Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли. При этом в условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции, государство убытки не покроет, банк на прежних условиях кредитов не даст, и предприятие окажется на грани банкротства, к тому же появятся конкуренты. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, руководителям и специалистам народного хозяйства надо осваивать методы и технику управления в условиях рыночных отношений. Концепцией управления в условиях рынка является маркетинг. И важно не только изучение концепции маркетинга, но и умение ее правильно использовать.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Основные теоретические положения планирования маркетинга на пищевом предприятии (обзор литературы, собственные позиции, точки зрения и т.д.).

Глава 2. Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции.

2.1 Комплексное исследование рынка.

2.1.1. Сегментирование рынка.

2.1.2. Анализ спроса и предложения на рынке.

2.1.3. Влияние макросреды на деятельность пищевого предприятия.

2.1.4. Анализ микросреды пищевого предприятия.

2.2. Разработка комплекса маркетинга.

2.2.1. Продукция.

2.2.2. Цена.

2.2.3. Методы распространения.

2.2.4. Методы продвижения.

2.3. Планирование маркетинга.

2.3.1. Определение цели маркетинга.

2.3.2. Разработка стратегии достижения цели.

2.3.3. Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции.

2.3.4. Определение программы действий.

2.3.5. Разработка бюджета маркетинга.

Выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 85.33 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
Введение. 
 
Глава 1. Основные теоретические положения планирования маркетинга на пищевом предприятии (обзор литературы, собственные позиции, точки зрения и т.д.). 
 
Глава 2. Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции. 
 
2.1 Комплексное исследование рынка. 
 
2.1.1. Сегментирование рынка. 
 
2.1.2. Анализ спроса и предложения на рынке. 
 
2.1.3. Влияние макросреды на деятельность пищевого предприятия. 
 
2.1.4. Анализ микросреды пищевого предприятия. 
 
2.2. Разработка комплекса маркетинга. 
 
2.2.1. Продукция. 
 
2.2.2. Цена. 
 
2.2.3. Методы распространения. 
 
2.2.4. Методы продвижения. 
 
2.3. Планирование маркетинга. 
 
2.3.1. Определение цели маркетинга. 
 
2.3.2. Разработка стратегии достижения цели. 
 
2.3.3. Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции. 
 
2.3.4. Определение программы действий. 
 
2.3.5. Разработка бюджета маркетинга. 
 
Выводы. 
 
 
Введение 
 
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия. 
 
Руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли. При этом в условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции, государство убытки не покроет, банк на прежних условиях кредитов не даст, и предприятие окажется на грани банкротства, к тому же появятся конкуренты. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, руководителям и специалистам народного хозяйства надо осваивать методы и технику управления в условиях рыночных отношений. Концепцией управления в условиях рынка является маркетинг. И важно не только изучение концепции маркетинга, но и умение ее правильно использовать. 
 
На сегодняшний день политика предприятий полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке. 
 
Направления и возможности применения концепции маркетинга в существенной мере зависят от организации маркетинга, включающей выбор организационной структуры управления, распределение задач, прав и ответственности в системе маркетинга, его кадровое обеспечение. 
 
Важной функцией маркетинга является планирование, основное содержание которого состоит в разработке и реализации планов маркетинговой деятельности. Выбор целей маркетинговой деятельности, стратегий их достижения, рациональное распределение ресурсов - это те вопросы, на которые должны искать ответы предприятия и организации, работающие в условиях рынка. 
 
К основным принципам маркетинга необходимо отнести тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений, создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка и к структуре спроса, а также воздействие на рынок и на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы. 
 
Цель представленной работы – анализ и совершенствование маркетинговой деятельности конкретного предприятия. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 
 
-  рассмотрение сущности и информационного обеспечения маркетинговой деятельности; 
 
-  характеристика концепции и организационной структуры управления маркетингом; 
 
-  проведение анализа деятельности службы маркетинга; 
 
-  формирование предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия. 
 
Объектом исследования курсовой работы является деятельность кофейни «Шоколадница» 
 
Предмет исследования – организация маркетинговой деятельности на исследуемом предприятии. 
 
 
Глава 1. Основные теоретические положения планирования маркетинга на пищевом предприятии 
 
В научной и учебной литературе можно встретить множество разнообразных определений маркетинга. Их различие в какой-то степени отражает этапы его развития. Классические (ограниченные) определения трактуют маркетинг как предпринимательскую деятельность в сфере сбыта. Так, словарь деловых терминов, изданный в США в 1948 г. Институтом Гамильтона, определил его как экономическую деятельность, состоящую в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю1. Современные (обобщенные) трактовки маркетинга характеризует более широкая проблематика.  
 
