Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:29, курсовая работа
Фирма должна уметь создавать новые товары и управлять их производством с учетом меняющихся вкусов, перемен в технологии и состоянии конкуренции. Любой товар проходит жизненный цикл, в котором можно выделить четыре этапа: введение на рынок, роста, зрелости и упадка.
Ограниченность жизненного цикла товара ставит перед фирмой две крупные проблемы. Во-первых, проблему разработки новинок, которая заключается в необходимости современно изыскать новые товары для замены находящиеся на стадии упадка. Во-вторых, проблему стратегического подхода к этапам жизненного цикла товара
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1 Рынок молока в Республики Беларусь…………………...5
Глава 1.1 Развитие молочной отрасли ……………………………6
Глава 1.2 Рынок молока и молочной продукции………………….8
Глава 1.3 Экспорт и импорт молока и молочной продукции ….12
Глава 2 Разработка нового товара………………………………...15
Глава 2.1 Виды товаров……………………………………………15
Глава 2.3 Процесс разработки нового товара……………….……21
Глава 3 Стратегия товарной политики……………………………25
Глава 4 Продвижение товара на рынок…………………………..30
Заключение………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………35
В 2012 году производство молока в республике составило 6767 тыс. тонн, это на 2277 тыс. тонн больше, чем в 2000 году. Самые высокие показатели наблюдаются в Минской области и составляют 1598 тыс. тонн.
1.2 Потребление молочных продуктов
В настоящее время молочная промышленность в Беларуси является
крупной отраслью народного хозяйства, увеличиваются объёмы производства и реализации такого вида продукции. Молоко является одним из главных продуктов необходимых человеку в течение всей жизни для нормального питания. Молоко является источником многих витаминов и микроэлементов, заменить которые какими-либо другими продуктами сложно.
Рынок молочной продукции можно сегментировать по виду выпускаемой продукции: цельномолочная продукция, продукция молочная нежирная, консервы молочные, продукты молочные сухие, сыры, масло животное, мороженое и прочая молочная продукция.
Основную долю в производстве молочных продуктов занимает цельномолочная продукция, включающая различные виды молока (витаминизи-рованное, пастеризованное, стерилизованное, цельное и т.п.), кисломолочную жирную продукцию (йогурт, ряженка, варенец, кефир и т.п.), сливки, сметану, десерты, различные виды творога и творожных сырков.
Продукция молочная нежирная — продукция, произведенная из обезжиренного молока, получаемого сепарированием и содержащего не более 0,05% жира. Продукция по своей структуре повторяет цельномолочную группу (молоко, творог, кисломолочные продукты, молочный белок), в том числе включает нежирные сыры и брынзу, продукцию на основе сыворотки (напитки, желе, пудинги).
Консервы молочные включают в себя сгущённое молоко и сливки с сахаром, сгущённое молоко без сахара, варёное сгущённое молоко, сгущённое молоко с наполнителями (какао, кофе и др).
Группа сыров включает в себя кисломолочные и сычужные сыры, занимающие доминирующую долю. В состав сычужных сыров входят твёрды и полутвёрдые сыры, мягкие сыры, плавленые сыры и рассольные сыры. В 1990 г. производство сыров в стране, по данным Минсельхозпрода Республики Беларусь, составляло 65 тыс. тонн в год, в том числе твердых (наиболее потребляемых) – 40 тыс. тонн. Начиная с 1991 г., валовые надои молока стали снижаться, и соответственно уменьшился объем производства сыров. Выйти из кризиса белорусским сыроделам удалось только в 1996 г., когда вновь наметился рост производства – до 28,5 тыс. тонн. В большинстве стран мира с высокоразвитым объемом производства молочной продукции на приготовление сыров поставляется от 35 до 50% всего произведенного молока. В Республике Беларусь в 2010 г. на эти цели направлено 26 % годового производства молока.
Таблица 2.1 - Производство сыров, тыс. т
Наименование/годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Сыры жирные: |
78.8 |
79,5 |
80,3 |
81,1 |
В т.ч. твердые и полутвердые |
71,2 |
71,9 |
72,90 |
73 |
плавленые |
1,67 |
2,2 |
2,34 |
3,56 |
рассольные |
387,2 |
406,45 |
430,67 |
454,34 |
Продукты молочные сухие включают молоко сухое, сухие сливки, молочные смеси. Масло животное включает масло коровье различных сортов, масло сливочное и масло топленое.
В настоящее время для различных производств, все чаще стали употреблять не натуральное коровье молоко, а сухое молоко. Этот продукт получают из натурального молока, и по своим свойствам он практически не отличается от своего прародителя.
Необходимость изготавливать сухое молоко возникла в связи с тем, что
натуральное молоко имеет достаточно короткий срок хранения. И большому количеству производств, которые его используют, стало необходимо разработать технологию, при которой молоко можно употреблять в течение более 60 длительного периода. К тому же сухое молоко имеет более постоянные характеристики, нежели натуральное, и это обеспечивает постоянное качество выпускаемой продукции.
Сейчас на белорусском рынке молочных продуктов наблюдается практически полное господство продукции отечественного производства. По определённым позициям наши производители не просто сравнялись с иностранными, но и смогли даже превзойти их. На внутреннем рынке Беларуси реализуется около 45% производимых в стране молокопродуктов.
Основным и необходимым сырьем для производства сухого молока является сгущённое молоко, предварительно приготовленное из натурального свежего молока.
Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.
Как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов.
В этой связи при строительстве молокозаводов в Гомельской области
за основу был взят принцип
размещения их по административно-
1. Развитость транспортной составляющей (наличие и состояние дорог);
2. Размещение предприятий в районном центре, который практически
был связан транспортной сетью со всеми сельхозпроизводителями района;
3. Доступность перемещения товара (цельномолочной продукции) к покупателю.
