Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа
Важнейшим звеном рынка является фирма. Ее деятельность, способы и мотивация поведения коренным образом определяют весь облик национальной экономики. Опыт западных стран свидетельствует, что успех на рынке зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от ориентации на потребителя, т.е. от использования маркетинга.
Введение
1. Маркетинг: сущность, функции, принципы и методы
1.1. Определение маркетинга
1.2. Функции маркетинга
1.3. Основные принципы маркетинга
1.4. Методы маркетинговой деятельности
2. Роль маркетинга в деятельности предприятия
2.1. Исследование потребителей
2.2. Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка
2.3. Исследование товарного рынка
2.4. Маркетинговая политика предприятия
2.5. Ценовая политика предприятия
2.6. Сбытовая политика предприятия
Заключение
Список использованной литературы
- Этап роста - период
быстрого восприятия товара рынком и быстрого
роста прибылей.
- Этап зрелости - период
замедления темпов сбыта в связи с тем,
что товар уже добился восприятия большинством
потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются
или снижаются в связи с ростом затрат
на защиту товара от конкурентов.
- Этап упадка - период,
характеризующийся резким падением сбыта
и снижением прибылей. [5,с.303]
Маркетинг сопровождает товар на всем пути его жизненного цикла. Закон новых товаров можно рассмотреть с точки зрения жизненного цикла как: предприятие будет иметь максимальную прибыль и эффективность только тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга.
Товарная политика на предприятии решает задачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетинга в этой области помогаю предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих его в данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговая товарная политика помогает повысить эффективность фирмы.
В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.
В зависимости от реализационной цепочки можно выделить несколько видов цен. Оптовые цены предприятий - цены, по которым предприятие продает продукцию оптовому покупателю. Эта цена состоит из себестоимости продукции и прибыли предприятия. Оптовые цены торговли - цены, по которым оптовый посредник продает товар розничному продавцу. Цена включает в себя себестоимость, прибыль и снабженческо-сбытовую скидку (издержки оптового поставщика). Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю. Она включает в себя также торговую скидку (издержки розничного торговца).
К внешним факторам процесса ценообразования
относятся:
Потребители. Это фактор всегда занимает доминирующее
положения в современном маркетинге.
Рыночная среда. Этот фактор характеризуется степенью
конкуренции на рынке. Здесь важно выделить
является ли предприятие аутсайдером
или лидером, принадлежит ли к группе лидеров
или аутсайдеров.
Участники каналов товародвижения. На
этом этапе на цену влияют как поставщики,
так и посредники. Причем важно заметить,
что наибольшую опасность для производителя
представляет повышение цен на энергоносители,
поэтому эту отрасль старается контролировать
государство.
Хотя цена и меняется на рынке, маркетологи
дорыночно выделяют четыре основных методов
определения исходной цены:
1. Затратный метод. Метод основан на ориентации цены на затраты на производство. При этом методе цена складывается из себестоимость и какого-то фиксированного процента прибыли. Этот метод более учитывает цель предпринимателя, нежели покупателя.
2. Агрегатный метод. Этот метод подсчитывает цену, как сумму цен на отдельные элементы товара, а также как цену общего (агрегатного) блока и надбавки или скидки за отсутствие или наличие отдельных элементов.
3. Параметрический метод. Суть данного метода состоит в том, что из оценки и соотношения качественных параметров товара определяется его цена.
4. Ценообразование на основе текущих цен. По этому методу цена на конкретный товар устанавливается в зависимости от цен на аналогичные товары, она может быть и больше, и меньше.
Установление цен на новый
товар.
Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особенно большие требования предъявляет этап выведения на рынок. Можно провести различия между установлением цены на подлинную новинку, защищенную патентом, и установлением цены на товар, имитирующий уже существующие.
Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку при установлении цены на нее может выбрать либо стратегию «снятия сливок», либо стратегию прочного внедрения на рынок.
Стратегия «снятия сливок». Установление самых высоких цен на абсолютно новые товары, когда полностью отсутствуют конкуренты. При этой цене продукцию воспринимают только некоторые сегменты рынка. После замедления начальной волны сбыта, цена снижается, чтобы привлечь следующий эшелон покупателей, которых устраивает новая цена. Таким образом снимаются сливки с различных сегментов рынка. Данная стратегия используется если:
1. Наблюдается высокий уровень текущего спроса со стороны достаточно большого числа покупателей.
2. Издержки мелкосерийного производства невысоки.
Стратегия прочного внедрения на рынок. Установление сравнительно низкой цены на новинку для привлечения большего числа покупателей и завоевания большего сегмента рынка. Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия:
Виды ценовой стратегии.
Ценообразование в рыночной экономике является весьма сложным и многофакторным процессом, базирующимся не только на рекомендациях маркетинга. Однако выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен как на новые, так и уже выпускаемые товары и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления положения на рынке представляет собой одну из функций маркетинга.
Стратегия высоких цен.