это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.-Известный специалист по маркетингу Ф. Котлер определяет маркетинг как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Более детализированным выглядит в целом аналогичное определение Американской ассоциации маркетинга, принятое в 1985 г. взамен практиковавшегося ранее, гласящее, что маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. Считая, что маркетинг не ограничивается товарами и услугами, так как его объектами могут быть организации («Красный Крест»), люди (кандидаты на занятие какой-либо должности), территории (Гавайи) и идеи («важность пристяжных ремней»), американские маркетологи Дж. Р. Эванс, Б. Борман предлагают в своей книге соответствующее определение. По их мнению, маркетинг  
 
Возрастание значения маркетинга в современных условиях связано с особенностями нынешнего этапа научно-технической революции, который интенсифицировал динамику потребностей, создал условия для гибкого, быстро переориентирующегося, в значительной мере индивидуализированного производства.  
 
Маркетинг основывается на концепции приоритета потребителя. Использование маркетинговых возможностей предполагает, что каждое принимаемое решение на всех уровнях организации должно строиться на знании потребителя и рынка. Как отмечает Питер Друкер - профессор управления в колледже Клермонт в Калифорнии, маркетинг настолько обширен, что его нельзя рассматривать, как отдельную функцию. Это широкий взгляд на бизнес с точки зрения конечного результата, который оценивается потребителем. Успех бизнеса определяется не производителем, а потребителем. Аналогичное мнение высказывает Теодор Левитт - профессор маркетинга в Гарвардской школе бизнеса. Он считает, что маркетинг представляет собой идею удовлетворения потребностей потребителя посредством товара и целого набора средств по его созданию, продвижению и окончательному потреблению. Таким подходом следует охватывать всю организацию. 
 
Принципы маркетинга кладут в основу своей деятельности чаще фирмы потребительских товаров, нежели компании, производящие средства производства. Поскольку маркетинг требует немалых затрат, он доступен в основном крупным компаниям. Но даже самые мощные из них по различным причинам (величина затрат, отсутствие опыта и специалистов по какому-то отдельному направлению и т.п.), как правило, не используют самостоятельно весь возможный маркетинговый инструментарий, привлекают помощников (специализированные рекламные агентства, исследовательские организации, занимающиеся сбором и анализом информации, и др.).  
 
Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности. К производству предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции и нестабильности российской экономики. Концепция маркетинга, способы реализации рыночных принципов по существу универсальны, то есть являются основой для рациональной организации исследовательского, производственного и сбытового процессов, независимо от отраслевой принадлежности предприятий. Основные принципы маркетинга применимы практически во всех областях коммерческой деятельности (например, банковское дело, страхование, туризм) и некоммерческой практики (здравоохранение, образование, политика и др.). Вместе с тем, разработка конкретных маркетинговых мероприятий требует дифференцированного подхода, учитывающего специфические особенности той или иной отрасли. 
 
Введение в практику предпринимательства концепции маркетинга позволяет решать целый комплекс вопросов: 
 
- установить двусторонние отношения между продавцом и покупателем путем изучения рынка, распределения, продвижения товара и рекламы;  
 
- определить параметры производства в зависимости от количества и качества характеристик потребностей, покупательной способности потребителя; 
 
- развивать рекламу и другие формы стимулирования сбыта;  
 
- осуществлять координацию всей работы по удовлетворению интересов потребителя как главной цели предпринимательства; 
 
- обеспечить наличие специализированных организаций, способных оказать помощь в осуществлении маркетинговых мероприятий. 
 
Итак, маркетинговая деятельность – это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме). Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке, что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими. 
 
 
Глава 2. Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции 
 
Ресторан-кафе "Шоколадница" был учрежден как открытое Общество с ограниченной ответственностью "Шоколадница" в 1965 году (далее "Общество"). Учредителем и собственником ресторана-кафе "Шоколадница" является общество с ограниченной ответственностью "Галерея-Алекс". Основной целью Общества "Шоколадница" является извлечение прибыли и наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных предприятий и граждан в услугах (продукции, работах), оказываемых Обществом. Основные виды деятельности Общества: организация торгового, ресторанного обслуживания населения, производство и реализация продуктовой пищевой промышленности, посредническая и торгово-закупочная деятельность и другие[18]. 
 
Располагается ресторан-кафе в центре Москвы по адресу: Площадь Киевского вокзала, дом 2, недалеко от метро "Киевская", что оказывает немалое влияние на его посещаемость. Открытие ресторана-кафе "Шоколадница" состоялось в 2002 году. Тогда в Москве это был первый ресторан, специализирующейся на услугах предоставления здоровой сладкой кухни. Его основатель видел основное назначение данного предприятия в объединении людей общими интересами: здоровой образ жизни, сладкая культура. Помещение "Шоколадницы" изначально делилось на раздаточную линию кафе с несколькими столиками, за которыми клиентам приходилось стоять, и большой зал для ресторана, в котором посетителей обслуживали официанты. В 2004 году зал ресторана сократили и сделали помещение с сидячими местами специально для клиентов кафе, линию увеличили, открыли магазин продуктов. 
 