В последние годы транспортные расходы по доставке молока значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока.
Другими факторами, определяющими географические границы рынка
переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приёмки и доставки молочного сырья.
Свыше половины предприятий осуществляют переработку молока, поставляемое от сельхозпредприятий, где расположено конкретное перерабатывающее предприятие. При этом основным условием обращения товара на данных локальных рынках является:
1. Возможность перемещения товара к покупателю (обеспечивающие
сохранение потребительских свойств товара);
2. Организационно-транспортные
схемы приобретения товара
Преимущества сухого молока из Беларуси.
Белорусское сухое молоко производится исключительно из экологически чистого сырья, что обеспечивает высокое качество конечной продукции. Сырьё берётся из хозяйств, находящихся в прилегающих районах и проходит тщательный контроль качества. Его стоимость, существенно ниже иностранных аналогов, что, несомненно, является значительным конкурентным преимуществом отечественной продукции.
Кроме этого наши предприятия заинтересованы в расширении каналов сбыта и всегда открыты для взаимовыгодного сотрудничества и конструктивного обсуждения его деталей и тонкостей. Для работающих с нашей системой, сухое молоко Беларуси становится более доступным.
Белорусское сухое молоко производится по всей территории Республики на множестве молочных заводов и комбинатах. Это определяется экономической стратегией государства в вопросах госуправления. Структура производственных мощностей нашей страны такова, что каждый район снабжается собственной продукцией, производимой на местном молокозаводе. Некоторые, самые большие предприятия реализуют свою продукцию по всей территории республики Беларусь, а так же на иностранных рынках.
Поставки белорусского СОМ и другой молочной продукции за последние годы активно осуществляются в Россию, Литву, Украину, Молдову, Казахстан и др. Благодаря международным сертификатам качества Беларуси удалось освоить новые рынки – Сингапур, Голландия, Польша. Также в планах белорусских производителей – увеличение экспорта СОМ в Китай, Израиль, Венесуэлу
Таким образом, сбалансированность спроса и предложения на внутреннем рынке молока и молочных продуктов на современном этапе определяется наращиванием объемов производства, повышением эффективности функционирования всех отраслей продуктового подкомплекса, а также совершенствованием экономического механизма, регулирующего их взаимоотношения.
1.3 Экспорт и импорт молока и молочной продукции
Сырьевая и производственная базы белорусской молокоперерабатывающей отрасли были созданы еще во времена БССР. В республике уже в 1970 году производилось молока 5,2 млн. тонн, а с 1975 –1990 гг. среднегодовое устойчивое производство составляло 6,2 млн. тонн. В настоящее время в результате существенного объема дотаций сельскому хозяйству Беларусь обладает весьма качественной сырьевой базой, что обеспечивает рост объемов производства молока и хорошую конкурентную позицию белорусских молочных продуктов на рынках стран СНГ (Россия, Украина и др.). Так, за пять лет совокупный среднегодовой темп роста − CAGR (Compound Annual Growth Rate) составил 3,1%.
Поскольку производство
значительно превышает
Импорт молочной продукции также в основном происходит из России (в среднем более 80%). Кроме того, молочная продукция импортируется из Украины и Европы (Бельгия, Германия, Италия, Испания, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Франция и др.)
В целом же в 2009 г. импорт молочных продуктов составил около 35 млн. долл. США (всего 4% экспорта). В период с 2005 по 2009 год импорт молочных продуктов вырос с 17,0 до 35,1 млн. долл. США, то есть практически удвоился. Импорт молочной продукции в 2010 году оценивается в 52,0 млн. дол. США.
Почти 40% импорта приходится на статью «пахта, йогурты, кефир», в которой, в свою очередь, 50% занимают йогурты. Кроме того, почти 30% приходится на сыры и творог.
В Республике Беларусь насчитывается 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырзаводов (включая 1 маслосырбазу и 2 филиала),7 молококонсервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырзаводов (включая 1 сырокомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов (данные Национального статистического комитета РБ, 2009г.)
В настоящее время происходит усиление концентрации предприятий молочной промышленности − контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупными эффективно работающим, таким образом производится укрупнение молокоперерабатывающих предприятий. Параллельно началась самостоятельная консолидация производителей молочной продукции, создан Союз «молочников».
В то же время происходит ужесточение конкуренции на внутреннем рынке в силу достижения высокой степени насыщения национального рынка молочными продуктами. Следует отметить, что конкурентоспособность последних значительно возросла, благодаря внедрению современных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя.
ГЛАВА 2
РАЗРАБОТКА НОВОГО ТОВАРА
Одна из центральных понятий маркетинга – товар. Применительно к товару задача маркетинга заключается в формировании товарного ассортимента фирмы и в частности в разработку новых для фирмы товаров. Дополнительная задача – разработка товарной марки и упаковки товара.
Под товаром в широком смысле понимается все, что может удовлетворять ту или иную потребность и предлагается на рынок.
Экономическое понимание товара весьма близко к общелексическому значению этого термина. У экономистов под товаром принято понимать все, что имеет стоимость. Причем стоимость не только потребительскую, но и меновую. Так, потребителям, приобретая товар, смотрят на него с точки зрения его полезности именно для него, для потребителя. Потребителя интересуют его полезные свойства, и поэтому он оплачивает не столько стоимость товара, сколько его полезность. Для торговца же товар – это прежде всего возмещение затрат на товар и получение прибыли. Товар предназначен для обмена, он важен для производителя его способностью быть проданным, выменянным на деньги или иные товары. Поэтому товар представляет из себя единство меновой и потребительской стоимости, благо, имущественную ценность. Таким образом, экономическое понимание товара представляет из себя следующее: товар – это любое имущественное благо.