Роль НИОКР в создании нового товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Создание новых товаров - прерогатива подразделений НИОКР. В экономической литературе в настоящее время представлены хорошие схемы планирования разработки товара или технологии, включающие поиск идей новых товаров, селекцию идей, их экономический анализ, развитие концепции продукта, тестирование и выход на рынок, а также примеры практических реализаций подобного планирования. Для сбора данных о создаваемом продукте применяются различные процедуры тестирования, включающие тесты цены, внешнего вида, тесты впечатлений и др.

Содержание работы

Введение
1.Роль НИОКР в создании нового товара
2.Маркетинговый подход и роль НИОКР
3. Жизненный цикл изделия и роль НИОКР в нем
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинг РЕФ.docx

— 141.05 Кб (Скачать файл)

Основным содержанием  целевых исследований в процессе управления жизненным циклом изделия  являются: анализ прогнозируемого состояния  объектов, определение ожидаемых  и фактических результатов, оценка приоритетности в решении локальных  задач, выявление предпочтительных направлений использования ресурсов. Как уже указывалось выше, при  таком анализе возникают следующие  вопросы: 
– какие факторы, условия и на каких стадиях следует подвергать оценке? 
– какой должна быть система критериев оценок? 
– какие методологические подходы и приемы следует использовать в ходе оценки?

Целесообразно в ходе управления жизненным циклом изделия опираться  на систему контрольных точек  цикла. На всех контрольных точках анализируют  отклонения качественных и количественных параметров изделия от проектных  значений по техническим и экономическим  критериям и вырабатывают соответствующие  решения по критерию “эффект-затраты”. Количество контрольных точек (КТ) зависит от характера изделия. Можно рекомендовать следующие КТ в жизненном цикле изделия: 
КТ–1 – решение о начале проекта; 

КТ–2 – окончание технического проекта (решение о разработке рабочей  документации и изготовлении опытного образца); 
КТ–3 – окончание ОКР; 
КТ–4 – окончание пробного маркетинга (принятие решения о начале серийного производства  и коммерческой реализации изделия); 
КТ–5 – оценка качества серийно выпускаемой продукции (решение о повышении качества и надежности); 
КТ–6 – оценка необходимости обновления  или  модернизации продукции; 
КТ–7 – оценка оптимальности методов сбыта продукции; 
КТ–8 – оценка целесообразности и методов капитального ремонта изделий в процессе эксплуатации; 
КТ–9 – оценка целесообразности снятия изделия с производства; 
КТ–10 – снятие изделия с эксплуатации и передача его на утилизацию.

Проведение НИР можно  рассматривать как научную подготовку производства (НПП), ОКР – как  основную часть конструкторской  подготовки производства (КПП) и частично технологической (ТПП), а собственно подготовку производства на серийном заводе как окончание КПП, проведение в основном ТПП, а также организационной  подготовки производства (ОПП). Влияние  системы подготовки производства на формирование конечного эффекта  разработки, производства и эксплуатации нового изделия показано на рис. 29 [3].

Рис. 29. Влияние системы  подготовки производства на формирование конечного эффекта разработки и  использования нового товара

Длительности всех стадий жизненного цикла изделия коренным образом влияют на его экономическую  эффективность. Особое значение имеет  сокращение сроков научно-технической  подготовки производства, в том числе  и обеспечение определенной  параллельности выполнения отдельных этапов. Для этого необходимо: 
– снизить до минимума все изменения, вносимые в изделие после передачи результатов от одного этапа к другому; 
– определить и реализовать рациональную параллельность работ, фаз, стадий цикла; 
– обеспечить  сокращение затрат времени на выполнение отдельных этапов.

Решение первой задачи обеспечивается инженерно-техническими методами (стандартизация, унификация, обеспечение качества и  надежности, применение САПР и т. д.).

Решение второй задачи осуществляется путем применения планово-координационных  методов.

Решение третьей задачи связано  с первой и состоит в использовании  организационных методов (развитие технического обеспечения, автоматизации, средств планирования, функционально-стоимостного анализа, опытного производства и т.д.).

Успешность разработки зависит  от большого числа диалектически  взаимосвязанных внешних и внутренних факторов. Рис. 30 наглядно показывает влияние на эффективность ОКР основных групп факторов [12]: 
– рыночных (позиция в конкуренции, оборот, спрос); 
– организационных (концепция, выбор, планирование, контроль, кадры, структуры, финансы); 
– научно-технических (качество, проекты, продукты); 
– производственных (издержки, технология, организация производства, основные средства, внедрение).

Рис. 31 иллюстрирует кругооборот целей и задач (“круговую зависимость”) рыночной деятельности, политики НИОКР, конкретных разработок и портфеля продуктов фирмы. Следует обратить внимание на то, что на рис. 30 и 31 присутствует в качестве важнейшего фактора время. Фактор времени, безусловно, один из важнейших для успешности реализации результатов НИОКР (рис. 32). Чтобы сократить время разработки, фирме целесообразно провести контроллинг своей деятельности в области НИОКР и запланировать, а также реализовать мероприятия, приведенные на рис. 33. Следует еще раз подчеркнуть, что нельзя рассматривать сферу НИОКР в фирме как независящую от других. Только комплексное взаимодействие и совершенствование всех сфер деятельности фирмы может обеспечить успех ее инновационной деятельности.

Рис. 30–31 свидетельствуют о том, что практически все вопросы разработки НИОКР и реализации их результатов не могут быть рассмотрены вне стратегического контекста.

Рис. 30 демонстрирует тесное смыкание внешних и внутренних стратегических факторов (индикаторов) в определении эффективности НИОКР.

Рис. 30. Основные факторы, определяющие эффективность ОКР

Рис. 31. Взаимосвязь основной деятельности фирмы, ее стратегии НИОКР, конкретных ОКР и портфеля продуктов

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Алексунин В. А. Маркетинг:  Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп./ В. А. Алексунин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 200с.

2.Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд./ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2006. – 736 с.

3.Батурина Н. А. Теоретические  основы инновационного анализа  хозяйствующего субъекта // Справочник  экономиста. – 2008. - №9. – с.75-82

4.Езепова Е. В. Нанотехнологии в создании нового продукта // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №5. – с.9-12

5.Коротков А. В. Управление  маркетингом: учебное пособие  для студентов вузов, обучающихся  по специальности 061500 «Маркетинг»  / Под ред. А. В. Короткова,  И. М. Синяевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 463 с.

6.Медынский В. Г. Инновационный  менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295с.

7.Пошатаев А. В., Москалев  М. В., Семенова Е. И. Маркетинг:  учебник для студентов высших  учебных заведений / Под. Ред. А. В. Пошатаева. – М.: КолосС, 2005. – 362 с.

8. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 448с.

9.Хотяшева О. М. Инновационный  менеджмент: Учебное пособие. –  СПб.: Питер, 2005. – 318с.

10.Яшин В. Г., Патрик  Э. Технопарки как инструмент  поддержки инновационной деятельности// Справочник экономиста. – 2009. - №3. – с.69-80


Информация о работе Роль НИОКР в создании нового товара