Предоставляемые услуги исследуемого предприятия можно разделить на несколько групп: 
 
1. Раздаточная линия кафе, (система to go – на вынос), где представлены все основные блюда, напитки и десерты. Здесь работает система самообслуживания – клиент сам выбирает еду и ее количество, а сотрудники на линии выдают ее. Затем клиент оплачивает заказ в кассе. Цены на напитки с собой ниже на 20%. 
 
2. Кафе "Шоколадница", в котором посетителей обслуживают официантки в форменной одежде. Здесь более широкий выбор блюд и напитков, чем в кафе. Есть возможность заказать кальяны, напитки из бара, безалкогольные/алкогольные вина и коктейли. Места в кафе можно зарезервировать, там может разместиться около 50-55 человек. Средний чек в ресторане составляет приблизительно 600 руб. на человека. Ресторан начинает работать в 08:00 и до 23:00. 
 
4. Услуга "Интернет". На территории всего ресторана-кафе "Шоколадница" работает система беспроводного интернета wi-fi. Посетители могут свободно подключиться к сети интернет со своих источников связи или платно воспользоваться компьютерами, находящимися в зале кафе. Там вдоль стены находится ряд из пяти мониторов и места для клиентов. 
 
Служебные помещения включают в себя: кухню, помещения для мытья посуды, склад для продуктов, туалетную комнату, гардероб. 
 
Оформлен ресторан-кафе "Шоколадница" в современном стиле, стены разрисованы яркими орнаментами и шторами. В кафе периодически вывешиваются фотографии и работы различных художников, которые можно приобрести. Посетители в кафе располагаются на кованых стульях с подушечками за круглыми мраморными столиками. Освещение там неяркое, лампы на потолке находятся в цветастых абажурах в виде кофейных зерен. 
 
Поставщиками продукции в ресторан-кафе "Шоколадница" и магазин являются как отечественные, так и заграничные производители. К ним относятся заводы по производству тары, посуды, различных продуктов питания, также, мебели, комбайнов, офисной и бытовой техники, аппаратуры, деталей интерьера. Поставщики, по заказу менеджера по закупкам, сами привозят продукты или за ними приезжают экспедиторы на само производство. 
 
К посредникам относятся оптовые и розничные организации, которые закупают у поставщиков такую продукцию, которую сам кафе-ресторан не смог бы приобрести самостоятельно. Это могут быть импортные продукты и техника, которая необходима, ООО "Шоколадница" в небольших количествах. Посредники закупают эту продукцию большими партиями у заводов и других производителей, и распродают ее более мелким предприятиям и организациям. Посредники хранят ее на складах и также могут поставлять ее непосредственно организации. 
 
Некоторые основные поставщики и посредники ООО "Шоколадница"  
 
Поставщики и посредники организации ООО "Шоколадница" 
 
Поставщики: 
 
1. ЗАО "ФУДЛЕНД" обработка, упаковка молочных продуктов 
 
2. ООО "Лидерпак" одноразовая посуда 
 
3. "Комус" производитель упаковки 
 
4. "Комус" хоз-канц.-товары 
 
5. ООО "Южуралхлебопторг" продукты из зерна 
 
6. ООО "МолокоМ" молоко, кисломолочные продукты 
 
7. "Юлиус Майнл" кофе зерна, шоколад 
 
8. "Прянишников" торты 
 
9. "Донской" брендированная посуда 
 
10. ООО "Интер Соя" производитель соевых продуктов 
 
Посредники: 
 
1. ООО "Росток" консервация 
 
2. ЗАО "Сыродел" 
 
3. Торговый Французский Дом 
 
4. "Грин Филдс" свежие овощи и фрукты 
 
5. "Соя и Ко" соевые продукты 
 
6. "Русь импорт" вина 
 
7. "Италика" украшения для тортов и блюд 
 
8. "Чай-город" чай 
 
9. "Царь-град" соки 
 
Конкурентами данного предприятия являются кафе и рестораны, производящие подобные продукты и предоставляющие похожие услуги. В Москве можно назвать, находящийся неподалеку кафе "Кофе Хауз" на Киевской площади, знаменитая сеть "Старбакс" на станции метро Белорусская и другие. 
 
Посетители ресторана-кафе "Шоколадница" являются основным источником дохода предприятия. Ими являются люди разных возрастных категорий, но наиболее велика аудитория молодежи, студентов (недалеко находятся учебные заведения). Также приходят люди среднего возраста, которые стараются потреблять здоровую и вкусную пищу. Наплывы посетителей также случаются во время религиозных постов, так как в это время организация представляет на продажу специальные блюда. Клиенты – это люди среднего достатка. 
 
2.1 Комплексное исследование рынка. 
 
