Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 05:08, курсовая работа
Объектом исследования выступает рекламная деятельность в России. Предмет исследования - правовое регулирование рекламы. Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки;
- рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе;
- изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Кроме того, рекламу алкогольной продукции в каждом случае необходимо сопровождать предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов рекламной площади.
Такую рекламу запрещено размещать:
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также предлагать им такие образцы.
Практика применения статьи Закона о рекламе, ограничивающей рекламу алкоголя, показывает, что производители алкогольной продукции готовы идти на хитрости, платить штрафы. Ужесточение ответственности и требований законодательства не всегда способствует в такой ситуации достижению наилучшего результата. Реклама алкоголя по-прежнему агрессивно нацелена на потребителя под видом рекламы конфет, воды, коктейлей, конкурсов.
Ограничения на рекламу пива введены в 2004 году. Они были связаны с агрессивной рекламой пива на телевидении, которая стала все шире распространяться с запретом рекламы алкогольной продукции (пиво по российскому законодательству не считается алкогольной продукцией).
Реклама пива не должна:
Реклама пива в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах – не менее пяти секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее 7 процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 10 процентов рекламной площади.
Реклама пива не должна размещаться:
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, допускается только в организациях или местах, в которых разрешается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При проведении таких рекламных акций запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.
Реклама табака, табачных
изделий и курительных
Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, которое должно занимать не менее 10 процентов рекламного пространства.
Реклама табака, табачных
изделий и курительных
Закон о рекламе 2006 года существенно дополнил и детализировал требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (статья 24).
Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения лекарственного средства;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и эффективность средства гарантированы его естественным происхождением.
Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецепту, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.
Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники подлежат обязательной государственной регистрации на территории Российской Федерации, следовательно, без регистрации реклама таких объектов не допускается.
Таким образом, нерешенным остается множество вопросов. Необходимость издания федерального документа, регламентирующего требования к отдельным видам рекламы, не вызывает сомнений.
Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.
Недобросовестная реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград и т. п.
Законом «О рекламе» (ст. 8) устанавливается, что неэтичной является реклама, которая:
- содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию с употреблением оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, и иных убеждений физических лиц;
- порочит объекты
искусства, составляющие
- порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
- порочит какое-либо
физическое или юридическое
Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Заведомо ложная реклама – реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Процесс признания рекламы ненадлежащей представлен на рисунке Б.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
Субъектами ответственности являются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители.
Органом, который вправе применить ответственность, является Федеральная антимонопольная служба, а также ее территориальные органы (статья 23.48 КоАП РФ). Полномочия Федеральной антимонопольной службы в рекламной сфере представлены на рисунке В.1 ПРИЛОЖЕНИЯ В.
За нарушение законодательства о рекламе устанавливаются следующие виды ответственности: административная гражданско-правовая и иная ответственность, установленная федеральными законами (ст. 38 Закона) .
Административная