Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:36, дипломная работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Маркетинг. Этапы его развития и место в современной организации
1.2. Организация маркетинга
1.3. Теоретические аспекты внедрения системы управления маркетингом, проблемы и ошибки. Контроль эффективности
1.4. Совершенствование организации управления отечественными предприятиями на принципах маркетинга
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АРРА»
2.1. Характеристика предприятия.
2.2 Состояние внешней и внутренней среды организации.
2.3 Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Создание единой службы маркетинга.
3.2. Проведение мероприятий и оценка эффективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ макро- и микросреды компании позволяет сделать выводы относительно потенциальных угроз и возможностей, которые компания должна учитывать в своей деятельности. Такой список носит название SWOT-анализа и будет рассмотрен в следующем разделе работы.
Таблица 5. Матрица SWOT-анализа компании ООО «АРРА».
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
||
Большой опыт в организации персональных продаж Высокий уровень организации управленческого учета Наличие высококвалифицированного производственного персонала Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования |
Недостаточный уровень клиентского сервиса Недостаточный уровень развития каналов товародвижения Средняя позиция в доле рынка Неадекватный рыночной ситуации стиль руководства и структуры компании Отсутствие системы стратегического планирования |
||
Возможности (О) |
SO-стратегия |
WO-стратегия |
|
Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе Увеличение количества домохозяек в связи со снижением занятости среди женщин Увеличение покупательной способности населения Увеличение количества предпринимательских структур |
Расширение номенклатуры бумажно-беловых товаров Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бумажно-беловой продукции Увеличение производственных мощностей по изготовлению журнальной продукции |
Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании Создание единой службы маркетинга на предприятии Увеличение рыночной доли компании за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка |
|
Угрозы (Т) |
ST-стратегия |
WT-стратегия |
|
Замедление темпов экономического развития Увеличение налогового пресса Развитие технологии электронных коммуникаций |
Создание системы учета и снижения затрат Применение сырья из искусственной целлюлозы Создание системы электронных продаж |
1. Расширение каналов товародвижения 2. Создание системы обратной связи с клиентами компании 3. Развитие технологий и продуктов без использования бумажного сырья |
|
Составленная матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для совершенствования системы управления маркетингом. В компании «Юнивест Маркетинг» отсутствует единая служба маркетинга, а затраты на рекламу и стимулирование сбыта носят разовый и бессистемный характер.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что для ситуация, сложившаяся в ООО «АРРА» достаточно типична для российских предприятий на данном этапе рыночной экономики. Среди общих недостатков в организации маркетинговой деятельности можно назвать следующие:
отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции компании;
ориентацию руководства компании на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»;
отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений;
недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта;
отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг компании;
отсутствие единой политики в области развития и совершенствования товаров и услуг компании, а также представляющих их торговых марок.
С методологической точки зрения, причиной всех выше приведенных недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование руководством компании роли и места маркетинга и маркетинг-менеджмента в управлении предприятием. Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся ситуации должно быть формирование единой службы маркетинга, состоящей из специалистов-маркетологов достаточно высокой квалификации.
При подборе специалистов во вновь формируемую службу маркетинга, следует обратить достаточно большое внимание профессиональной подготовке и универсальности навыков новых сотрудников. Созданной службе маркетинга кроме чисто маркетинговых проблем придется решать вопросы, связанные с перераспределением функциональных обязанностей и структурных взаимоотношений внутри компании, вести разъяснительную работу среди сотрудников о роли и месте маркетинга в современной рыночной экономике.
2.3. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии
В настоящее время многие руководители российских компаний пытаются внедрить стратегическое управление в деятельность своих организаций, предполагающее организацию работы предприятия в соответствии с выбранной маркетинговой стратегией. Однако, прежде чем разрабатывать стратегию, на базе которой осуществляется стратегическое управление предприятием, необходимо оценить готовность предприятия именно к такому, стратегическому подходу в управлении.
Эти признаки проявляются на предприятии в разной мере и характеризуют в конечном итоге его конкурентные преимущества:
определенность миссии;
определенность целей и стратегии предприятия;
наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации;
работа по повышению конкурентоспособности предприятия;
адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям;
ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия;
организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления;
наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития;
приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач;
постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия;
высокий уровень корпоративной культуры;
наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения.
Выявление степени проявления признаков, характеризующих подготовленность предприятия к использованию принципов и методов стратегического планирования и управления, производилось экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали, как и прежде, менеджеры компании, что обеспечивает конфиденциальность мероприятия и не требует привлечения больших ресурсов. Кроме того, указанная методика может неоднократно повторно применяться для контроля действенности проводимых мероприятий, призванных улучшить сложившуюся ситуацию.
Для оценки готовности компании к работе по принципам стратегического управления менеджерам предлагалось оценить степень проявления каждого из перечисленных выше признаков в деятельности предприятия - выставить оценки, соответствующие степени проявления того или иного признака:
«5» - если данный признак на предприятии полностью проявляется;
«4» - если данный признак проявляется не полностью;
«3» - если данный признак проявляется слабо;
«2» - если данный признак не проявляется.
