Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 02:09, курсовая работа
Дефицит высококлассных специалистов существовал всегда и в западных, и в российских компаниях. Особенно актуальна эта проблема сегодня. Остро стоит проблема разрыва в количестве квалифицированного персонала между крупными городами и регионами. Сегодня предпосылкой для всплеска активности на рынке труда профессионалов стал экономический рост. Вслед за ним ужесточились критерии оценки специалистов. Складывается ситуация, когда примерно один и тот же круг специалистов, которых со временем не стало кратно больше, востребован сразу отовсюду.
1. Введение: Роль маркетинга в привлечении в компанию высококлассных специалистов……………………………………………………………..……..…3
2. Имидж работодателя и его назначение………………………………….……4
3. Royal Dutch Shell – описание и факты…………………………..........………7
4. Стратегии создания имиджа привлекательного
работодателя «Шелл»…………………………………………………….……..10
4.1. Компоненты стратегии «Шелл»………………………………………10
5. Примеры маркетинговых приемов компании Shell………………...………15
6. Заключение……………………………………………………………………18
7. Список использованной литературы………………………………..………21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА
им. И. М. ГУБКИНА
Факультет Экономики и Управления
Кафедра Международного Нефтегазового Бизнеса
Курсовая работа
на тему
«Секреты успешной международной маркетинговой стратегии по привлечению специалистов на примере нефтяной компании Royal Dutch Shell»
Выполнила:
Себиева Л. Х.
студентка
группы ЭУ-10-1
Проверил: Проф.
Александров Д.Г.
Москва
2014
Содержание
1. Введение: Роль маркетинга
в привлечении в компанию высококлассных
специалистов………………………………………………
2. Имидж работодателя и
его назначение………………………………….……
3. Royal Dutch Shell – описание и факты…………………………..........………7
4. Стратегии создания имиджа привлекательного
работодателя
«Шелл»…………………………………………………….…….
4.1. Компоненты
стратегии «Шелл»……………………………………
5. Примеры маркетинговых
приемов компании Shell………………..
6. Заключение……………………………………………………
7. Список использованной литературы………………………………..………21
Дефицит высококлассных специалистов существовал всегда и в западных, и в российских компаниях. Особенно актуальна эта проблема сегодня. Остро стоит проблема разрыва в количестве квалифицированного персонала между крупными городами и регионами. Сегодня предпосылкой для всплеска активности на рынке труда профессионалов стал экономический рост. Вслед за ним ужесточились критерии оценки специалистов. Складывается ситуация, когда примерно один и тот же круг специалистов, которых со временем не стало кратно больше, востребован сразу отовсюду.
Профессионалу высшей
В этой связи первостепенной задачей компании становится грамотно позиционировать себя на рынке. Фактически, компания проводит специальную маркетинговую политику, направленную не на привлечение клиентов, а на привлечение в свои ряды ценных профессионалов. Подход «маркетинг для сотрудников», известный под названием «Война за таланты», был разработан в 1997 году специалистами McKinsey и получил на Западе достаточно широкое признание. Его суть - в том, что компания-работодатель позиционирует себя как некий продукт, и это позиционирование проводится в отношении ее сотрудников и рынка труда в целом. Работник видит определенные выгоды от «приобретения» этого продукта, видит степень сопряженного риска и вносит своего рода плату, то есть, вкладывает свой талант, квалификацию и энергию в развитие компании-работодателя. В рамках этой теории развиваются и другие теории. В связи с необходимостью позиционирования компаний на рынке труда актуальной оказалась проблема имиджа компании как работодателя. В западных источниках – бренд работодателя. Если раньше имидж компании, прежде всего, был ориентирован на то, чтобы удовлетворять потребности сбыта, то сегодня все больше и больше компаний стремятся позиционировать себя как успешных работодателей на рынке труда
Имидж организации – ее образ на внутреннем и внешнем рынке труда.
Образ организации-работодателя — представление, которое имеет о ней общественность, тоже воздействует на процесс приема на работу, то есть речь идет о том, считается ли она хорошим местом для работы. Чем крупнее организация, тем выше ее шансы иметь хороший образ. Фирма, производящая продукцию или услуги, известные кандидату, имеет больше шансов на то, что у него имеется определенный образ. Вполне возможно также, что потенциальный работник лучше представляет себе компанию по производству жевательной резинки, чем компанию, выпускающую комплектующие изделия для производства циклотронов или термопластоавтоматов.
Имидж организации влияет на процесс приема на работу. Кандидаты не располагают временем для того, чтобы пройти собеседования во всех организациях, предлагающих интересующие их должности. Время и собственные силы кандидата на поиск работы ограничены, поэтому обычно он делает предварительный обзор. Образ организации — одна из «подсказок», определяющих положительное или отрицательное решение .1
В зарубежной практике давно утвердился термин в отношении организаций, обладающих благоприятным имиджем работодателя, - «работодатель по выбору» .2 По словам М. Джонсона, имидж организации становится критически важным в свете дефицита высококвалифицированных кадров на рынке труда.3 В США и Европе регулярно публикуются рейтинги лучших работодателей.
