Развитие системы современных архивов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Изменения политической и экономической организации российского общества, пробуждение потребности у широких слоев населения в архивной информации, переоценка достижений отечественной исторической науки в начале 1990-х гг. поставили перед архивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них - совершенствование нормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечения сохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а также введение в научный оборот новых архивных источников, изменение структуры управления архивами.

Содержание работы

1. Введение
2. Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов

3. Архивное дело в Российской Федерации
3.1 Отражение общественно-политических изменений на архивное дело современной России
3.2 Современная система архивов
3.3 Государственные архивы федерального уровня
3.3.1 Государственный архив Российской Федерации
3.3.2 Российский государственный архив древних актов
3.3.3 Российский государственный исторический архив
3.3.4 Российский государственный военно-исторический архив
3.3.5 Российский государственный архив военно-морского флота
4. Заключение
5. Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

Колледж предпринимательства  №11

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «»

На тему: «Развитие системы современных  архивов России»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка группы Д 2-2

Соломникова Валерия Сергеевна

Руководитель:

Пушкарева Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

  1. Введение

 

  1.  Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов

 

 

  1.  Архивное дело в Российской Федерации
    1. Отражение общественно-политических изменений на архивное дело современной России
    2. Современная система архивов
    3. Государственные архивы федерального уровня
      1. Государственный архив Российской Федерации
      2. Российский государственный архив древних актов
      3. Российский государственный исторический архив
      4. Российский государственный военно-исторический архив
      5. Российский государственный архив военно-морского флота

 

  1. Заключение

 

  1. Список используемой литературы и источников

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль  деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

Изменения политической и экономической  организации российского общества, пробуждение потребности у широких  слоев населения в архивной информации, переоценка достижений отечественной  исторической науки в начале 1990-х гг. поставили перед архивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них - совершенствование нормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечения сохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а также введение в научный оборот новых архивных источников, изменение структуры управления архивами.

Характеристика архивного дела сегодняшней России и является целью  данного исследования.

Для достижения указанной цели в  ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать состояние современного  архивного законодательства РФ  и нормативной базы деятельности  архивов;

2) определить влияние общественно-политических  изменений последних десятилетий  на архивное дело современной  России;

3) дать характеристику современной  системе архивов в РФ;

4) выявить особенности назначения  и деятельности государственных  архивов федерального уровня.

Таким образом, объектом исследования стало архивное дело Российской Федерации, а его предметом – законодательно-правовые и структурно-организационные особенности  архивов РФ.

 

1.         СОВРЕМЕННОЕ АРХИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  АРХИВОВ

Архивное законодательство появилось  в 1918 году с принятием Декрета  СНК РСФСР от 1 июня 1918 года «О реорганизации  и централизации архивного дела»[1]. В последствии было много декретов и постановлений в области архивного дела.

Основные современные законодательные  акты появились в 90-х годах XX века.

Считается[2], что начало реформам в  архивной сфере было положено известными указами Президента РФ «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в  госархивы документов бывшего КГБ СССР» от 24 августа 1991 г. Главным в этих документах было то, что открывался доступ к ранее закрытым архивным материалам, перестал существовать «партийный архивный фонд». 12 октября 1991 года было издано постановление Совета Министров РСФСР «О российском центре хранения и изучения документов новейшей истории. На базе партийного архива был создан центр, который позднее был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории. Тогда же 12 октября 1991 года вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР».

В 1992 г.издано Постановление Верховного Совета РСФСР "О порядке доступа к архивным документам и правилах их использования"[3] - первый в России нормативный актом высшего законодательного органа страны, посвященный архивам, и затем замененным "Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах"[4] - первым за всю историю страны законодательным актом, регламентирующим постановку архивного дела. "Основы законодательства" разработаны с учетом ряда принципов новой организации архивного дела в стране.

«Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде РФ», принятые Верховным Советом РФ 7 июля 1993г., заложили демократическую  правовую базу архивного дела в нашей  стране. В них декларируется целостность  государственного архивного дела независимо от формы собственности на документы, устанавливается уголовная ответственность  за порчу, хищение, несанкционированное  уничтожение, безвозвратный вывоз  архивных документов. В целом они исходят из того, что документальное наследие составляет важную часть культурного достояния нации, что архивная система играет существенную роль в жизни страны, а историк-архивист является тем, кто отвечает за надлежащее функционирование этой важной сферы жизнедеятельности общества. Указом Президента РФ большинство центральных государственных архивов было внесено в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Сфера ведения Основ законодательства распространяется на все находящиеся на территории России архивные документы и концентрирующие их архивы. Тем самым «Основы законодательства» провозглашают принцип неотъемлемости ценных документов, т.е. документов, подлежащих вечному сохранению в силу их значимости для общества или для собственника, от общего историко-культурного наследия народов России, рассматривая их в то же время и как составную часть мирового историко-культурного достояния. Такие документы и архивы в «Основах законодательства» объединены ранее существовавшим лишь в обыденном сознании понятием «Архивный фонд Российской Федерации».