Комплексное исследование товарных рынков является одной из главных функций маркетинга. Это — основа маркетинговой стратегии. Товарный рынок — категория маркетинга, которая обозначает область экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) продукции. Только на рынке продаваемая продукция получает объективную оценку со стороны покупателей. Существуют различные классификации товарных рынков. Различают местный (региональные), национальный (отдельно взятой страны) и мировой рынки. Кроме того, различают рынки свободные, где функции государства предельно ограничены, либо отсутствуют вовсе; деятельность которых жестко регламентируется органами государственной законодательной и исполнительной власти. Целью исследования рынка является получение информации о состоянии, конъюнктуре и динамике рынка. Сбор информации позволяет, после ее анализа и обработки получить достаточно ценные сведения об особенностях потребностей отдельных групп потребителей, деятельности конкурентов, уровне цен, политике местных властей по регулированию рынков. В рыночно развитых странах люди привыкли к тому, что их могут остановить на улице и задать вопросы о том, нравится ли им тот или иной товар, какой обуви они отдают предпочтение, какие телевизионные каналы чаще смотрят и т.д. Сведения о вкусах потребителей позволяют фирме иметь неоценимое преимущество по сравнению с конкурентами на рынке. В настоящее время исследование рынка, как составная часть маркетинговой деятельности, стало полноправной профессией и является серьезным бизнесом. Исследование рынков осуществляется в трех основных направлениях: 
 
-Потенциальные покупатели; 
 
-Покупатели, совершившие покупку; 
 
-Розничная торговля.  
 
Потенциальный спрос на продукцию основан на выборочном методе исследований и предполагает два основных условия. Во-первых, имеется в виду подавляющее большинство опрашиваемых в своих ответах будут давать объективную информацию, в максимальной степени соответствующую их представлениям о тех или иных товарах или услугах. Во-вторых, предполагается, что опрашиваемая группа достаточно верно представляет потребности рынка в целом. Для реализации выборочного метода могут использоваться следующие способы: 
 
-Вероятности 
 
-Случайности 
 
-Квотирования 
 
Наряду с исследованием потенциального спроса проводится исследование потребителей, уже совершивших покупку. При этом могут использоваться два основных варианта действий. В первом случае на добровольной основе определяются покупатели, которые, являясь представителями обследуемой группы потребителей, обязуются вести строгий учет по определенной форме тех товаров, которые они приобретают. Полученная информация сопоставляется с характеристиками покупателей (возраст, пол, социальная группа и др.) 
 
В свою очередь, социальное исследование предполагает сбор информации в определенный период времени и, как правило, по отдельному товару. 
 
Третье направление исследований рынка нацелено на определение оборота товаров в магазинах розничной сети. Проверяющие учитывают количество различных товаров, ассортимент которых представлен в магазине, и определяют объем проданной продукции в определенный период времени. Полученная информация показывает динамику продаж и позволяет производителям продукции корректировать производственную программу, а магазину решать проблему складских запасов. 
 
Процедура исследований рынков предполагает последовательное осуществление трех основных этапов: 
 
-Предварительное исследование и отбор рынков 
 
-Детальное исследование отобранных рынков 
 
-Определение целевого рынка 
 
Основной задачей первого этапа является получение по возможности наиболее достоверной информации о емкости рынка, т.е. возможностях рынка по реализации какой-либо продукции в определенный период времени. Результатом предварительного этапа исследования рынков является получение информации о тех рынках, где имеются наибольшие потенциальные шансы сбыта продукции. 
 
Маркетологи, проводящие подобные исследования, должны руководствоваться определенными критериями, позволяющими реально оценить достоинства и недостатки того или иного рынка. 
 
Примерами таких критериев являются: 
 
платежеспособность потенциальных покупателей 
 
исследуются периодические и специальные издания оп данной проблеме 
 
сложившийся уровень цен на аналогичную продукцию, их динамика, диапазон сезонных колебаний, принятые на рынке методы реализации продукции необходимость дополнительных финансовых затрат в связи с возможной территориальной потенциального рынка от предприятия — поставщика продукции 
 
фактор времени или длительность освоения рынка в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры на потенциальном рынке 
 
необходимость решения организационных вопросов (лицензирования, сертификации продукции) 
 
известность на потенциальном рынке производителя продукции 
 
необходимость доработки продукции с учетом специфики потенциального рынка (низкая среднегодовая температура, повышенная влажность, расширенный ассортимент и т.д.) 
 
Второй этап исследования рынков должен существенно сузить спектр потенциальных рынков. Итогом работы на втором этапе должен быть вывод о потенциальном для фирмы рынке. 
 
Третий и заключительный этап проводимых исследований — выбор целевого рынка. Целевой рынок — это некая совокупность потенциальных потребителей. Особенностью их является то, что они обладают достаточно схожими потребностями в намерении приобрести ту или иную продукцию. Существуют три основных, ставших классическими, метода определения целевого рынка: массовый маркетинг, сегментация рынка, множественная сегментация. 
 
В том случае, когда на рынке имеется значительное количество потребителей, потребности которых совпадают, рекомендуется отдавать предпочтение массовому маркетингу. 
 
