Сегментация рынка и выбор целевых сегментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Файлы: 1 файл

26936_3. Сегментация рынка и выбор целевых сегментов.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

• Возрастные категории  – так можно разделить людей, например, на детей, подростков, взрослых и людей пожилого возраста. Возраст  часто используется в качестве фактора  сегментации.

• Пол также является важной сегментационной переменной, особенно для таких товаров, как текстиль, косметика, ювелирные украшения, личные услуги, например, парикмахерские услуги.

• Уровень образования  может также использоваться для  выделения рыночных сегментов. Малообразованные потребители тратят меньше времени  на покупки, меньше читают и в большей мере предпочитают хорошо известные товарные марки, чем потребители, имеющие специальное или высшее образование. Последние более склонны сравнивать магазины, читать некоммерческие источники информации и приобретать товар, который они считают наилучшим, независимо от того, хорошо он известен или нет.

• Мобильность характеризует, как часто потребитель меняет место жительства. Мобильные потребители  опираются на общенациональные торговые марки и магазины, и неличностную информацию. Немобильные потребители опираются на приобретенные знания о различиях между отдельными магазинами и собственную информацию.

• Дифференциация доходов  делит потребителей на группы с низкими, средними и высокими доходами. Каждая категория располагает различными ресурсами на приобретение товаров и услуг. Цена, которую взимает компания, помогает определить, на кого она ориентируется.

• Профессия потребителей может влиять на покупки. Например, строительный рабочий имеет другие требования к одежде и продуктам  питания, чем лица, продающие вычислительную технику. Первые надевают фланелевые рубашки, джинсы, рабочие ботинки и приносят с собой обеды. Вторые носят костюмы-тройки, модную обувь и водят клиентов в рестораны.

• Семейное положение и  размер семьи также могут составлять основу сегментации. Многие фирмы ориентируют свою продукцию или на холостых, или на семейных людей. Сегментация по размерам семьи порождает, например, различные размеры упаковки товаров.

• Персонально-демографические  профили также часто используются при планировании сегментационной стратегии. Такие профили учитывают несколько факторов. Например, пол, образование, доход одновременно (для продажи автомобилей определенного класса).

3. Жизненный стиль потребителей  определяет, как люди живут и  расходуют время и деньги. Разрабатывая профили стилей жизни, фирмы могут выходить на четкие рыночные сегменты. Критерии жизненного стиля потребителей, важные при сегментации рынка, могут быть следующими.

• Социальные группы и этапы  жизненного цикла семьи – первые возможные критерии рыночной сегментации.

• Степень использования  товара относится к объему товара или услуг, которые приобретает  потребитель. Потребитель может  использовать совсем немного, немного  или очень много. В 60-е годы Дик  Уоррен Твельд придумал термин «тяжелая половина», чтобы описать сегмент рынка, на который приходится непропорционально большая доля общего сбыта товаров или услуг. В некоторых случаях менее 20 % потребителей делают более 80 % покупок.

• Опыт использования  означает прежний опыт потребителя в отношении товара или услуги. Поведение не имеющих опыта потребителей существенно отличается от поведения потребителей, имеющих значительный опыт. Кроме того, фирма должна различать непользователей, потенциальных пользователей и регулярных пользователей. Каждый из этих сегментов имеет различные потребности.

• Приверженность торговой марке может иметь три формы: отсутствие, определенная и полная. Если она отсутствует, то потребитель ничего не предпочитает, его привлекают распродажи, он часто меняет торговые марки и готов испробовать новые товары и услуги. Если существует определенная приверженность, то потребитель предпочитает несколько марок, его привлекают скидки по ним, он редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые. При полной приверженности потребитель настаивает на одной марке, его не привлекают скидки по другим, он никогда не меняет марки и не будет пробовать новую.

• Типы личности – критерий сегментирования рынка, например, на интровертов и экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых. Потребители-интроверты более консервативны  и систематичны в своем поведении при совершении покупок, чем экстраверты. Трудноубеждаемые люди негативно реагируют на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной информации. Легкоубеждаемых людей можно склонить к покупке при помощи интенсивных методов сбыта, они поддаются рекламной информации.