Общая оценка степени готовности компании представляет собой средневзвешенный бал:
, (3.1)
где:
- бальная оценка j-го эксперта степени проявления i-го признака;
n - количество экспертов;
m - число рассматриваемых признаков;
- коэффициент важности i-го признака, определяемы по правилу:
=
Для упрощения принято, что все признаки имеет одинаковую важность и k=1.
В оценке участвовало десять экспертов, таким образом n=10, а m=12.
Рассчитаем по формуле 3.1 следующие пороговые числа:
bмин=0,2 - соответствует случаю полного не проявления всех признаков;
bсл=0,3 - соответствует случаю слабого проявления всех признаков;
bнп=0,4 - соответствует случаю не полного проявления всех признаков;
bмакс=0,5 - соответствует случаю полного проявления всех признаков.
Теперь по формулам:
b1=bмин+0,75(bсл-bмин) (3.2);
bср=0,5(bмин+bмакс) (3.3);
b2=bнп+0,25(bмакс-bнп) (3.4);
Степень готовности компании к стратегическому управлению следует оценивать как:
очень высокая, если полученный результат попадает в диапазон b2 - bмакс;
высокая, если полученный результат попадает в диапазон bср - b2;
умеренная, если полученный результат попадает в диапазон b1 - bср;
низкая, если полученный результат попадает в диапазон bмин - b1.
Ниже в таблице приведен результат обобщенной оценки менеджерами компании «АРРА» готовности к стратегическому управлению по двенадцати перечисленным признакам.
Таблица 5. Готовность компании «АРРА» к реализации маркетинговой стратегии.
Проявляющиеся признаки |
Оценка степени проявления признака |
|
Определенность миссии |
проявляется слабо |
|
Определенность целей и стратегии предприятия |
проявляется слабо |
|
Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки маркетинговой информации |
проявляется не полностью |
|
Работа по повышению конкурентоспособности предприятия |
проявляется не полностью |
|
Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям |
проявляется слабо |
|
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия |
не проявляется |
|
Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления |
не проявляется |
|
Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития |
не проявляется |
|
Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач |
проявляется не полностью |
|
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия |
проявляется слабо |
|
Высокий уровень корпоративной культуры |
проявляется не полностью |
|
Наличие на предприятии эффективно работающего маркетингового подразделения |
проявляется слабо |
|
Итоговый рейтинг |
0,308 |
|
Шкала оценки готовности компании к реализации маркетинговой стратегии.
На основании полученной оценки степени готовности предприятия можно сделать следующий вывод: компания в целом готова к формированию единой службы маркетинга, на которую будут возложены обязанности по подготовке структуры компании и персонала к реализации маркетинговой стратегии.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
3.1. Формирование единой службы маркетинга
При подборе специалистов во вновь формируемую службу маркетинга, следует обратить достаточно большое внимание профессиональной подготовке и универсальности навыков новых сотрудников. Созданной службе маркетинга кроме чисто маркетинговых проблем придется решать вопросы, связанные с перераспределением функциональных обязанностей и структурных взаимоотношений внутри компании, вести разъяснительную работу среди сотрудников о роли и месте маркетинга в современной рыночной экономике.
Следует принять во внимание то факт, что создание единой службы маркетинга на предприятии, достаточно затратное и длительное мероприятие. Если политика руководства компании в этом направлении будет двойственной и непоследовательной, то директору по маркетингу компании придется не раз отстаивать целесообразность и необходимость тех или иных мероприятий. Наверняка, у большинства сотрудников компании доминирующим является стереотип о том, что об эффективности мероприятий можно судить только по их сиюминутной экономической эффективности, что косвенно подтверждается умеренной степенью готовности компании к реализации маркетинговой стратегии. Поэтому рекомендуется в качестве первых мероприятий, проводимых новой службой маркетинга, мероприятия по рекламе и стимулированию сбыта.
Приоритет, организация и грамотное проведение мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта позволит компании существенно увеличить собственный валовый доход, а службе маркетинга - «оправдать» собственную необходимость и эффективность, и покрыть первичные расходы на собственное формирование и содержание.
Не смотря на то, что на предприятии отсутствует единая служба маркетинга, маркетинговые функции выполняются разными подразделениями, поскольку их выполнение является насущной необходимостью для любого коммерческого и некоммерческого предприятия. Это положение следует из самого определения маркетинга как такового: маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распространенной организацией службы маркетинга является функциональная организация. В этом случае специалисты-маркетологи руководят разными маркетинговыми функциями и подчиняются руководителю службы маркетинга. Однако, такая структура была приемлема еще 2-3 года назад, когда компания в полиграфическом бизнесе поддерживала и продвигала только одну торговую марку.
Полиграфическое направление компании «АРРА» в настоящий момент охватывает три вида рынков:
Информация о работе Развитие системы управления маркетингом на предприятии