Вторым методом определения целевого рынка является его сегментация. Основой метода является дифференциация потенциальных потребителей на отдельные группы в соответствии с различным спросом на ту или иную продукцию. Сегментация рынка связана с выявлением специфической группы потребителей (сегмента рынка). Сегмент рынка характеризуется, в первую очередь тем, что он узок, немасштабен. Выбираемый сегмент рынка призван быть достаточно представительным и перспективным. Реализация продукции — не самоцель фирмы. Эффективность — основной критерий сферы производства и обращения товаров и услуг. Потенциальная возможность выбора неверного сегмента несет в себе реальную угрозу финансовых и других потерь для фирмы. Работа на единственном сегменте рынка создает для фирмы повышенный риск. Это связано с неустойчивостью покупательских запросов в отношении определенной продукции, особенно на развитом рынке. Достоинство сегментации рынка в том, что потребители, формирующие сегмент, могут быть как раз теми, которые оказались «неохваченными» массовым маркетингом. Кроме того сегментация создает благоприятную возможность для фирмы при относительно невысоких затратах на освоение целевого рынка иметь рентабельную реализацию продукции. 
 
Третий метод определения целевого рынка — множественная сегментация. Как и массовый маркетинг, она характеризуется масштабностью деятельности, поскольку вовлечение в процесс «купли-продажи» нескольких сегментов рынка свидетельствует об определенных производственно-сбытовых возможностях компании. Параллельная работа с несколькими сегментами рынка может реально снизить угрозу ухудшения результирующих показателей работы фирмы в связи с появлением в одном из сегментов мощного динамического или изменением покупательских вкусов. 
 
Существует ряд лимитирующих показателей, знание которых помогает избегать ненужных ошибок при определении целевого рынка: 
 
нецелесообразность дифференциации рынка на небольшие сегменты 
 
попытки вступать в конкурентную борьбу с другими фирмами во многих, существенно различающихся сегментах 
 
стремление сохранить свои позиции в сокращающемся сегменте 
 
недостаточный учет эффективности обработки целевого рынка. 
 
2.1.1. Сегментирование рынка 
 
Анализируя потенциальных клиентов того или иного ресторана происходит сегментация (сегментация рынка – более широкое понятие). Она проводится в целях выяснения, и соответственно, максимально более полного удовлетворения запросов потребителей. 
 
Для ресторанного бизнеса эти критерии могут быть следующие: 
 
- Социально-экономические, в этой группе учитываются такие характеристики, как уровень дохода, принадлежность к профессиональным группам, уровень образования и т.п. 
 
- Географическая сегментация – учитывает конкретный регион, существующие в нем национальные обычаи и традиции, уровень жизни населения, климат. Этот фактор особенно важен для ресторанов, открывающихся в другом регионе. Однако, для большого города, такого как Москва, существуют свои особенности и районы ("спальные" районы, районы с концентрацией офисных зданий, районы с престижными жилыми комплексами). Все это необходимо учитывать при разработке маркетинговой концепции и концепции развития ресторана. 
 
- Демографические – возраст, пол, дети в семье, количество членов семьи и т.д. 
 
Таких критериев большое количество, всегда необходимо учитывать специфику, присущую данному конкретному рынку, учитывая субъективные оценки потребителей. 
 
- В Москве рынок ресторанных услуг очень разнообразен. Сладкие рестораны появились в столице сравнительно недавно. 
 
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция в сегменте сладких ресторанов и кафе в мегаполисе высокая. Однако необходимо постоянно следить за развитием ресторанного рынка в городе, так как он растет и развивается высокими темпами. Для ресторана или кафе, выбравшего главной целью своей деятельности предоставление исключительно полезной сладкой и кондитерской пищи, особенно важно тщательно проработать маркетинговый комплекс. Разработка маркетингового комплекса должна стать первым этапом при задумке открытия будущего ресторана или кафе. Предприятие общественного питания – сложная и деликатная организация, в которой переплетено множество составляющих, требующих правильной настройки для эффективной работы. Чтобы сделать это нужны опыт, время и энергия. Проблемы здесь заключаются не во все возрастающей конкуренции на рынке ресторанных услуг, а в неправильном создании адекватной маркетинговой политики и конструировании уникального образа будущего ресторана. 
 
 
2.1.2. Анализ спроса и предложения на рынке. 
 
По данным опроса, которые сделаны в определенный сделаем вывод 
 
 
 
Данные таблицы показывают, что большинство людей пришедшие впервые не всегда предпочитают в дальнейшем посещать данное заведение, и их процент снижается через определенное время в 11 раз. Что касается постоянных клиентов то ООО «Шоколадница» пользуется спросом горазда чаще, после первого прихода посетителя. В результате анализа были получены данные, что из всех респондентов большинство непостоянных клиентов пришло в кафе впервые и только несколько раз в год (41,4 и 37,9%). Постоянные же посетители приходят в кафе также несколько раз в год (41,5%), а остальные посещают его несколько раз в месяц (29,3%) или регулярно (26,8%) 
 
 
Загруженность кафе в будний и выходной день 
 
 
 
При условии, что в кафе может разместиться 58 человек при средней продолжительности нахождения клиента в зале – 1 час, то можно составить таблицу соотношения загруженности кафе по периодам времени. 
 
