Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:18, курсовая работа
Маркетинговым подходом считается способ ведения бизнеса, который сфокусирован на потребителе конечного продукта. Целью бизнеса считается привлечение и удержание выгодных клиентов и покупателей, при максимальном удовлетворении их потребностей.
Главной целью маркетинга является повышение доходов компании при одновременном удовлетворении нужд потребителя. Так как потребителей очень много и они рознятся по своим потребностям и покупательским привычкам, то компании, торгующие на рынке понимают, что обращение ко всем покупателям не должно быть одинаковым. В этом направлении мышление продавцов прошло несколько стадий:
- массовый маркетинг, предусматривающий одинаковый подход ко всем потребителям;
- маркетинг, ориентированный на разнообразие товаров, который способствует изменяющимся вкусам покупателей;
- целевой маркетинг, предусматривающий разделение покупателей по группам, для которых разрабатываются конкретные маркетинговые мероприятия.
Введение
Понятие сегментации рынка
Сущность и принципы сегментации рынка
Стратегии сегментации
Сегментирование рынка на примере ООО «Ламтек»
Общая характеристика компании и анализ факторов маркетинговой среды
Состав потребителей. Анализ и выбор целевых сегментов рынка
3. Разработка рекомендаций для ООО «Ламтек» по продвижению продукции на целевой рынок
Заключение
Список литературы
- возросшие тарифы на
- значительный рост издержек
был вызван ростом уровня
Таблица 1. - Распределение существующих покупателей по региону в 2010 году
Территории |
Доля в численности населения края, % |
Доля в объёме продаж ООО «Ламтек», % |
1.г. Санкт-Петербург |
32,7 |
68,4 |
2. Прилегающие к Санкт- |
17,5 |
22,8 |
3. Прочие местности |
48,8 |
8,8 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Следует отметить, что компания в основном контактирует с потребителями Санкт-Петербурга и прилегающим к нему районам, остальные районы почти не охвачены. Основные конкуренты компании также расположены в Санкт-Петербурге, именно по этой причине ООО «Ламтек» необходимо сосредоточить свое внимание на потенциальных потребителях удаленных от Санкт-Петербурга районов.
Основными потребителями продукции нашей компании являются организации, которые подразделяются по доходам, размерам и видам деятельности, на втором месте население.
Таблица 2. - Состав потребителей ООО «Ламтек» по организационной форме, размерам и виду деятельности в 2009–2010 годах
Организационная форма |
Вид деятельности |
Размеры |
Доля в объёме продаж ООО «Ламтек», % |
Организации |
Всего |
крупные |
46,4 |
средние |
29,1 | ||
мелкие |
23,4 | ||
итого |
98,9 | ||
В том числе: |
Торговые |
крупные |
9,2 |
средние |
10,3 | ||
мелкие |
11,6 | ||
итого |
31,1 | ||
Производители, использующие продукцию в качестве материалов и полуфабрикатов |
крупные |
25,7 | |
средние |
9,3 | ||
мелкие |
5,4 | ||
итого |
40,4 | ||
Производители - конечные потребители |
крупные |
11,5 | |
средние |
9,5 | ||
мелкие |
6,4 | ||
итого |
27,4 | ||
Домохозяйства (население) |
всего |
1,1 | |
Всего потребители |
100,0 |
Целесообразно разделить рынок на два сегмента – организации и население, маркетинг для которых будет значительно отличаться. Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что основная часть потребителей приходится на организации, население занимает всего 1,1%, потому следует рассмотреть отказ от ориентации на эту группу. Ориентируясь на род деятельности потребителей, можно сделать вывод, что 40,4% из них приобретают продукцию нашей компании для собственного производства, 31,1% приходится на торговые компании, 27,4% - собственное потребление. При отказе от любой из этих групп, возможно существенно снижение объема реализации продукции. Однако, при грамотной маркетинговой стратегии, есть возможность расширения потенциальных потребителей в каждой из этих групп.
Среди потребителей продукции ООО «Ламтек» прослеживается четкая градация на крупных, средних и мелких, в зависимости от размеров. Около половины общего товарооборота компании приходится на крупных потребителей, доли мелких и средних потребителей примерно равны. Работа компании с каждой группой по их обслуживанию и привлечению существенно отличается, также есть отличие в поведенческих критериях этих групп.
