Сегментирование рынка потребительских товаров на примере СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ сегментирования белорусского рынка косметических товаров в теории и на практике
Задачи:
изучить понятие сегментирования и проанализировать различные признаки сегментирования рынка потребительских товаров;
исследовать принципы и методы сегментирования;

Содержание работы

Введение 2
Глава1 Теоретические основы сегментации рынка потребительских товаров 2
1.1 Сущность сегментирования и критерии, предъявляемые для сегментации рынка потребительских товаров 2
1.1.1 Географические признаки сегментирования рынка 2
1.1.2 Демографические признаки сегментирования рынка 2
1.1.3 Социально-культурные признаки сегментирования рынка 2
1.1.4 Национально-культурные признаки сегментирования рынка 2
1.1.5 Личностные признаки сегментирования рынка 2
1.1.6 Поведенческие признаки сегментирования рынка 2
1.1.7 Множественная сегментация рынка 2
1.2 Методы сегментации рынка потребительских товаров 2
1.3 Принципы сегментации рынка потребительских товаров 2
Выводы по 1 главе 2
Глава 2 Сегментация рынка косметических товаров на примере СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс» 2
2.1 Характеристика предприятия 2
2.2 Исследование рынка и потребителей – основа сегментации рынка косметических товаров 2
2.3. Выделение целевых сегментов и изучение конкурентов 2
Выводы по 2 главе 2
Заключение 2
Список использованных источников 2

Файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.docx

— 378.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

 

Кафедра маркетинга

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Сегментирование рынка потребительских товаров на примере

СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

III курса группы РММ-2                           О.А. Пачковская

(подпись)

 

 

Руководитель,

ассистент кафедры маркетинга      Л.В. Русских

(подпись)

 

 

МИНСК – 2011

СОДЕРЖАНИЕ


 

 

Введение 2

Глава1 Теоретические основы сегментации рынка потребительских товаров 2

1.1 Сущность сегментирования и критерии, предъявляемые для сегментации рынка потребительских товаров 2

1.1.1 Географические признаки сегментирования рынка 2

1.1.2 Демографические признаки сегментирования рынка 2

1.1.3 Социально-культурные признаки сегментирования рынка 2

1.1.4  Национально-культурные признаки сегментирования рынка 2

1.1.5 Личностные признаки сегментирования рынка 2

1.1.6 Поведенческие признаки сегментирования рынка 2

1.1.7 Множественная сегментация рынка 2

1.2 Методы сегментации рынка потребительских товаров 2

1.3 Принципы сегментации рынка потребительских товаров 2

Выводы по 1 главе 2

Глава 2 Сегментация рынка косметических товаров на примере СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс» 2

2.1 Характеристика предприятия 2

2.2 Исследование рынка и потребителей – основа сегментации рынка косметических товаров 2

2.3. Выделение  целевых сегментов и изучение  конкурентов 2

Выводы по 2 главе 2

Заключение 2

Список использованных источников 2

Приложение

 

 

РЕФЕРАТ


 

 

Курсовая  работа: 47 страниц, 22 рисунка, 2 таблицы, 16 источников, 10 приложений.

Ключевые  слова: сегментирование, критерии, признаки, методы, принципы, целевые сегменты.

Объектом  исследования является белорусский  рынок косметических товаров.

Предметом исследования является  сегментирование белорусского рынка косметических товаров и конкретные потребители.

Цель  работы: изучить и проанализировать сегментирование белорусского рынка потребительских товаров (косметических) в теории и на практике.

При выполнении работы  использовались  методы: опрос, наблюдение, анкетирование, анализ литературы, статистический метод.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: исследование рынка белорусских косметических товаров, сравнительный анализ деятельности конкурирующих предприятий, выявление сильных и слабых сторон при сегментации рынка косметических товаров предприятием «Белита – Витэкс».

Элементами  научной новизны полученных результатов являются выдвижение предложений по усовершенствованию работы с потребителями маркетологам компании «Белита – Витэкс» при сегментировании рынка косметических товаров, определение ведущих критериев, влияющих на поведение покупателей.

Областью  возможного практического применения являются фирмы,  производящие и реализующие косметические товары.