2.1.3. Влияние макросреды на деятельность пищевого предприятия 
 
Факторы макросреды являются порождением природы и общества. Они имеют отношение к бизнесу, но в значительной своей части (за исключением той составляющей политических факторов, которая связана с налогами, с законами, регламентирующими предпринимательскую деятельность) не являются прямым порождением предпринимательства. Факторы же микросреды, тоже являясь внешними и неподконтрольными, представляют собой непосредственное порождение бизнеса (они - продукт предпринимательской деятельности). Как показывает практика бизнеса, на факторы микросреды любая фирма может оказывать определенное влияние; на факторы же макросреды влиять не может. Факторы макросреды фирма может только учитывать в своей деятельности, и не более. Таким образом, факторы макросреды и факторы микросреды - это совершенно разные группы факторов, следовательно, и подход к сбору данных о них и анализ их должны быть различными. Макросреда - (англ. microenvironment) - совокупность внешних факторов, которые оказывают основное влияние на микросреду в целом. Факторы макросреды являются неконтролируемыми переменными, эти факторы создают макроэкономическое окружение организации, их воздействие может быть весьма опосредованным. Однако внешние факторы даже применительно к деятельности небольшой структуры в российских условиях игнорировать нельзя, так как именно они часто определяют тенденции, которые могут существенно повлиять на микросреду. Менеджеры большинства организаций в процессе выполнения своих функциональных обязанностей не могут реально воздействовать на параметры макросреды, но должны знать и учитывать тенденции их изменения. Макросреда, в отличие от микросреды, как правило, одинакова для работающих организаций. 
 
2.1.4. Анализ микросреды пищевого предприятия 
 
Поставщики: 
 
1. ЗАО "ФУДЛЕНД" – поставка молочной продукции 
 
2. ООО "Лидерпак" – производство одноразовой посуды, которая является экономически выгодной, ввиду своей дешевизны.  
 
3. "Комус" – упаковочная тара, которая широко используется на подобных предприятиях  
 
4. "Комус" – производство канцелярских товаров и поставка их в кофейню 
 
5. ООО "Южуралхлебопторг" – поставка злаковых изделий, которые не очень широко используются на данном предприятии 
 
6. ООО "МолокоМ" молоко, кисломолочные продукты 
 
7. "Юлиус Майнл" – поставка кофейной продукции (зерна) 
 
8. "Прянишников" – поставка тортов, которые очень широко используются 
 
9. "Донской" - посуда 
 
10. ООО "Интер Соя" производитель соевых продуктов 
 
 
Маркетинговые посредники: 
 
К посредникам относятся оптовые и розничные организации, которые закупают у поставщиков такую продукцию, которую сам кафе-ресторан не смог бы приобрести самостоятельно. Это могут быть импортные продукты и техника, которая необходима, ООО "Шоколадница" в небольших количествах. Посредники закупают эту продукцию большими партиями у заводов и других производителей, и распродают ее более мелким предприятиям и организациям. Посредники хранят ее на складах и также могут поставлять ее непосредственно организации. 
 
1. ООО "Росток" консервация 
 
2. ЗАО "Сыродел" 
 
3. Торговый Французский Дом 
 
4. "Грин Филдс" свежие овощи и фрукты 
 
5. "Соя и Ко" соевые продукты 
 
6. "Русь импорт" вина 
 
7. "Италика" украшения для тортов и блюд 
 
8. "Чай-город" чай 
 
9. "Царь-град" соки 
 
Клиентура: 
 
Постоянные клиенты кафе "Шоколадница" являются основной аудиторией, обеспечивающей высокую сумму чека. Главным критерием посещения кафе "Шоколадница" для клиентов является наличие сладкой кухни. Непроработанность маркетинговой политики ведет к снижению посещаемости ресторана-кафе клиентами. 
 
Выявление вредных и опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников предприятия и предложение мер по их устранению. Клиентура составляет примерно 448 человек в будний день, в выходной или праздничный день клиентура увеличивается примерно до 550 человек. 
 
Клиентами данного заведения являются люди среднего и выше среднего дохода, так же молодежь. 
 
Финансовое состояние: 
 
 
 
 
Динамика развития ресторанного рынка в России идет сравнительно быстрыми темпами. В России на 1000 человек приходится в 25-30 раз меньше кафе и ресторанов по сравнению с европейскими странами и США. Но в Москве ресторанный рынок пока развивается динамичнее, чем в регионах. Прирост к каждому предыдущему году ресторанного рынка в Москве составляет 15% в течении трех последних лет (2007-2010гг.). 
 