Предусматривает продажу товара по высоким ценам, значительно выше цены производства, а затем постепенное их снижение. Она характерна для продажи товаров-новинок, защищенных патентами на стадии внедрения, когда фирма выпускает вначале дорогой вариант товара, а затем начинает привлекать все новые сегменты рынка, предлагая покупателям различных сегментных групп более простые и дешевые модели. Стратегия высоких цен обеспечивает продавцу быструю окупаемость вложенных в разработку и продвижение товара средств. Как правило, такая политика оказывается возможной, если товар — новый, высококачественный, обладает рядом привлекательных, отличительных особенностей для потребителя, согласного платить высокую цену за его приобретение, и рассчитан в основном на потребителей-новаторов.
Стратегия низких цен (стратегия «проникновения», «прорыва» на рынок).
Предусматривает первоначальную продажу товаров, не имеющих патентной защиты, по низким ценам с целью стимулировать спрос, одержать победу в конкурентной борьбе, вытеснить конкурирующие товары с рынка и завоевать массовый рынок и существенную рыночную долю. Фирма добивается успеха на рынке, вытесняет конкурентов, занимает в определенном смысле монопольное положение на стадии роста, затем повышает цены на свои товары. Однако в настоящее время такую политику использовать в качестве ценовой стратегии очень трудно. Практически крайне сложно фирме обеспечить себе монопольное положение на рынке.
Хотя покупатели крайне отрицательно относятся к политике повышения цен, они могут воспринять ее и положительно, например, рассматривая рост цен как свидетельство большого спроса на товары, повышения его качества.
Стратегия дифференцированных цен.
Активно применяется в торговой практике
компаний, которые устанавливают определенную
шкалу возможных скидок и надбавок к среднему
уровню цен для различных рынков, их сегментов
и покупателей: с учетом разновидностей
покупателей, расположения рынка и его
характеристик, времени покупки, вариантов
товаров и их модификаций.
Стратегия льготных цен.
Льготные цены устанавливаются на товары и для покупателей, в которых фирма-продавец имеет определенную заинтересованность. Кроме того, политика льготных цен может проводиться как временная мера стимулирования продаж, например для привлечения покупателей на распродажи.
Льготные цены - это наиболее низкие цены, по которым фирма продает свои товары. Как правило, они устанавливаются ниже издержек производства и в этом смысле могут представлять собой демпинговые цены. Применяются они в целях стимулирования продаж для постоянных покупателей в целях подрыва с помощью ценовой конкуренции слабых конкурентов, а также при необходимости освободить складские помещения от залежалого товара и т.д.
Стратегия дискриминационных цен.
Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Применяются по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночной ситуации покупателям, к покупателям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, покупателям, нежелательным для фирмы-продавца, а также при проведении политики ценового картелирования, т.е. заключении между фирмами различного рода соглашений по ценам.
Такая стратегия возможна при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма-покупатель: установление высоких вывозных или ввозных пошлин, установление обязательного правила пользования услугами местного посредника и др.
Стратегия единых цен (установление единой цены для всех потребителей).
Эта стратегия укрепляет доверие потребителей, легко применима, удобна, не требует уторговывания, делает возможным продажи по каталогам, посылочную торговлю. Однако стратегия единых цен применяется не так часто в ценовой практике и, как правило, ограничена временными, географическими и товарными рамками.
Стратегия гибких, эластичных цен.
Предусматривает изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательной силы. Гибкие цены, как правило, используют при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров, например для товаров промышленного назначения, товаров длительного пользования, услуг и т.д.
Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен.
Предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Характерна для массовых продаж, как правило, однородных товаров, по которым на рынке выступает большое число фирм-конкурентов, например, цены на транспорт, конфеты, журналы и др. В этом случае независимо от места продажи в течение довольно длительного времени для любого покупателя товары продаются по одной и той же цене.
Стратегия нестабильных, меняющихся цен.
Предусматривает зависимость цены от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.
Стратегия ценового лидера.
Предусматривает либо соотнесение фирмой своего уровня цен с движением и характером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару (в зависимости от места на рынке фирмы и величины ее рыночной доли это может быть лидер №1, лидер №2, лидер №3), либо заключение соглашения (как правило, негласного) с лидером на данном рынке или его сегменте, т.е. в случае изменения цены лидером фирма также производит соответствующее изменение цен на свои товары.
Подобная
стратегия цен внешне весьма привлекательна
и удобна для фирм, не желающих или не имеющих
возможности проводить свои собственные
разработки ценовой стратегии, однако
она и опасна: чрезмерно сковывая ценовую
инициативу фирмы, она может привести
к серьезным ошибкам и просчетам (например,
лидер проводил ошибочную стратегию или
предпринял обманный ход и т.д.). В конце
70-х годов многие фирмы отказались от ценовой
стратегии следования за лидером и с целью
добиться резкого роста продаж обратились
к стратегии гибких цен.
Стратегия конкурентных цен.
Связана с проведением агрессивной ценовой политики фирм-конкурентов со снижением ими цен и предполагает для данной фирмы возможность проведения двух видов ценовой стратегии в целях укрепления монопольного положения на рынке и расширения рыночной доли, а также в целях поддержания нормы прибыли от продаж.