• Отношение  к фирме и ее предложениям. Нейтральное  отношение (я слышал о марке X, но ничего о ней не знаю) требует  интенсивной информации и убедительного  продвижения. Положительное отношение (марка Х – лучший товар на рынке) требует подкрепления в виде последующей рекламы и личных контактов с потребителями. Негативное отношение (марка Х гораздо хуже марки У) трудно изменить, оно требует улучшения товара и образа фирмы. Лучше всего здесь, видимо, игнорировать этот сегмент и концентрировать усилия на первых двух; при сегментации фирма не обязана удовлетворять все группы одновременно.

• Мотивы совершения покупок могут подразделять рынок  на сегменты преимуществ. Сегментация  по преимуществам была внедрена в 1968 году Расселом Хейли: «В основе сегментации лежит представление, что преимущества, которые люди ищут в потреблении данного товара, являются основными причинами для существования реальных сегментов рынка» [8].

• Важность покупки  также различная для различных  потребителей, Например, житель пригорода, вероятно, считает приобретение автомобиля более важным делом, чем человек, проживающий в городе и имеющий доступ к общественному транспорту. Приобрести холодильник важнее для той семьи, у которой он сломался, чем для той, у которой он хорошо функционирует.

Как правило, сочетание  факторов демографии и стиля жизни  необходимо фирме для определения  и описания своих рыночных сегментов. Использование набора факторов позволяет  делать анализ более содержательным и значимым.

Вышеперечисленные факторы можно представить в виде следующей таблицы (Таблица  1)

Таблица 1.

Основные факторы  сегментации рынка по группам  потребителей

Факторы (переменные)

Наиболее распространенные значения переменных

Географические

 

Регион

Район Крайнего Севера, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ , Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.п.

Административное  деление

Республика, Край, Область, Район, город.

Численность населения (для городов)

5-20 тыс. чел., 20-100 тыс. чел., 100-250 тыс. чел., 250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс. чел. 1-4 млн. чел. свыше 4 млн. чел.

Плотность населения

Город, пригород, сельская местность

Климат

Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и  т.д.

Демографические

 

Возраст

До 3 лет, 3-6 лет, 6-12 лет, 13-19 лет, 20-34 лет, 35-49 лет, 50-65 лет, 65 лет и более.

Пол

Мужской, женский

Размер семьи 

1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более

Этап жизненного цикла семьи

Молодежь - одинокие, молодежь- семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, семейные, с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие...

Уровень доходов

До минимального размера заработной платы; минимальный  размер зарплаты; от 2 до 5 минимальных  размером зарплаты и т.д.

Род занятий 

Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных предприятий, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки...

Уровень образования

Без образования, начальное образование, среднее  специальное, высшее, ученая степень, звание...

Национальность 

Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары ...

Религия

Православная, католическая, ислам...

Раса 

Европеидная, монголоидная ...

Психографические

 

Социальный  слой

Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка

Стиль жизни 

Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский...

Личные качества

Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный  инстинкт, новаторство, стремление к  лидерству, уравновешенность, флегматичность ...

Поведенческие

 

Степень случайности  покупки 

Обычно случайный  характер приобретения. Иногда случайный  характер приобретения и т.п.

Поиск выгод

Поиск изделий  высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен и т.п.

Степень нуждаемости в продукте

Нужен постоянно, нужен иногда...

Степень готовности купить изделие

Не желает покупать, не готов купить сейчас, недостаточно информирован, чтобы купить, стремится  купить, обязательно купит ...

Повод для совершения покупки

Обыденная покупка, особый случай


 

Оценим теперь возможные критерии сегментации  промышленного рынка.

Критерии  сегментации промышленного рынка

Промышленный  рынок – это рынок организаций-потребителей, которые приобретают товары для  дальнейшего производства и перепродажи другим потребителям.

Критерии сегментации  промышленного рынка, в принципе, могут быть аналогичными критериям  сегментации потребительского рынка.