Материально-техническая база: 
 
Совокупность средств и предметов труда, функционирующих в общественном питании, составляет его материально-техническую базу. Она состоит из производственно-торговых зданий, торгово-технологического оборудования, производственного и торгового инвентаря, транспортных средств. Особенности материально-технической базы общественного питания заключаются в том, что средства и предметы труда функционируют не только в процессе производства, но и в процессах реализации и   организации   потребления   кулинарной   продукции. 
 
Предприятия общественного питания классифицируют в зависимости от характера производства (заготовочные, доготовочные, предприятия с полным циклом производства), ассортимента выпускаемой продукции (универсальные и специализированные), объема и характера предоставляемых покупателям услуг (люкс, высшая, I, II, III категории). 
 
Для характеристики материально-технической базы общественного питания используют целую систему показателей: количество предприятий, размер площади торговых залов и количество мест в них, количество мест на 1000 жителей, средний размер одного предприятия (торговая площадь и количество мест) и др. К специфическим показателям, характеризующим материально-техническую базу общественного питания, относят производственную мощность кухни и пропускную способность торгового зала. Производственная мощность кухни — это максимально возможный выпуск предприятием продукции определенного ассортимента в единицу времени (сутки, год). Ее определяют на основе производительности, имеющегося оборудования и емкости варочных котлов. На производственную мощность, кроме производительности оборудования, оказывают влияние сложность приготовления кулинарной продукции, ассортимент, качество поступающего сырья, удельный вес полуфабрикатов в составе сырья, продолжительность производственного цикла, режим работы предприятия. 
 
 
2.3 Планирование маркетинга 
 
2.3.1. Определение цели маркетинга. 
 
Общая цель внедрения программы маркетинга – увеличение доли прибыли на 15% в течении одного года. 
 
Для достижения цели используем стратегию – увеличение объема продаж с помощью привлечения дополнительных клиентов посредством следующих инструментов: 
 
- развитие нового прибыльного направления деятельности – доставка продукции на дом, 
 
- активная рекламная программа, включающая рекламу в газете и на телевидении 
 
 
2.3.2. Разработка стратегии достижения цели. 
 
На предприятии “Шоколадница” введем новый вид услуги- “ Доставка продукции на дом ”. Исходя из положения нашего предприятия на рынке, выберем стратегию претендентов на лидерство. Поскольку мы расширяем область использования уже существующей продукции, то в качестве общих маркетинговых стратегий выберем стратегию разработки рынка. По отношению к продукту мы выберем стратегию расширения областей использования продукции. 
 
2.3.3. Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции. 
 
1) Доставка блюд на дом. 
 
2) Интенсификация продвижения  
 
Сеть предприятий “ Шоколадница” выйдет на новый уровень продвижения своих товаров и услуг, введя в доставку блюд на дом. Для реализации нового направления нам понадобятся курьеры по доставке блюд и услуги рекламного агенства “Маленький Мук”. Курьеры будут зачислены в штат сотрудников предприятия, а с рекламным агенством быдут установлены цены за продвижение по каждому месяцу в отдельности. В итоге за год реклама обойдется «Шоколаднице» в 72000 рублей. Реализовываться реклама будет при помощи промо-акций и рекламы на рекламных щитах.  
 
Таким образом ресторан “Шоколадница” увеличит число клиентов.  
 
Планируемый объем услуги – 100 единиц в день (36200 единиц в год). 
 
Предполагаемая стоимость для потребителей – 350 рублей. 
 
Себестоимость услуги для ресторана «Шоколадница» составит 270 рублей.  
 
- переменные расходы на единицу продукции – 95 рублей; 
 
- постоянные расходы за год – 256 500,4 рубля. 
 
Необходимые вложения для осуществления проекта составят 300 000 рублей в год. 
 
Предполагаемый размер выручки от реализации услуги – 3 600 000 рублей в год.  
 
Прибыль – 9774000 рублей в год. 
 
Рентабельность – 27%. 
 
Ресторан «Шоколадница» планирует достижение поставленных результатов за счет: большой численности потенциальных потребителей новой услуги (число жителей и работников организаций в близлежащем районе составляет 150 000 человек), активной работе рекламного агентства. 
 
 
2.3.4. Определение программы действий 

 

 
Наименование  задачи

 
Испол- 
 
нитель

 
Срок  исполнения

 
Приме- 
 
чание

 
1

 
Поиск новых работников(курьеров)

 
Кадровое агенство

 
2 недели

 

 

 
2

 
Закупка необходимого инвентаря(термосумок, навигаторов)

 
Заведующий хоз.частью

 
1 недели

 

 

 
3

 
Активное рекламирование новой услуги

 
Рекламное агенство “Маленький Мук”

 
1 год

 

 

 
 
 
2.3.5. Разработка  бюджета маркетинга.  