Составляя бизнес план, консалтинговая компания проводила опрос представителей 30 компаний ( по 10 в каждой группе). Итоги этого опроса отражены в таблице 3, по данным которой можно заметить, что поведенческие критерии выделенных групп потребителей отличаются между собой. Крупные потребители в основном приобретают данный товар для перепродажи и / или переработки, они используют продукт интенсивно, готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, сильно привержены к данной продукции и компании и, вследствие этого, как правило, сотрудничают с компанией на основе долговременных договоров.
Средние фирмы тоже более всего используют продукцию для перепродажи и переработки, они используют продукт интенсивно, но менее, чем крупные, немного меньше готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, менее привержены к данной компании, поэтому сотрудничают с компанией на основе годовых договоров.
Мелкие потребители
Таблица 3. - Характеристика поведенческих критериев потребителей ООО «Ламтек» в зависимости от их размеров
Критерии |
Число организаций | ||||
наименование |
характеристика |
крупных |
средних |
мелких |
итого |
Повод для совершения покупки |
Для перепродажи |
5 |
4 |
2 |
11 |
Для переработки |
4 |
5 |
4 |
13 | |
Для собственных нужд |
1 |
1 |
4 |
6 | |
Искомые выгоды |
качество |
2 |
3 |
1 |
6 |
скорость |
7 |
8 |
7 |
22 | |
сервис |
2 |
3 |
2 |
7 | |
экономия денег |
1 |
2 |
8 |
11 | |
Статус пользователя |
бывший |
1 |
2 |
- |
3 |
новый |
1 |
2 |
3 |
6 | |
постоянный |
8 |
5 |
3 |
16 | |
случайный |
- |
1 |
4 |
5 | |
Интенсивность использования |
слабая |
- |
1 |
2 |
3 |
средняя |
4 |
7 |
5 |
16 | |
высокая |
6 |
2 |
3 |
11 | |
Степень приверженности |
Низкая |
- |
1 |
3 |
4 |
средняя |
1 |
2 |
4 |
7 | |
сильная |
9 |
6 |
3 |
18 | |
абсолютная |
- |
1 |
- |
1 | |
Степень готовности в восприятию товара |
не осведомлён |
- |
1 |
2 |
3 |
информирован |
1 |
1 |
3 |
5 | |
заинтересован |
1 |
1 |
3 |
5 | |
желает купить |
8 |
7 |
2 |
17 | |
Отношение к товару |
положительное |
9 |
8 |
8 |
25 |
безразличное |
- |
- |
2 |
2 | |
негативное |
1 |
2 |
- |
3 |
Анализируя данный опрос, следует отметить, что большая часть потребителей положительно относятся к продукту и желают покупать продукт именно в этой фирме, довольны скоростью обслуживания и ценой. То есть уже сейчас можно сказать, что к каждой группе потребителей требуется свой подход. Характеристика привлекательности сегментов рынка приведена в таблице 4.
Таблица 4. - Характеристика покупателей ООО «Ламтек» за 2010 год
Наименование показателей |
Значение по группам потребителей |
Итого | ||
крупные |
средние |
мелкие | ||
Количество потребителей |
11 |
29 |
82 |
122 |
Доля в товарообороте, % |
46,4 |
29,1 |
23,4 |
98,9 |
Доля в балансовой прибыли, % |
55,9 |
28,1 |
12,4 |
96,4 |
Рентабельность продаж, % |
36,3 |
29,1 |
16,0 |
30,1 |
Средний годовой объём продаж на 1 потребителя, тыс. руб. |
3636 |
865 |
246 |
699 |
Регулярность потребления |
четкая |
не устойчивая |
нет |
х |
Число товарных акций за год |
264 |
1305 |
984 |
2553 |
Средний объём одной партии товара, тыс. руб. |
152 |
19 |
21 |
34 |
Средняя продолжительность сотрудничества, лет |
5,3 |
4,1 |
1,9 |
2,7 |
Сравнивая группы потребителей можно сделать вывод, что наиболее выгодным сегментом для компании является группа крупных потребителей, так как закупки производятся большими партиями, по плану и в перспективе длительного сотрудничества. Менее выгодным сегментом являются мелкие потребители, так как их закупки небольшие, нерегулярны и непредсказуемы.