Впервые в архивной сфере были разграничены полномочия Российской Федерации и ее субъектов, Архивный фонд РФ разделен на 2 части: государственную и негосударственную.

Основные положения и принципы "Основ законодательства" были конкретизированы в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. "Положении об Архивном фонде Российской Федерации"[5]. Оно определило прежде всего предельные сроки ведомственного хранения архивных документов государственной части Архивного фонда России.

"Положение" зафиксировало  также механизм взаимоотношений  учреждений Государственной архивной  службы с собственниками и  владельцами негосударственной  части Архивного фонда Российской  Федерации. Последние представляют сведения о своих документах с целью их государственного учета, обеспечивают их постоянное хранение в создаваемых для этих целей архивах, могут передавать свои документы в собственность государства или на временное, в том числе депозитарное, хранение. Порядок, условия такой передачи определяются соглашениями (договорами) с учреждениями Государственной архивной службы.

В 1993 году было принято постановление  президента Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве»[6]. Это постановление регулирует взаимоотношения  между учреждениями Государственной  архивной службы и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственным учреждениями, организациями и предприятиями, а так же совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве.

В 1994 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении положения  об Архивном фонде Российской Федерации  и Положения о Государственной  архивной службе России»[7]. В Положении  об архивном фонде российской федерации  закреплен состав государственной  и негосударственной частей АФ РФ, отражена сеть федеральных архивов, архивов субъектов Федерации  и муниципальных архивов, указаны  порядок и сроки хранения документов, дан полный перечень отраслевых фондов.

28 декабря 1998 г. утверждается  Положение о Федеральной архивной  службе России[8], в котором говориться, что в компетенцию Росархива входит как руководство архивной, так и делопроизводственной сферой в стране.

Как видно из перечисленного Президент  и Правительство Российской федерации  уделили немало внимания архивному  делу.

К 2001 году состояние правового регулирования  архивного дела далеко не во всем отвечало современным реалиям. Как следствие, 25 октября 2004 года вступил в действие Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»[9].

В отличие от Основ законодательства, являющихся по своей форме сводом наиболее общих правовых установок, в новом законе более детально и технологично отражены вопросы  организации архивной работы по всем ее направлениям. Содержание разделов проекта не только покрывает нормы  Основ законодательства и утвержденного  Указом Президента Российской Федерации  Положения об Архивном фонде Российской Федерации (оба эти правовых акта со вступлением в силу закона должны быть отменены), но значительно расширяет  и обогащает их.

При этом закон не отменяет права  субъектов Российской Федерации  принимать в пределах предоставленной  им компетенции собственные архивные законы. Серьезно расширена сфера  действия закона, регулирующего отношения  по организации хранения, комплектования, учета, использования не только документов Архивного фонда Российской Федерации (т. е. подлежащих постоянному хранению), но и других архивных документов (с  временными сроками хранения). Отсюда - иное название закона ("Об архивном деле...", а не "Об Архивном фонде  и архивах..."), расширенный и  дополненный понятийный аппарат (введены  новые дефиниции, в частности "документ Архивного фонда Российской Федерации", "документы по личному составу", "особо ценный документ", "уникальный документ", "постоянное хранение", "временное хранение", "депозитарное хранение").

Нормы закона тщательно состыкованы  с действующим законодательством. Закон де-юре закрепляет сложившееся  в стране фактическое разделение архивных фондов, т. е. федеральной собственностью объявляются архивные документы, хранящиеся в федеральных архивах, содержание которых полностью обеспечивает федеральный бюджет. В собственности  субъектов Российской Федерации  остаются все документы, хранящиеся в региональных государственных  архивах, которые финансируются  из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В закон включена новая для архивного  права норма: территориальные организации  федеральных органов государственной  власти могут сдавать свои документы  в региональные архивы на договорной основе.

Следующая новация закона - норма  о том, что документы Архивного  фонда России, поступившие на хранение в государственные и муниципальные  архивы, не входят в состав их имущества.

Своеобразным дополнением к  Гражданскому кодексу России является статья закона "Обязанности органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, юридических  лиц по комплектованию государственных  и муниципальных архивов", которая  подробно объясняет, как поступать  с архивными документами при  реорганизации (в том числе путем  преобразования, разделения или выделения) или ликвидации юридических лиц различных форм собственности.

Абсолютно новой является статья об особенностях гражданского оборота  документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной  собственности.

Закон сохраняет установившиеся после  распада СССР и оправдавшие себя демократичные нормы доступа  к открытой архивной информации, учитывает  конституционные права граждан  на неприкосновенность частной жизни.

Однако, с принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела».

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных  подразделений федеральных органов  власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные  службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные  государственные учреждения и унитарные  предприятия, учреждения культуры и  образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

Информация о работе Развитие системы современных архивов России