 
 
 
Действие

 
 
 
Дата

 
Временные затраты

 
Денежные  затраты

 
Статья  бюджета

 
Поиск новых работников

 
1.02.12-15.02.12

 
2 недели

 
--

 

 

 
Закупка необходимого инвентаря

 
7.02.12-14.02.12

 
1 неделя

 
300 000р

 
Материальные затраты

 
Оплата рекламных услуг

 
13.02.12-12.02.13

 
1 год

 
72 000р 

 
Материальные затраты.


 
 
 

 

 
Показатели

 
 

 

 
 

 

 
Месяцы года (с 01.02.12 по 01.02.13)

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Примечание

 

 

 
 

 

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
11

 
12

 
Всего:

 
1

 
Количество продаж

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
3100

 
24 200 

 
2

 
Цена ед.тов.

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
350

 
3

 
Доходы от продаж

 
300 000

 
375 000

 
405 000

 
390 000

 
375 000

 
300 000

 
255 000

 
225 000

 
210 000

 
240 000

 
255 000

 
300 000

 
3 630 000 

 
4

 
Перемен. расходы

 
190 000

 
237 500

 
256 500

 
247 000

 
237 500

 
190 000

 
161 500

 
142 500

 
133 000

 
152 000

 
161 500

 
190 000

 
30 

 
5

 
Валовая прибыль

 
110 000

 
137 500

 
148 500

 
143 000

 
137 500

 
110 000

 
93 500

 
82 500

 
77 000

 
88 000

 
93 500

 
110 000

 
1 331 000 

 
6

 
Постоян. расходы пр.

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
21 133

 
256 567

 
7

 
Амортизация

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
1 458

 
17 500

 
8

 
Заработная плата

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
52 800

 
633 600

 
10

 
Налог на доб. стоим.

 

 

 

 

 
65182

 

 

 

 

 
64276

 

 

 

 

 
41644

 

 

 

 

 
47981

 
164600

 
11

 
Реклама

 
5000

 
6000

 
6000

 
6500

 
7000

 
6500

 
6000

 
6200

 
6300

 
6500

 
7000

 
9000

 
72000

 
12

 
Чистая прибыль

 
54 208

 
81 708

 
92 708

 
87 208

 
81 708

 
54 208

 
37 708

 
26 708

 
21 208

 
32 208

 
37 708

 
54 208

 
1100000


 
 
 
По статистике ежедневно в ООО  «Шоколаднице» услугой “Доставка  на дом” будет пользоваться 100 человек. В году 362 рабочих дней. Таким образом, за год услугой воспользуется: 100*362=36200 человек. 
 
Стоимость одной доставки составляет 350 рублей, таким образом «Шоколадница» получит от реализации данного вида услуги: 36200*350=12670000 рублей. Так как себестоимость услуги равна 270 рублям, то можно высчитать прибыль по себестоимости от услуги: 36200*270=9774000 рублей. Не нужно забывать о затратах на реализацию данной программы на которую пошло 72 000 рублей рекламному агентству за продвижение нового вида услуги. 
 
12670000-9774000-72000-300000 = 2524000 рублей. Получается что ООО «Шоколадница» после внедрения новой услуги «Доставка на дом» получит чистой прибыли 2524000 рублей. Ежемесячная прибыль предприятия составит: 2524000/12=210333 рублей. 
 
 
Вывод: По всему выше сказанному можно сделать вывод, что внедрение данной услуги по доставке блюд на дом положительно отразиться на финансовой деятельности «Шоколадницы. Цена на единицу товара запланирована в размере 350 рублей неизменно в течение года. Таким образом, по сравнению с прошлым годом (до внедрения новой программы) прибыль ежемесячно будет увеличиваться на 210333 рублей, и по сравнению с прошлым годом (данные приведены в таблице), из этого следует вывод, что новая чистая прибыль за год (с учетом новой продукции) составит 1100000+210333=1310333 рублей, проанализируем увеличение прибыли в процентном соотношении: 210333/1100000*100%=19%. Такой финансовый рост хорошо отразиться на работе организации и значительно повысит финансовую составляющую, что позволит развиваться организации в верном финансовом ключе.  

 
 
 

Список использованной литературы

 
 
 

  1.  
    Ф. Котлер «Основы маркетинга» - М.; Прогресс, 2000 г.
  2.  
    Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. 212 с.
  3.  
    Наумов С.Н. Предприятия общественного питания России: тенденции и перспективы // Финансовая газета. - 2011. - №46. - С.19-21.
  4.  
    Развитие ресторанного бизнеса в России. / М.А. Исаев [и др.] // Социально-экономические показатели регионов России: данные исследовательской компании «Комкон». - М.: 2010 г. С. 56-69.
  5.  
    Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М.: Юнити - Дана, 2009 г. 239 с.
  6.  
    Экономический анализ. Г.В. Савицкая: учеб. - 9-е изд.,- М.: Экономъ, 2008 г. 332 с.
  7.  
    Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - М.: Финансы и статистика, 2008 г. 246 с.

 


Информация о работе Разработка программы маркетинга по отдельному виду продукции