Развитие системы современных архивов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Изменения политической и экономической организации российского общества, пробуждение потребности у широких слоев населения в архивной информации, переоценка достижений отечественной исторической науки в начале 1990-х гг. поставили перед архивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них - совершенствование нормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечения сохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а также введение в научный оборот новых архивных источников, изменение структуры управления архивами.

Содержание работы

1. Введение
2. Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов

3. Архивное дело в Российской Федерации
3.1 Отражение общественно-политических изменений на архивное дело современной России
3.2 Современная система архивов
3.3 Государственные архивы федерального уровня
3.3.1 Государственный архив Российской Федерации
3.3.2 Российский государственный архив древних актов
3.3.3 Российский государственный исторический архив
3.3.4 Российский государственный военно-исторический архив
3.3.5 Российский государственный архив военно-морского флота
4. Заключение
5. Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

В настоящее время стране действует  не менее 50 законодательных актов, прямо  или косвенно регулирующих вопросы  архивной сферы, к которым относятся  законодательные акты о культуре; информатизации и защите информации; государственной тайне; службе внешней  разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском праве; о правовой охране программ ЭВМ и многие другие.

Условно специалисты разделяют  их на три группы[10]:

1)акты фундаментального характера,  регламентирующие весь комплекс  вопросов отнесенных к компетенции  архивной сферы;

2) акты, регламентирующие процессы  комплектования, хранения, учета архивных  документов;

3) акты, регламентирующие доступ  к архивным документам и их  использование.

В принятом 13 июня 1996 года (в редакции законов 1999г.) Уголовном кодексе Российской Федерации[11] появились ряд статей, где впервые содержится прямое упоминание о документах и правонарушениях, связанных с ними (ст.140,164.188,90,243,284,324,325). В принятом новом Кодексе об административных нарушениях[12] появились статьи об ответственности за хранение использование документов(ст. 13.20).

Главный нормативно-методический документ, определяющий деятельность государственных  архивов, — Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации[13]. Правила, в соответствии с существующим законодательством, не распространяются на муниципальные  архивы и другие хранилища, осуществляющие хранение документов муниципальной  собственности, и могут быть лишь рекомендованы для использования  ими. До последнего времени государственные архивы руководствовались Основными правилами работы государственных архивов СССР, принятыми в 1983 г. Кардинальные социально-политические изменения в стране, развитие научно-технического прогресса и устаревание отдельных положений этих Правил обусловили необходимость создания новой редакции Основных правил работы государственных архивов.

Новые Правила работы государственных  архивов подготовлены на основе переработки  ранее действовавших нормативно-методических документов с учетом накопленного в  последнее десятилетие опыта  работы архивной службы в новых условиях, в том числе опыта применения современных технических средств и информационных технологий и международной архивной практики.

В новых Правилах сохранены традиция и преемственность с методикой  и технологиями выполнения основных работ с архивными документами. Правила, синтезируя опыт отечественного архивного дела, закрепляют приемлемые для всех государственных архивов  России унифицированные положения  и нормы, обеспечивающие единство архивного  дела в Российской Федерации в  соответствии с современными реалиями.

Вместе с тем, применительно  к работе специализированных кинофотофоноархивов, а также архивов научно-технической документации, продолжают действовать «Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами»[14], которые более глубоко и детально раскрывают особенности технологических процессов работы с аудиовизуальными документами. По этой же причине готовятся новые Правила работы государственных архивов с научно-технической документацией, которые будут дополнять Основные правила. Правила впервые излагают некоторые виды работ с машиночитаемой (электронной) документацией, являющейся новым объектом деятельности государственных архивов. Отсутствие достаточного опыта работы с нею ограничило изложение таких норм вынужденным минимумом. К Правилам приложены формы документации, необходимой в деятельности государственных архивов, как внедренные ранее, так и ряд новых или переработанных (акт страховой оценки архивных документов, акт приема-передачи страховых копий, акт приема документов личного происхождения и др.).

В Правилах не раскрываются методика и технология различных архивных работ, место которым в учебных  и научно-методических пособиях, рекомендациях  и инструкциях, а излагаются основные требования нормативного характера.

Для архивов организаций разработаны  «Основные правила работы архивов  организаций»[15]. Правила основываются на действующей нормативной правовой базе в области информации, документационного  обеспечения управления и архивного  дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами. Правила распространяются на архивы государственных организаций, а так же обязательны для всех негосударственных организаций. К Правилам приложены формы документов, обеспечивающих работу архива.

Итак, одной из актуальных проблем  отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной  базы, которая позволила бы, решая  проблему правового регулирования  отношений граждан, общества и государства  в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда  Российской Федерации, как важнейшей  части ее национального и культурного  достояния.

Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» сегодня  регулирует отношения в сфере  организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации  в интересах граждан, общества и  государства.

Принципиально важными положениями  Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая  сфера применения; отсутствие деления  на государственную и негосударственную  часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного  аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований в области архивного  дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

 

2. АРХИВНОЕ ДЕЛО В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Отражение общественно-политических  изменений на архивное дело  современной России

Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки и особенно после  провала августовского путча 1991 года.

Демократизация общества, все большая  его открытость имели своим результатом  и расширение доступа к информации, в том числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие  в архивном деле перемены, небывалый  рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышению престижа архивистов. Появилось огромное количество газетных и журнальных публикаций в  российской и зарубежной прессе, посвященных  архивам постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять  больше внимания реформированию архивной системы. Символично даже само размещение Главархива на Ильинке, в здании бывшего ЦК ВКП(б). Новое руководство страны, стремясь подорвать основы власти КПСС и силовых структур, охранявших ее, постаралось, прежде всего, овладеть их архивами.

В связи с проводимой в России административной реформой, произошли  изменения и в организации  управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[16] Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение «О Федеральном архивном агентстве»[17]. По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

2.2 Современная система  архивов

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные  архивы, ведомственные архивы, негосударственные  архивы, муниципальные архивы[18]. Каждый из этих типов архивов в свою очередь  представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально  имеют не только общие черты, но и  существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные  архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

Ведомственные архивы оформились в  три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в  состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды  с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов[19].

Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной  части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами  государственных организаций и  передаваемыми им документами негосударственных  организаций и физических лиц; создают  и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и  информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими  лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной  власти и самостоятельное использование  архивных документов в интересах  укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной  информации. Формируя, храня и организуя  использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных  предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов  местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Все четыре названных типа архивов  в той или иной степени в  настоящее время испытывают воздействие  нескольких факторов. Первый фактор - это  законодательное регулирование  их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных  архивов. Применительно к решению  задач управления, главными последствиями  воздействия этого фактора стали  федерализация системы государственных  архивов и обособление архивных служб отдельных государственных  структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации  ведомственных архивов. Второй фактор - это организационная перестройка  экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности  российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют  сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и  наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется  это тем, что в соответствии с  действующим законодательством  субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме  тех, которые отнесены к исключительному  ведению РФ или совместному.

Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и  функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры  органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с  масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования.

Информация о работе Развитие системы современных архивов России