Региональные  критерии должны включать характеристики региона, где размещаются организации-потребители. «Демографические» критерии могут включать область специализации, ресурсы, существующие контракты, прошлые покупки, размер заказов, характеристики лиц, принимающих решения. Факторы стиля жизни включают способ функционирования организации, приверженность торговой марке, причины совершения покупки, социальные и психологические характеристики сотрудников. Эти параметры могут представлять собой основу для сегментации рынка.

Существует  более строгая процедура сегментации  промышленного рынка, основанная на пяти группах критериев, действующих по принципу вложенной иерархии. Переходя от внешних критериев к внутренним, эти группы имеют следующий вид.

1) Среда: 

  • сектор промышленности,
  • размер фирмы,
  • географическое положение.

2) Рабочие характеристики:

  • применяемая технология,
  • использование данного товара,
  • технические и финансовые ресурсы.

3) Метод совершения  закупки:

  • наличие центра закупки,
  • иерархическая структура,
  • отношения покупатель – продавец,
  • общая политика закупок,
  • критерии закупки.

4) Ситуационные  факторы:

  • срочность выполнения заказа,
  • применение товара,
  • размер заказа.

5) Личные качества  покупателя.

В самом общем  случае критерии сегментации промышленного  рынка зависят от типа производства и от конечного использования  конкретного товара производственного  назначения. Большое значение также имеют функции товара в производственном процессе, иначе, включение данного товара в группы основного оборудования, вспомогательного оборудования, комплектующих изделий, расходуемых средств, сырьевых материалов или производственных услуг.

Сегментация рынка  как потребительской, так и производственной продукции возможна также исходя из отзывов потребителей о качестве, фирменной марке, цене, организации  сервисного обслуживания, рекламе и  организации продвижения на рынок.  
Сегментация может носить и целенаправленный характер в соответствии с установкой руководства предприятия (например, иметь дело только с оптовыми потребителями или производителями оригинального оборудования и т.д.). Как правило, такой подход вытекает из результатов анализа прошлой деятельности, который проводится в целях определения сегментов, где удалось достичь оптимального соотношения между объёмом продаж и прибылью, а так же для прогнозирования дальнейшего развития сбытовой деятельности.

В соответствии с общей схемой сегментации, оценим теперь собственно процедуры выбора целевого рынка и целевого сегмента.

Выбор целевого рынка

Одним из важнейших  этапов сегментации рынка, после  определения критериев, принципов  и методов сегментации, является выбор целевого рынка.

Критерии сегментации  и отбора рынков – способы оценки выбора того или иного сегмента рынка

Реализация  стратегии сегментации рынка  должна начинаться с определения  миссии фирмы, которая описывает  ее роль и главную функцию в  перспективе, ориентированной на потребителя. Следует поставить три фундаментальных вопроса: «Каким бизнесом занимается фирма?», «Каким бизнесом следует заниматься?», «Каким бизнесом не следует заниматься?».

Отсюда возникает  понятие целевого (иначе, базового) рынка фирмы, представляющего собой значительную группу потребителей со схожими потребностями и мотивационными характеристиками, создающими для фирмы благоприятные маркетинговые возможности.

Целевой рынок  фирмы может быть определен по трем измерениям:

  • технологическому, описывающему технологии, способные удовлетворить потребности на рынке («как?»);
  • функциональному, определяющему функции, которые должны быть удовлетворены на данном рынке («что?»);
  • потребительскому, обусловливающему группы потребителей, которые могут быть удовлетворены на данном рынке («кого?»).

Используя данный подход, можно провести разграничение  между тремя различными структурами: рынком одной технологии (отраслью), рынком одной функции (технологическим  рынком) и товарным рынком.

Отрасль определяется технологией, независимо от связанных с ней функцией или групп потребителей. Понятие отрасли является самым традиционным. В то же время оно наименее удовлетворительно, так как ориентировано на предложение, а не на спрос. Таким образом, подобная категория уместна при условии высокой однородности рассматриваемых функций и групп потребителей.

Информация о работе Сегментация рынка и выбор целевых сегментов