Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 01:17, курсовая работа
Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах».
Введение
1. Понятие рынка, его составные элементы
2. Классификация рынков по объектам обмена
3. Классификация рынков товаров и услуг
4. Классификация рынков по территориальному признаку и по формам хозяйства
5. Классификация рынков с учетом конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие рынка, его составные элементы
2. Классификация рынков по
3. Классификация рынков товаров и услуг
4. Классификация
рынков по территориальному
5. Классификация рынков с учетом конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рынок –
это центральная категория
Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру.
В хозяйственной деятельности перед людьми и обществом всегда стоит проблема, как сбалансировать нужды, потребности с реальными возможностями их удовлетворения, как разумнее распределить ресурсы для выполнения экономических задач и как их эффективнее использовать.
Рынок как способ организации экономики, основанный на товарно-денежном обращении, показал себя эффективным инструментом регулирования хозяйственных отношений. Разумеется, он не может решить все экономические проблемы, встающие перед обществом, да он на это и не претендует. Часто рыночные отношения ведут и к определенным потерям ресурсов, неэффективному использованию рабочей силы, излишним затратам труда, финансов, сырья, материалов, неполному удовлетворению потребностей. Ведь их удовлетворение ограничивается покупательной способностью.
Рынок не
всегда позволяет преодолеть нехватку
некоторых ресурсов. И все-таки именно
он может успешно решать проблемы
развития производства и потребления,
общественного распределения
Рынок наиболее
подвижен во времени и пространстве,
наиболее гибко и универсален, так
как адекватно
Экономическая
наука накопила много определений
рынка. Суть их сводится к тому, что
под рынком понимается категория
товарного хозяйства, отражающая совокупность
многообразных социально-
На рынке
посредством купли-продажи
В маркетинговой практике принято говорить о потребительских ориентациях на рыночный продукт, параметры которого рассматриваются по широкому спектру показателей. Перечень этих показателей зависит от специфики рыночного продукта, который проявляется в группах товаров и услуг и входящих в них разновидностей. Рыночным продуктом могут быть конкретное изделие, финансовый инструмент, услуга и вообще любая собственность, в том числе интеллектуальная.
Принципиальной особенностью маркетингового подхода к рынку является учет не только текущих изменений в потребностях, производстве, научно-техническом прогрессе, но и долгосрочных тенденций развития всех субъектов и объектов рыночных отношений.
Мерой развитости рыночных отношений в значительной степени служит дробность общественного разделения труда, в силу чего растет количество объектов, способных выполнять роль рыночных продуктов. В современном мире рыночные отношения достигли высокой степени развития, им пронизаны все стадии общественного воспроизводства. [18]
Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна.
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.
Рынок - не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов - товарное предложение, цена и спрос.
Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие товары следует производить, а так же что и как покупать.
Подходя
к понятию рынка более
Из этого вытекает следующее:
Во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки;
Во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать;
В-третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности.
В-четвертых, новые рынки могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения.
В-пятых, рынки могут быть увеличены, стимулируя желание купить посредством продвижения товара и рекламы.
Возникшие еще в эпоху
классического капитализма
Рынки и товары можно классифицировать следующим образом:
Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу:
1) Что
покупается на рынке? –
2) Почему покупается? – цель покупки
3) Кто покупает? – субъект покупки
4) Как это покупается? – способ покупки
А. Хоскинг считает, что эти вопросы можно дополнить еще двумя:
5) Каковы объемы закупок? – количество покупки
6) Где
осуществляется закупка? –
Рассмотрим классификации рынков, отвечая на поставленные вопросы.
2. Классификация рынков по объектам обмена
По объектам обмена различают
Рынок товаров и услуг - это форма конкурентной экономической связи между субъектами рынка по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода времени и предназначенных для конечного использования.
Поскольку вся сумма произведенных в стране благ измеряется показателями ВВП, исчисленного на основе системы национальных счетов, то рынок товаров и услуг в национальной экономике может быть определен как форма конкурентной связи рыночных субъектов по поводу купли-продажи произведенного в стране валового внутреннего продукта. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг — совокупное предложение.[12]
На рынке капиталов осуществляется движение долгосрочных инвестиций (на срок свыше одного года). Товарами на рынке капиталов являются ценные бумаги, национальная и иностранная валюта, депозитные вклады (за исключением краткосрочных) и др., а также услуги, предоставляемые финансовыми институтами: банками, биржами и др. [18]
Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка средств производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.
Как видно
из простого перечисления, в современной
экономике границы понятия
Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения, без которых невозможно принять обоснованные инвестиционные решения, осуществить расчет возможных доходов.
Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. По существу, все экономические блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке.
Валютные операции, то есть купля и продажа валюты за деньги стали монополией государства. Осуществление этих операций считалось уголовным преступлением. По правилам советской морали деньги можно давать друг другу в беспроцентный долг или просто безвозмездно, но торговать ими нельзя. Можно, конечно, класть в сбербанк на книжку, то есть продавать на время государству под определенный процент. Еще разрешалось покупать на деньги облигации.