Технико-экономическая и социальная значимость курсовой работы заключается в маркетинговых исследованиях белорусского рынка косметических товаров, выявлении сильных и слабых сторон предприятия «Белита – Витэкс» и рекомендациях к повышению продвижения товара в условиях конкурентной борьбы в данном сегменте рынка, расширению целевых сегментов.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных  и  других источников теоретические , методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


 

 

 

 

 

                                            _____________________________

(подпись   студента) 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие  рыночной экономики, и как ее составляющей, конкуренции требует от белорусских  предпринимателей приспосабливаться  к новым условиям развития. Совершенно очевидно, что в новых условиях выживет тот, кто сумеет лучше  других приспособиться к изменяющейся конъюнктуре, наладить более эффективное  производство. Конечно, этому способствует множество факторов: и талантливость, экономическое чутье руководителя, и благоприятная конъюнктура, но одним из важнейших является правильно  выбранный целевой сегмент и  на его основе план маркетинга, а  значит и план развития предприятия.

В идеале, фирма будет стараться занять все рыночные ниши (сегменты) для  максимизации прибыли. На деле она проводит маркетинговые исследования и в  результате акцентирует свое внимание на отдельных сегментах рынка, где  ее продукт принесет максимальный доход  – ведь разные потребители желают приобрести разные товары.

Таким образом, сегментация рынков нацелена на специфическую  группу потребителей (сегмент рынка) через единый специализированный план маркетинга, который основывается на потребностях этого сегмента. При  этом цель фирмы – не максимизация прибыли, а эффективность, привлечение  значительной доли одного рыночного  сегмента при управляемых издержках, поскольку сегментация рынка  может позволить компании максимизировать  прибыль на единицу продукции, а  не совокупные доходы, так как происходит ориентация на один сегмент. Она также  позволяет фирме эффективно конкурировать  на рынке.

Однако  подавляющее большинство белорусских  предпринимателей пока еще не до конца  осознали важность для фирмы  проведения сегментации рынка, поэтому сейчас весьма актуально ставить вопрос о ее изучении.

В данной работе рассматривается необходимость  и значение для предприятия сегментации  рынка, механизм правильного ее проведения и выделения целевых сегментов. Первая глава раскрывает основные теоретические  вопросы, связанные с сегментированием рынка потребительских товаров. Во второй главе отражена сегментация  рынка косметических средств на примере СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс».

Выбранная нами тема курсовой работы весьма актуальна в настоящее время, поскольку сегментирование является необходимым и неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности предприятия, а изучение отдельных сегментов помогает акцентировать внимание на наиболее востребованной продукции, позволяя избежать перенасыщения «устаревшими» товарами и повысить продажи, что безусловно важно для развития и процветания каждого предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ сегментирования белорусского рынка косметических товаров в теории и на практике

Задачи:

  • изучить понятие сегментирования и проанализировать различные признаки сегментирования рынка потребительских товаров; 
  • исследовать принципы и методы сегментирования;
  • выявить, на какие сегменты направлена деятельность предприятий по производству косметических средств СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс»;
  • проанализировать маркетинговую деятельность конкурентов компаний СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс».

Объектом  исследования является белорусский рынок косметических средств. Предметом исследования выступают конкретные потребители.

 

Глава1 Теоретические основы сегментации рынка потребительских  товаров

1.1 Сущность сегментирования  и критерии, предъявляемые для  сегментации рынка потребительских  товаров

 

Сeгмeнтaция – этo пpoцecc выявлeния нa pынкe и пpoфилиpoвaния oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe. Пpoфилиpoвaниe – ycтaнoвлeниe oтдeльныx xapaктepиcтик (кpитepиeв), oбъeдиняющиx пoтpeбитeлeй в caмocтoятeльныe гpyппы. Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий:

  • чeткocть oчepтaний ceгмeнтa – ключeвыe xapaктepиcтики ceгмeнтa дoлжны чeткo oтличaтьcя oт xapaктepиcтик cмeжныx ceгмeнтoв;
  • дocтyпнocть – выдeлeнный ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для cбopa нeoбxoдимoй pынoчнoй инфopмaции;
  • вeличинa – ceгмeнт дoлжeн быть дocтaтoчнo бoльшим, чтoбы oбecпeчивaть дoxoднocть фиpмы;
  • пpoзpaчнocть – ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для иcпoльзoвaния в нeм эффeктивныx мeтoдoв cбытa. [3]

Пpoцecc ceгмeнтaции имeeт для фиpмы cтpaтeгичecкoe знaчeниe, пocкoлькy пpивoдит к oпpeдeлeнию oблacти ee дeятeльнocти и к идeнтификaции фaктopoв, ключeвыx для дocтижeния цeли. Кaждaя фиpмa, выxoдящaя нa pынoк, дoлжнa oпpeдeлить для ceбя, бyдeт ли oнa пpeдлaгaть тoвapы и ycлyги для вcex вoзмoжныx пoтpeбитeлeй, либo cфoкycиpyeт cвoи ycилия нa oтдeльныx цeлeвыx гpyппax, пpeдлaгaя peшeния, aдaптиpoвaнныe к cпeцифичecким пpoблeмaм. С этoй тoчки зpeния вoзмoжны тpи видa cтpaтeгии мapкeтингa:

  • мaccoвый – вид мapкeтингa, кoтopый xapaктepизyeтcя мaccoвым пpoизвoдcтвoм и мapкeтингoм oднoгo пpoдyктa, пpeднaзнaчeннoгo cpaзy для вcex пoкyпaтeлeй;
  • пpoдyктнo-диффepeнциpoвaнный – вид мapкeтингa, кoтopый xapaктepизyeтcя пpoизвoдcтвoм и мapкeтингoм нecкoлькиx пpoдyктoв c paзличными cвoйcтвaми, пpeднaзнaчeнныx для вcex пoкyпaтeлeй, oднaкo paccчитaнныx нa paзныe иx вкycы;
  • цeлeвoй мapкeтинг – вид мapкeтингa, кoтopый xapaктepизyeтcя тeм, чтo ocyщecтвляeтcя пpoизвoдcтвo и мapкeтинг пpoдyктoв, paзpaбoтaнныx cпeциaльнo для pынoчныx ceгмeнтoв. [2]

Сeгмeнтaция pынкa мoжeт быть пpoвeдeнa нa ocнoвe paзличныx кpитepиeв, выбop кoтopыx пpeдoпpeдeляeтcя нaзнaчeниeм тoвapa. Для pынкoв пoтpeбитeльcкиx тoвapoв чaщe вceгo иcпoльзyютcя cлeдyющиe пpизнaки:

  • географические – плотность населения, численность населения, климатические условия, административное деление;
  • дeмoгpaфичecкиe – пoл пoтpeбитeлeй, вoзpacт, состав семьи, образ жизни семьи;
  • coциaльнo-экoнoмичecкиe – poд зaнятий (профессия), ypoвeнь дoxoдoв, coциaльнaя пpинaдлeжнocть;
  • национально-культурные – образование, национальность, вероисповедание;
  • пcиxoгpaфичecкиe (личностные) – образ жизни, ocoбeннocти личнocти;
  • пoвeдeнчecкиe – регулярность покупок, уровень потребления, иcкoмыe выгoды, приверженность марке, восприятие товара, отношение к товару. [1]
  •  
      1. Географические признаки сегментирования рынка

 

При сегментировании рынка  по географическим признакам целесообразно  рассматривать группы покупателей  с одинаковыми или похожими потребительскими предпочтениями, определяющимися общностью проживания на данной территории.

Наиболее важными переменными  сегментации являются:

  • плотность населения;
  • численность населения;
  • климатические условия;
  • административное деление.

Географические признаки сегментирования особенно актуальны, когда необходимо учитывать культурные, национальные и исторические традиции покупателей, а также природно-климатические условия.

Возможными сегментами рынка  при использовании географических признаков могут быть географические единицы (Приложение 1, рис. 1).

Это прежде всего отдельные государства, области, районы, межрайонные объединения  и др. Выделив соответствующие  географические единицы, предприятию  следует принять решение, в каком  из выделенных регионов ему следует  работать. Это может быть как один регион, так и все выделенные регионы. Для всех таких регионов необходимо выявить особенности проживающего в них населения и определить их потребности в товарах и  запросы. [1]


 

 

1.1.2 Демографические  признаки сегментирования рынка

 

При сегментировании  рынка потребительских товаров  по демографическим признакам наиболее часто выделяются отдельные группы покупателей с учетом таких переменных, как пол, возраст, состав семьи, образ  жизни семьи (Приложение 2, рис. 2).

Демографические признаки сегментирования рынка  являются наиболее популярными. Это  обусловлено тем, что реальные потребности  и запросы потенциальных покупателей  непосредственно зависят от демографических  факторов. Используя данные признаки, наиболее просто определить состав отдельных  сегментов. В качестве иллюстрации  сказанного на рис. 3 (Приложение 3) показано, какие товары и услуги наиболее часто потребляются потенциальными покупателями с учетом такого демографического фактора, как возраст.

Следующим важным демографическим признаком  сегментирования рынка является пол потребителей. Такой признак  сегментирования используют, в частности, предприятия швейной и полиграфической  промышленности, парикмахерские, а  также предприятия, изготовляющие средства ухода за волосами, косметику, парфюмерию, драгоценности.

Информация о работе Сегментирование рынка потребительских товаров на примере СП «Белита» ООО и ЗАО «Витэкс»