Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность, состав и структура жилищной сферы 6
Глава 2. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях 13
Глава 3. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы 18
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Реформа ЖКХ.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов  и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.

В настоящее время имеются  два альтернативных подхода к  реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части  финансирования жилищной сферы для  освобождения средств, которые могут  быть направлены на социальные нужды  и на другие жизненно важные потребности  населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно  высоких издержек городского хозяйства  на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.

При втором подходе приоритет  отдается структурной перестройке  хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование  тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной  частью реформ, но повышение тарифов  должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных  и институциональных мер, не затрагивающих  непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.

Важнейшей стратегической целью  развития жилищной сферы является повышение  качества жизни путем улучшения  жилищных условий, повышения сохранности  жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального  обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются  целевые ориентиры:

    • снижение производственных издержек;
    • снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;
    • смягчение для населения негативных последствий реформы;
    • повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
    • повышение качества жилья;
    • повышение уровня технического содержания жилищного фонда;
    • повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
    • обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;
    • повышение качества содержания придомовых территорий и др.

Как следует из этого перечня  целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет  перейти на принципиально иной уровень  управления данной системой, но это  связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для  ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения  качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.

Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы  и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый  комплекс обеспечивающих мер. К их числу  относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без  их глубокой проработки эффективность  реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых  обеспечивающих мероприятиях.

Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой  системы планово-программных и  проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость  разработки комплексной Программы  реформирования и развития жилищной сферы города, включающей систему  взаимосвязанных программ, схем и  проектов. К их числу можно отнести  программу реформирования жилищно-коммунального  хозяйства города, программу реконструкции  центральных районов и модернизации типового жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья  и коммунальных услуг и др.

Правовое обеспечение  предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с законодательной  инициативой на более высокий  уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению  необходимых условий для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др.

Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи  с этим необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.

Необходимым условием организации  эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная  информация о состоянии жилищного  фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального  обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его  звеньях, с позиции комплексной  оценки результатов развития ЖКХ.

Содержание программы  реформирования и развития жилищного  хозяйства города. Программа имеет  следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование  ситуаций и оценка последствий принимаемых  решений, принятие конкретных мер и  разработка механизма их реализации.

Основными этапами разработки программы являются следующие.

    • Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем.
    • Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.
    • Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.
    • Разработка механизма реализации намеченных целей.

На первом этапе целесообразно  обратить внимание на содержание и  важнейшие аспекты жилищной проблемы на данной территории. Формирование данного  раздела программы целесообразно  начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищного фонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровню капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.

Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления  и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального  обслуживания населения городов  и муниципальных образований  как важнейшего аспекта повышения  качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений  и местного самоуправления.

Прогнозирование развития жилищного  комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи  с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать  в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных  средств и централизованного  финансирования.

На следующем этапе  разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.

Далее рассматриваются вопросы  разработки обеспечивающих подсистем  программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального  комплекса города.

Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в  городах страны. Во многих городах  сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и  ремонта жилищного фонда. Часть  жилищно-эксплуатационных организаций  получила статус подрядных государственных  или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.

В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций  и повышение уровня жилищно-коммунального  обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в  разработке и проведении реформы.

Следует отметить недостаточную  комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделено  реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо  проработаны вопросы регулирования  капитального ремонта жилищного  фонда. Не определены организационно-экономические  основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного  фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов  конкурентная среда в сфере ЖКХ  фактически не создана.

Отметим также неготовность экономико-управленческих служб государственных  жилищных организаций к работе в  новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической  политики, формированию современной  системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых  источников доходов.

Значительная часть населения  города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости  повышения ответственности за пользование  и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

 

Заключение

Более 80% семей России, проживающих  в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь потребителями  жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население  лишено элементарных «рыночных прав» - не может контролировать объем  и качество предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже поставщики не могут следовать принципу «за  сколько заплатил, столько и получи». Нет ясности и в вопросе, кто  же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная компания, дирекция единого  заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что именно является приобретаемым  продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура  влажность в помещении, работа водоразборных  приборов, освещенность и чистота  улиц и т.п.). То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает  решение о покупке.

Неудачи реформирования ЖКХ  на протяжении последних 10 лет как  раз тем и определяются, что  на этом рынке не был сформулирован  покупатель. Вот почему ЖКХ не удалось  превратить в рыночный сектор экономики  и в нем доминируют административные методы управления. Просто не было установлено, кто же будет объектом последнего в новых условиях и кто будет  принимать решения исходя из рыночных сигналов. Все это породило иллюзию  отсутствия эластичности спроса на ЖКУ  по цене и доходу.

 

Список литературы

1. Бузырев В.В., Чекалин  В.С. Экономика жилищной сферы.  Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Максимов С.Н. Основы  бизнеса на рынке недвижимости. - СПб.: Деан+Адиа-М, 1997

3. Социальная политика: Учебник/Ю.П.  Алексеев, А.И. Берестова, В.Н. Бобков  и др.; Под общей ред. Н.А.  Волмна. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004

4. Смирнов Е.Б. Воспроизводство  жилищного фонда крупного города  в условиях формирования экономических  отношений рыночного типа. - СПб.: СПбГИЭА, 1997

5. Чекалин В.С. экономика  городского хозяйства. - СПб.: СПбГИЭА, 1999

6. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная  реформа в России. Финансово-экономические  особенности: Нормативные документы. - М.: МЦФЭР, 1997

7. Чернышев Л.Н. Формирование  рыночных отношений в ЖКХ. - М.: МЦФЭР, 1996

8. Чернышев Л.Н. Ценовая  и тарифная политика в жилищно-коммунальном  хозяйстве. - М.: Книжный мир, 1998

9. Чернышев Л.Н. Экономика  городского хозяйства. - М.: Изд-во  «Люберецкая газета», 1999

10. Жилищно-коммунальное хозяйство// Журнал руководителя и главного  бухгалтера.- 2000. - №2

11. Жилищные условия и  коммунальное обслуживание населения:  Справочно-информационное пособие  для специалистов ЖКХ и населения. - М.: Госстрой России, 2000

12. Оплата услуг ЖКХ  населением и социальная защита  малообеспеченных граждан в Российских  регионах/ А.А. Колесникова// Вопросы  статистики. - 2004.- №2.- с.74-80

 


Информация о работе Реформа жилищно-коммунального хозяйства