исследования следует проводить специально. Ниже приводится вопросник, вопросы из которого могут быть использованы при проведении маркетинговых исследований конкретных видов товаров:
• Каковы тенденции продаж в физическом и денежном выражении (с разбивкой по товарам, сегментам, каналам сбыта)?
• Насколько силен имидж марки у товаров фирмы?
• Какие улучшения были внесены в товары?
• На какой стадии жизненного цикла находятся товары определенной марки?
• Знаете ли Вы специфические требования, предъявляемые к Вашим товарам потребителями конкретных рыночных сегментов?
• Адаптированы ли товары под потребности потребителей выбранных рыночных сегментов?
• Возможна ли адаптация характеристик Вашего товара или разработка нового товара под требования конкретных рыночных сегментов?
• Знаете ли Вы, на какие рыночную долю и объем продаж Вы можете рассчитывать в соответствии с конъюнктурой рынка и Вашими производственными возможностями?
• Собираетесь ли Вы после изготовления опытных образцов (партии) товара провести тестирование рынка?
• Имеете ли Вы систему послепродажного обслуживания продукта?
• Собираетесь ли Вы создать систему послепродажного обслуживания продукта?
• Собираетесь ли Вы включать стоимость послепродажного обслуживания в цену товара?[8]
Выпуск новых продуктов необходим для достижения успешного развития компании. Если этого не происходит, то по мере усиления конкуренции, изменения конъюнктуры рынка и технологий, внедрения нововведений других фирм компания будет терять свои позиции.
Однако разработка новых продуктов характеризуется высоким уровнем риска, составляющими которого являются технологический, рыночный и стратегический риски.
Технологический риск. обусловлен технологической инновацией, необходимой для технической осуществимости нововведения.
Рыночный риск определяется степенью оригинальности и сложности идеи нововведения, влияющей на восприимчивость рынка и издержки перехода для использования нового продукта.
Стратегический риск зависит от степени новизны продукта для данной компании. Чем выше новизна, тем выше уровень стратегического риска. С этой точки зрения можно выделить четыре уровня риска:
— рынок и технология известны — минимальный уровень риска, так как фирма опирается на свою компетентность;
— новый рынок, но известная технология — риск в основном коммерческий, зависит от нетехнологических инноваций;
— рынок известен, однако технология новая — риск в большей степени технический, определяется технологическими инновациями;
— новый рынок и новая технология — максимальный уровень риска, связанный с суммированием всех рисков.
Исследования, проведенные Booz,
Alien and Hamilton (1982), показали, что уровень провала
новых продуктов, недавно введенных на
рынок, составляет от
33 до 35%. Результаты исследований Crawford
(1978) свидетельствуют, что неудачу терпят
20—25% товаров промышленного назначения
и 30—35% товаров личного потребления. Опрос
138 фирм, осуществленный The Association of
National Advertisers (1984), дал следующие результаты:
неудачу терпят 27% расширения существующего
ассортимента, 31% нововведений торговых
марок и
46% собственно новых продуктов.[9]
Эти данные характеризуют рассматриваемую проблему лишь частично, поскольку многие проекты отбраковываются на стадии предварительной оценки в результате нехватки фондов, идей, времени. Риск усугубляется тем, что в связи со значительным влиянием технологических изменений сокращается жизненный цикл новых продуктов.
Поскольку ресурсы, выделяемые на разработку и осуществление инноваций, оправданны только в той мере, в которой они приводят к достижению целей компании, необходим анализ ранее осуществленных нововведений, позволяющий выявить ряд факторов, которые имели место в случае провала новых продуктов и в случае успешных нововведений.
По данным Hopkins & Bailey[10], в зависимости от влияния различных факторов причинами провала новых продуктов являются:
— недостаточный анализ рынка — 45%;
— дефекты продукта — 29%;
— недостаток эффективных маркетинговых мероприятий — 25%;
— чрезмерно высокие издержки — 19%;
— действия конкурентов — 17%;
— недостаток поддержки при выведении товара на рынок — 14%;
— производственные проблемы — 12%;
— другие причины — 24%.
Ряд исследований (Booz, Alien and Hamilton
(1982), Cooper R.G. (1988),
Твисс Б. (1989), Edgett S., Shirley D., Forbes G. (1992))[11]
показали сходные результаты, в соответствии с которыми ключевыми
факторами успеха являются:
— превосходство товара над конкурентами;
— сильная маркетинговая ориентация;
— использование эффекта синергии (сочетание технологических и нетехнологических инноваций и возможностей компании);
— соответствие целям организации;
— эффективная система отбора и оценки проектов;
— эффективное управление продуктами и контроль;
. привлекательность рынков;
. доступ к ресурсам;
— восприимчивость организации к нововведениям. При этом Cooper R.G. на основе изучения причин успеха и провала 195 промышленных товаров выделяет три ключевых фактора успеха :
1. Превосходство товара
над своими конкурентами, т. е. наличие
у него отличительных свойств,
способствующих лучшему
2. Маркетинговое ноу-хау компании, т. е. лучшее понимание рынка, поведения покупателей, темпов принятия новинки, длительности жизненного цикла товара и размеров потенциального рынка.