Как отмечает М. Армстронг, компания может улучшить свой имидж работодателя за счет проведения следующих мероприятий:
Изучение имиджа организации должно обеспечить отправные пункты для мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации сотрудников. Создание имиджа компании как работодателя при этом должно представлять собой не только реализацию указанных выше мероприятий, но и должно обеспечиваться адекватным информационным сопровождением. Без него создание имиджа может просто оказаться безуспешным, так как информация просто не дойдет до целевой аудитории. Это все равно что сделать новое, усовершенствованное моющее средство, добавив принципиально новые компоненты, потратив значительные финансовые средства на исследования, но не рассказать об этом потребителю.
Имидж организации формируют внешние влияния со стороны предпринимательской среды, а также индивидуальные установки и предпочтения. В основном имидж существует как субъективная картина предпочтений и преимуществ организации, выступающей в качестве работодателя.
К инструментарию исследования имиджа можно отнести:
Во многих компаниях при увольнении сотрудника стараются различными методами (беседа, анкета) выяснить, чем именно сотрудник остался неудовлетворен. Полученную информацию затем используют для того, чтобы идентифицировать те области, которые могут затруднить долговременное обеспечение человеческими ресурсами.
Так, в «Sun Interbrew» существует специальное подразделение, проводящее различные имиджевые акции, в том числе, с целью привлечения новых сотрудников. Помимо «раскрученных» брендов и пиар-акций, направленных на повышение известности компании, важнейшую роль в привлечении ценного сотрудника играет участие в специализированных мероприятиях. Представители компании выступают в университетах, школах бизнеса, участвуют в форумах по карьере, чтобы создать имидж передовой развитой компании. Насколько важен имидж компании, может показать пример Финляндии, где примерно 90% выпускников ВУЗов хотят работать в «Nokia». Это значит, что об этой компании сложилось весьма благоприятное общественное мнение.
Рассмотрим стратегию создания имиджа работодателя-компании
Royal Dutch Shell – крупнейшей нефтяной компании.
Прежде всего, немного информации о самой компании. «Роял Датч Шелл» - крупнейшая в мире англо-нидерландская компания по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, смазочных материалов, твердых углеводородов, битумов и др.) Прежде всего, немного информации о самой компании. Возникший на заре XX века концерн «Шелл» завоевал ведущие позиции на мировом энергетическом рынке, став прообразом современных вертикально-интегрированных компаний. Подобная организация позволила обеспечить непрерывность технологических процессов и применить единые стандарты качества «Шелл» на всех этапах производства. Уникален масштаб глобального бизнеса компании:
Этих цифр достаточно, чтобы понять масштаб компании, а, следовательно, ее потребность в трудовых ресурсах. Компания «Royal Dutch» / «Shell» осознала, что карьера в компании является товаром, а кандидаты – его покупателями. Чтобы привлечь и удержать лучших сотрудников, она взяла на вооружение методы и приемы маркетинга и PR. На глобальном уровне этим занимаются всего несколько лет, а в России программу запустили в августе 2005 года. Именно тогда в российском «Шелл» объявили, что собираются продвигать свой бренд не только как производителя горюче-смазочных материалов, но и как привлекательного работодателя. И тем самым компания попала в струю уже ставшего модным тренда. Еще несколько лет назад необходимости в такой программе не было. На российском рынке «Шелл» представляла собой небольшую компанию со штатом около 100 человек, которая не испытывала потребности в наборе большого количества людей и проведении кампании по построению кадрового бренда. Теперь же нефтегазовый концерн намерен резко расширить свое присутствие на российском рынке. В частности, речь идет о разработке месторождений совместных предприятий «Салым петролеум девелопмент Н. В.» и «Сахалин энерджи инвестмент компани Лтд.», и каждый год «Шелл» требуются примерно 300–500 человек. Салымское месторождение будет разрабатываться еще около 30 лет, а „Сахалин-1” – более 40 лет, поэтому перед компанией стоит задача набора большого количества российских специалистов».
Сегодня проще сказать, кто в компании не требуется,– нужны инженеры, финансисты, экологи, специалисты по геологоразведке и т. д. В списке вакансий есть менеджеры по телекоммуникациям, government relations и т. д. Понятно, что сразу закрыть такое количество вакансий опытными специалистами сложно даже для крупной нефтегазовой компании. И чтобы сэкономить на рекрутменте в будущем, нужно было решить стратегическую задачу – потратиться на создание бренда сейчас и тем самым обеспечить постоянный приток квалифицированных или еще только перспективных кандидатов. Два года назад компания уже создала в HR-подразделении специальную группу для привлечения персонала, которая и занялась разработкой (а точнее адаптацией) стратегии создания имиджа компании как работодателя и ее реализацией.
4.1. Компоненты стратегии «Шелл».
Исследования, проведенные компанией в 2003 году, показали: «Шелл» известен в России лишь как бренд машинного масла, и то, какими видели компанию кандидаты, было загадкой даже для специалистов по рынку труда.