3. Разработка рекомендаций для ООО «Ламтек» по продвижению продукции на целевой рынок
Анализируя предыдущую главу данного курсового проекта, можно сделать вывод, что потребители дифференцируются по организационному признаку на население и организации. Причем в товарообороте последние занимают небольшую долю товарооборота при более высоких издержках обращения, также необходим специфический подход к их обслуживанию. Именно по этой причине ООО «Ламтек», являющийся крупным оптовым предприятием, должен отказаться от этого сегмента потребителей.
Детальный анализ сегментов организаций показал их неоднородность по размерам, видам деятельности и иным признакам. Из-за отличия потребительских характеристик, организации – потребители разделены по размерам. Но с другой стороны, компании не стоит отказываться от обслуживания любого из этих сегментов, потому как в общем и целом уровень потребления у них примерно одинаков. То есть ООО «Ламтек» желательно использовать стратегию дифференцированного подхода в трех сегментах организаций, а не стратегию массового маркетинга, которая применяется на данный момент.
Можно выделить несколько положительных моментов, которые говорят за пользу подобного выбора:
- за почти 11 лет своего существования, фирма накопила достаточное количество ресурсов, необходимых для осуществления такой стратегии;
- предлагаемая продукция
- каждый из этих сегментов также достаточно однороден;
- основная часть конкурентов
используют стратегию
Выделенные сегменты вполне соответствуют рекомендуемым принципам деления рынка:
- легко измеряются, при установлении четких объемов закупок;
- они велики и сопоставляются между собой по размерам;
- предприятие уже работает с данными сегментами и имеет возможность расширения своих конкурентных преимуществ;
- сегменты стабильны.
Таблица 5. - Рекомендуемый маркетинг для рыночных сегментов потребителей ООО «Ламтек»
Сфера деятельности |
Особенности маркетинга по сегментам рынка | ||
крупные |
средние |
мелкие | |
Ценообразование: разработка системы скидок к ценам |
– за увеличение размеров партии; – за комплексные поставки от одного поставщика на ж/д станцию |
– при заключении долгосрочных договоров; – за работу по плановым заявкам |
– при заключении годовых договоров; – за работу по предварительным заявкам |
Реклама |
Индивидуальные контакты с представителями фирмы |
Письменные индивидуальные рекламные рассылки |
Рекламные объявления в СМИ |
Ознакомление с продукцией в натуре |
предоставление образцов при индивидуальных контактах |
Рассылка образцов по заявкам покупателей |
В салоне ООО «Ламтек» |
Сопутствующие услуги |
Индивидуальные пожелания покупателей |
По типовому перечню |
По типовому перечню |
Оформление покупок |
Заочное, по плану – графику |
С представителем покупателя при получении заявки |
При покупке |
Транспортировка товара по желанию покупателя |
До железнодорожной станции, указанной покупателем или транспортом покупателя со склада поставщика |
Со склада поставщика транспортом покупателя или транспортом поставщика |
Со склада поставщика транспортом покупателя или транспортом поставщика |
Сотрудничество при формировании ассортимента |
Предусматривается в договоре |
Учитываются пожелания |
Приветствуется |
Наиболее привлекательным сегментом являются крупные компании, так как сотрудничество с ними наиболее рентабельно и дает хорошую прибыль. В будущем компании необходимо уделять повышенное внимание развитию этого сегмента и возможно, совсем отказаться от работы с мелкими потребителями. Резервами могут служить неохваченные территории отдаленных от Санкт-Петербурга районов и прилегающие территории.
Заключение
В первой главе данного курсового проекта был проведен краткий обзор литературы, касающийся сегментации рынка и его влияние на маркетинговый подход, рассмотрены принципы, сущность и требования выделения сегментов, выделены виды стратегий в зависимости от учета особенностей работы и от степени охвата сегментов.
В работе основное внимание уделено практической части. На примере конкретного предприятия ООО «Ламтек» выполнено следующее:
Таким образом, можно считать, что поставленная в работе цель: изучение теоретических положений по теме «Сегментация рынка» и применение их к определению привлекательности сегментов рынка для конкретного предприятия, – достигнута, все задачи выполнены полностью.
Список литературы
Информация о работе Сегментирование рынка. Выбор целевых рынков