3. Высокая синергия НИОКР и производства, т. е. наличие технологического ноу-хау.
Уровни успеха для товаров, высоко оцениваемых по одному из названных факторов, равны соответственно 82, 79 и 64%. Товары с высокими оценками по всем трем факторам имеют уровень успеха порядка 90%.
На основе опроса потребителей
легковых автомобилей в городе
Красноярске в 1997-1998 годах можно
выявить причины успеха или неуспеха отечественных
и импортных автомобилей[12].
Рис. 2. Структура факторов, влияющих на потребительские предпочтения в выборе легкового автомобиля в 1997-1998 гг., %
Ассортимент 8%
Отечественные автомобили
1997 г. 1998 г.
Высокая цена 60%
Качество 18%
Ассортимент 12%
Другие 5%
[pic]
Высокая цена 65%
Качество 30%
Другие 5%
[pic]
Ассортимент 8%
Качество 23%
Ассортимент 18%
[pic]
Высокая цена 49%
Импортные автомобили
1997 г. 1998 г.
Высокая цена 51%
Ассортимент 25%
Рис.3. Состав и структура причин неудовлетворенного
спроса на легковые автомобили в 1997-1998г.,
%
Вывод: новый продукт при выведение его
на рынок имеет большие шансы потерпеть
неудачу. Существует три вида рисков:
1. рыночный;
2. стратегический;
3. технологический.
Поэтому компаниям важно знать как повысить
свои шансы на успех. Один из способов
состоит в том, чтобы, анализируя примеры
удачных товаров, пытаться обнаружить
то, что их объединяет. Результаты исследований
свидетельствуют, что главным фактором
успеха является сочетание уникальности
и качества, превосходящим качество конкурентной
продукции: выигрывает товар, объединяющий
в себе высокое качество, уникальные свойства
и повышенную потребительскую ценность.
Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок на примере компании Colgate – Palmolive.
Итак, при планировании инновационной деятельности необходимо помимо владения продуктом, превосходящим конкурентов, осуществлять тщательный анализ рынка и проводить эффективные маркетинговые мероприятия. Для этого необходимо получение информации: а) об окружающей среде, в которой действует компания;
6) о внутренних ресурсах компании; в) о взаимодействии компании с внешней средой, т. е. о реакции на ее изменение и реакции внешней среды на воздействие со стороны компании.
Способность компании получать информацию о новых направлениях научно- технического прогресса, изменениях потребительского спроса и вкусов потребителей, возможностях влияния на рынок и создания потребительских предпочтений, а также внутренних ограничениях производственного, финансового и прочего характера определяется информационными потоками, которые связывают компанию и рынок, на котором она работает.
При этом необходимо учитывать, что в современных условиях прослеживается тенденция к сокращению срока необходимых исследований рынка, обусловленная сокращением периода разработки нововведений и укорачиванием их жизненного цикла в результате ускорения технологического прогресса.
Однако на практике компании, занимающиеся нововведениями, даже при наличии сильной маркетинговой базы уделяют недостаточное внимание маркетинговым исследованиям, предшествующим выведению продукта на рынок.
Примером может служить ситуация,
в которой оказалась компания Colgate—
Palmolive, которая в 1985 г. занялась поиском
нового рынка для недавно разработанного,
но уже получившего признание продукта[13].
Colgate—Palmolive — это транснациональная
корпорация, работающая в 58 странах
и выпускающая на рынок
(“Палмолив”) считаются первыми номерами
в мире на соответствующих рынках.
Канадское отделение было открыто
в 1912 г. и с тех пор выросло в корпорацию
с ежегодным оборотом в 250 млн. долларов.
Вместе с двумя конкурентами — Procter &
Gamble и Lever — она полностью доминировала на рыночных секторах товаров
личной гигиены и домашнего хозяйства
в Канаде.
Головной офис и фабрика Colgate—Palmolive располагаются
в Торонто, в каждом из шести основных
регионов по всей Канаде созданы офисы
по продажам. Отдел маркетинга организован
в головном офисе и функционирует по системе,
ориентированной на продукт.
В ноябре 1984 г. французским отделением Colgate—Palmolive был разработан новый продукт — мыло “Клеопатра”. Несмотря на то, что по сравнению с другими марками его цена была выше на 23%, к концу 1985 г. “Клеопатра” стала маркой № 1 во Франции.
Успех во Франции получил большой резонанс в компании. Руководству канадского отделения компании было настоятельно рекомендовано провести исследования, чтобы определить, подходит ли “Клеопатра” для распространения в Канаде.
Канадский рынок мыла характеризовался интенсивной конкуренцией. Это было обусловлено рядом причин:
1. Медленный рост рынка,
совпадающий по темпам с
2. Множество новых марок и новых вариантов товаров, условиями выживания которых был захват доли рынка других продуктов.
3. Усиление конкуренции
со стороны неизвестных и
4. Медленное внедрение технологических новшеств, повторное представление товара преимущественно с использованием нововведений косметического характера (новый цвет, новые ароматические добавки).