Рынок и его основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах».

Содержание работы

Введение
1. Понятие рынка, его составные элементы
2. Классификация рынков по объектам обмена
3. Классификация рынков товаров и услуг
4. Классификация рынков по территориальному признаку и по формам хозяйства
5. Классификация рынков с учетом конкуренции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рфнок и его основные характеристики .docx

— 67.62 Кб (Скачать файл)

Рынок предприятий  подразделяется на три разновидности:

- рынок  товаров промышленного назначения, или производственный рынок;

- рынок  промежуточных продавцов;

- рынок  правительственных учреждений.

Рынок потребителей – совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются наличием массового потребления, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой. [10] Группы покупателей на таких рынках относительно стабильны и характеризуются близкими по содержанию потребностями и интересами, оценками, стереотипами поведения, покупательной способностью.[18]

Потребительский рынок может быть классифицирован  либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

Классификация по характеристике покупателя допускает  различные критерии. Например, население, регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д.

Классификация по типу продукции проводится в зависимости  от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных  товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.

Рассмотрим  подробнее рынок товаров промышленного назначения. Рынок товаров промышленного назначения - совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

Основными отраслями деятельности, составляющими  рынок товаров промышленного  назначения, являются:

1) сельское, лесное и рыбное хозяйство,

2) горнодобывающая  промышленность,

3) обрабатывающая  промышленность,

4) строительство,

5) транспорт,

6) связь,

7) коммунальное  хозяйство,

8) банковское, финансовое и страховое дело,

9) сфера  услуг.

По размерам товарной номенклатуры и денежного  оборота рынок товаров промышленного  назначения превосходит соответствующие  показатели рынка товаров широкого потребления.

Рынок товаров  промышленного назначения обладает определенными характеристиками, которые  резко отличают его от рынков товаров  широкого потребления:

- на нем  меньше покупателей. Продавец  товаров промышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления.

- эти немногочисленные покупатели крупнее.

- эти покупатели сконцентрированы географически. Географическая концентрация производителей способствует снижению издержек. Продавцам товаров промышленного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географической концентрации.

- спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления. Спрос на товары промышленного назначения, в конечном счете, проистекает из спроса на товары широкого потребления.

- спрос  на товары промышленного назначения  неэластичен. Для общего спроса  на многие товары и услуги, промышленного назначения (в отличие  от спроса со стороны отдельной  фирмы) характерна низкая ценовая  эластичность. Это означает, что изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса.

- спрос на товары промышленного назначения резко меняется. Спрос на товары и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления.

- покупатели  товаров промышленного назначения - профессионалы.

Рынок предприятий

Рынок производителей – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары и услуги для дальнейшего использования в производстве. По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота он превосходит потребительский рынок.[11] Сюда чаще всего относят рынки сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования оргтехники, а также рынки транспортных, коммунальных, юридических, ремонтных, финансовых, маркетинговых и других услуг. На таких рынках в основном действуют оптовые продавцы и покупатели.[18]

Рынок промежуточных продавцов – совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду с выгодой для себя. Промежуточные продавцы закупают как товары для перепродажи, так и услуги, необходимые для бесперебойного функционирования их собственных предприятий. Промежуточные продавцы имеют дело с огромным разнообразием товаров для перепродажи, за исключением нескольких разновидностей, продаваемых производителями непосредственно конечным потребителям. Среди товаров, не попадающих в руки промежуточных продавцов, изделия тяжелого машиностроения, сложное оборудование, изделия, выполненные по индивидуальным заказам или по принципу торговли вразнос. Не считая подобных исключений, основную часть товаров сначала продают промежуточным продавцам, а те уже организуют их сбыт конечным потребителям. [13]

Рынок государственных  учреждений – государственные учреждения всех уровней (с общегосударственного до местного), покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.[10] Закупки от имени государственных учреждений включают в себя самые разнообразные товары и услуги, которые, по мнению избирателей, необходимы для достижения стоящей перед страной целью. В отношении любого закупаемого государственными учреждениями товара должны быть приняты дополнительные решения: как много, где и по какой цене его приобрести и какие услуги следует запросить вместе с ним. При этом учитываются максимально возможные сокращения расходов налогоплательщиков.

