Савокупный спрос и предложение по маркетингу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 23:20, реферат

Описание работы

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Содержание работы

Введение 3
Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие 4
Совокупное предложение и факторы, влияющие на него 8
Понятие «ёмкостный рынок» 11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат. 21.09.2015.docx

— 31.70 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие 4

Совокупное предложение и факторы, влияющие на него 8

Понятие «ёмкостный рынок» 11

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике.

Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?  Для такого ответа нужно объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех  волнуют экономические проблемы.

Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие

 

Совокупный спрос - реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране.

Совокупный спрос AD представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:

AD = С + I + GP +X,

Как видно из указанной выше формулы совокупный спрос делится на 4 составляющие. Рассмотрим их в схеме №1.

Схема №1. Схема совокупного спроса.

Совокупный спрос AD (от англ. aggregate demand)


 

Экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынках


 

Включает в себя


 

Потребительский спрос C (от англ. cost consumption) при увеличении уровня цен потребление сокращается, т.е. сокращается покупательная способность накопленных доходов

Инвестиционный спрос I (от англ. investment) увеличение уровня цен повышает процентные ставки, т. к. увеличивается спрос на деньги, а увеличение процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций

Спрос со стороны государства GP (от англ. government purshases) увеличение уровня цен снижает государственные закупки

Чистый экспорт X (от англ. export) при увеличении уровня цен в данной стране ее экспорт уменьшается, а импорт увеличивается, т.е. товары, производимые в данной стране становятся дороже иностранных


 

Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса AD. Она показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражения этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV = PY, отсюда Р= или Y =, где

P – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М – количество денег в экономике;

V – скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств,

(кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Однако если отклонение кривой спроса вниз и вправо на отдельный товар объясняется эффектом дохода и замещения, то схожее поведение кривой совокупного спроса вызвано и иными ценовыми факторами.

К ним относятся следующие:

1. Повышение уровня процентной  ставки, т.е. цены, использования ссуды. Дело в том, что рост уровня  цен заставляет и потребителей и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.

2. "Эффект богатства" или " эффект реальных кассовых  остатков". При повышении цен  стоимость таких элементов, как  акции, облигации, срочные активы (кассовые  остатки), падает и население, владеющее  ими, беднеет. В результате совокупный  спрос сокращается.

3. "Эффект импортных  товаров". При росте цен внутри  страны спрос на отечественные  товары сокращается, а на более  дшевые импортные – растет.

Рассмотрим особенности проявления ценовых эффектов в российской экономике.

Все три названных эффекта достаточно наглядно проявляются в экономике России. Так, высокие процентные ставки - одна из причин уменьшения инвестиционного, а следовательно, и совокупного спроса. Причем их величина, препятствуя росту инвестиций, способствовала переходу экономики к "квазиденьгам", взаимозачетам, бартеру, что негативно отражается на состоянии производства в современной России.

Что касается эффекта богатства, то в послереформенной России накопилось немало как позитивных, так и негативных примеров. Так, негативные последствия для материального положения населения и совокупного спроса имела либерализация цен в 1992 г. Ее следствием стало обеднение населения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000-2001 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение совокупного спроса.

Третья причина - рост импортных закупок. Граждане России отдавали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тогда, когда цены на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно стабильными. Импорт уменьшал российский чистый экспорт, а следовательно и национальный доход и совокупный спрос. Ситуация изменилась на противоположную после дефолта 1998 г. и девальвации рубля, когда увеличение цен на ряд импортных товаров привело к сокращению ввоза товаров, к росту совокупного спроса и национального дохода.

Все эффекты, связанные с изменением уровня цен, графически изображаются движением по кривой совокупного спроса.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, среди них:

  • уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи;
  • процентные ставки, субсидии и льготные кредиты, налоги, новые технологии, инновации;
  • изменения государственных расходов;
  • колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике.

Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег и скорость их обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

 

Под совокупным предложением понимают все конечные товары и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен. Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Совокупное предложение зависит от объемов производства и уровня цен, которые не только должны покрывать издержки, но и обеспечить прибыль при увеличении национального объема производства.

Графическая модель совокупного предложения – кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовые факторы, влияющие на предложение и вызывающие сдвиг кривой AS в сторону увеличения или сокращения, могут быть связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производительности труда, правовых нормах и пр. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой (AS1) влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой (AS2) вправо.

По вопросу формы кривой AS не существует единства мнений. В частности, она по-разному интерпретируется в классической и кейнсианской школах. Вертикальный отрезок кривой AS отражает ситуацию, когда экономика приближается к состоянию, обеспечивающему полную занятость (уровню потенциального ВНП). Этот отрезок кривой AS принято называть "классическим". Горизонтальная, или пологая, часть кривой соответствует объему производства, значительно ниже потенциального ВНП. Этот отрезок кривой часто называют "кейнсианским". Промежуточный отрезок между "классическим" и "кейнсианским" характеризуется тем, что в некоторых отраслях достигнута полная занятость, а в других есть возможности для расширения. Этот отрезок принято называть "восходящим".

Итак, совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения (AS), то неценовые смещают кривую вправо (AS1) при уменьшении издержек и влево (AS2) – при их увеличении.

Выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала. Различие между краткосрочным (обычно до 2 - 3-х лет) и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) – более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно, их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.

Если фирмы ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определенного периода цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем производства при сложившемся уровне товарных цен.

Как и все процессы в экономике, изменения в совокупном предложении отражают индивидуальную ситуацию в той или иной стране, в том числе состояние ее производственного потенциала, а также научно-технического и культурно-образовательного уровня нации. Ситуация в современной России с резким сокращением по сравнению с доперестроечным периодом объема потенциального выпуска, как известно, явилась следствием комплекса причин. В частности это разрыв производственных связей после распада СССР, неудачи в попытках преодолеть структурные диспропорции, стагфляция, политическая нестабильность и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «ёмкостный рынок»

 

Емкость рынка – это максимальный объем продаж, которого могут достичь все компании рынка в течение определенного периода. Поскольку невозможно всех потенциальных потребителей заставить купить конкретный продукт, это понятие носит теоретический характер и используется только для того, чтобы дать представление о пределах насыщения рынка. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а, следовательно, и покупаемых товаров. Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях. Следует различать два уровня емкости рынка: 1. потенциальный 2. реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальная емкость обозначает максимально возможный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты приобретают товары исходя из максимального уровня их потребления. Реальная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого товара. Практика маркетинговых исследований показывает, что данные о емкости рынка тех или иных товаров и о доле, занимаемой отдельными производителями, в настоящее время представляют большой интерес для самих производителей. Они необходимы как для расширения позиций компании, которая уже занимает устойчивые позиции на рынке, так и для проникновения на рынок новой компании или торговой марки. Потребность в такой информации уже сформирована: сегодня появляется много организаций, которые проводят подобного рода маркетинговые исследования.

Информация о работе Савокупный спрос и предложение по маркетингу