Отличия, существующие между потребительским  рынком и рынком предприятий, характеризуются  в нижеследующей таблице.

 

Признак

Потребительский рынок

Рынок предприятий

1. спрос

Первородный (естественный) спрос

Производный спрос (например, за счет роста  доходов)

2. гибкость спроса

Значительный масштаб гибкости

Спрос сравнительно жесткий

3. информированность о товарах

Знания о продукции весьма варьируются

Рынок в основном известен

4. наличие партнеров

Значительное число партнеров (отдельные  лица, группы и т. д.)

Несколько хозяйствующих субъектов

5. концентрация

Определенная региональная концентрация отдельных сегментов рынка (но не всегда явная)

Региональная концентрация отдельных  отраслей


 

Первородный/производный  спрос. Первопричиной любого спроса является покупатель. Поэтому спрос на продукцию рынка предприятий (в частности, товаров промышленного назначения) - лишь производный от потребительского спроса на продукцию в целом, частью которой являются промышленные товары. Например, покупателям необходимы автомобили, автомобилестроению - сталь, следовательно, спрос на сталь со стороны автоиндустрии произведен от потребительского спроса на автомобили.

Гибкость  характеризует степень изменения  спроса в зависимости от колебаний цены.

Классификация рынков товаров и  услуг с учетом ассортимента:

  • замкнутый
  • насыщенный
  • смешанный

Замкнутый (закрытый) рынок - рынок с установившимися прочными коммерческими связями между продавцами и покупателями, проникновение на который новых лиц затруднено рядом барьеров.

Насыщенный рынок – на рынке большое количество продавцов, между которыми действует постоянная жесткая конкуренция.

Смешанный рынок – с одной стороны, на нем существуют прочные связи между продавцами и покупателями, но в то же время, количество предлагаемых аналогичных товаров велико.

 

4. Классификация рынков по территориальному признаку и по формам хозяйства

 

По территориальному признаку рынки бывают:

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой

Местный рынок – определенная, небольшая область (местность), на которой происходит обмен товаров и услуг с помощью денег.

Региональные рынки — рынки отдельного региона, имеющие характерные для данного региона признаки, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.

Национальный рынок – рынок, охватывающий всю национальную территорию.

Мировой рынок – совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Охватывает все основные направления международного разделения труда. Степень развития мирового рынка характеризует уровень интернационализации общественного производства.

Мы видим, что эту классификацию можно  рассматривать, как и по признаку «размеров рынка». Местный рынок наименьший, а мировой соответственно наибольший.

По формам хозяйства выделяют следующие виды рынков:

  • государственный
  • кооперативный
  • товаров и индивидуально-трудовой деятельности
  • арендный рынок
  • рынок совместных предприятий

Понятие государственного рынка означает широкое использование системы контрактов, заключаемых центральными или местными государственными органами с исполнителем работ, поставщиками товаров или услуг. В зависимости от различных условий контракт госзаказа может заключаться через торги, через запрос предложений или переговоры. Это наиболее открытая форма, где в качестве критерия выбора того или иного поставщика товара выступают минимальные цены. [16]

Кооперативный рынок - рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в форме потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством страны. В основном, это сельскохозяйственные рынки.

Рынок индивидуально-трудовой деятельности – это рынок труда, на котором товаром выступает рабочая сила. Этот рынок позволяет наемным, работникам, составляющим большинство трудоспособного населения любой страны, продать свое рабочее время и навыки работодателям (владельцам фирм и организаций) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок позволяет работодателям нанять работников, что является непременным условием осуществления любой хозяйственной деятельности.

Арендный рынок – рынок, на котором происходит предоставление какого-либо имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора (регулируется государственным законодательством).

Рынок совместных предприятий — рынок, на котором действуют предприятия-производители товаров и услуг на базе общей собственности, принадлежащей двум или нескольким юридическим лицам различных государств.

 

5. Классификация рынков с учетом  конкуренции

рынок товар услуга хозяйство конкуренция

Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Москва, 1986) дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

Информация о работе Рынок и его основные характеристики