Служба маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:16, реферат

Описание работы

Функция маркетинга - одна из уникальных характеристик, отличающих рыночную экономику от командной. В условиях рыночной экономики физические и юридические лица самостоятельно принимают решения относительно товаров и услуг, которые они хотели бы приобрести либо продать для удовлетворения своих нужд. Производственный сектор реагирует на эти потребности путем выпуска необходимых продуктов и услуг по приемлемым ценам. Потребитель является доминирующей силой, определяющей ответы на ключевые вопросы, возникающие перед любой экономической системой: как производить, сколько производить и для кого производить.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Служба маркетинга на предприятии: основные элементы, задачи и функции …………………………………………………………………..4
Схемы организации службы маркетинга,
их достоинства и недостатки …………………………………………....7
Место и роль маркетинговых служб в системе
управления предприятием……………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………...……..15
Список используемой литературы………………………….……………….16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

    1. Служба маркетинга на предприятии: основные элементы, задачи и функции …………………………………………………………………..4
    2. Схемы организации службы маркетинга,

           их достоинства и недостатки …………………………………………....7

    1. Место и роль маркетинговых служб в системе

управления предприятием……………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………...……..15

Список используемой литературы………………………….……………….16

 

Введение

 

С начала возникновения  рынка в основе производства товаров  и оказания услуг господствовал  принцип: «Производить как можно  больше, ибо рынок безграничен». Предприятие в своей деятельности исходило из увеличения объема выпускаемой  продукции и повышения ее качества при одновременном снижении издержек производства.

Функция маркетинга - одна из уникальных характеристик, отличающих рыночную экономику от командной. В  условиях рыночной экономики физические и юридические лица самостоятельно принимают решения относительно товаров и услуг, которые они  хотели бы приобрести либо продать  для удовлетворения своих нужд. Производственный сектор реагирует на эти потребности  путем выпуска необходимых продуктов  и услуг по приемлемым ценам. Потребитель  является доминирующей силой, определяющей ответы на ключевые вопросы, возникающие  перед любой экономической системой: как производить, сколько производить  и для кого производить.

Все больше и больше продуктов  доступны потребителю, и результат  этого процесса носит название «уровень жизни». В высокоразвитом индустриальном обществе информационная функция маркетинга связана с расходованием миллиардов долларов на то, чтобы сообщить потребителю  все возможное о предлагаемых продуктах и помочь ему определить свои потребности. Рекламируется практически  все, что производится. Если продукт  предназначен для среднего потребителя, он будет широко рекламироваться  по национальному телевидению, радио  или в газетах. Это нормальная практика там, где рынок весьма велик  и большой процент населения  может приобрести данный продукт.

 

1.1. Служба маркетинга на предприятии: основные элементы, задачи и функции

Процесс управления маркетингом довольно сложный и  требует значительных затрат. Но, несмотря на это, каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении маркетинговой  деятельностью. С этой целью на предприятии  необходима организация службы маркетинга.

Маркетинговая служба предприятия представляет собой  подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга.

Служба маркетинга является самостоятельным структурным  подразделением предприятия, подчиняется  непосредственно коммерческому  директору и руководствуется  в своей деятельности действующим  законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.

Деятельность  службы маркетинга предприятия концентрирует  в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, исследовательского, сбытового и  валютно-финансового характера и  требует высокого уровня теоретической  и практической подготовки ее персонала.

Основные  элементы, которыми управляет служба маркетинга - это выбор целевых  рынков, целей маркетинга, организации  маркетинга, структуры маркетинга и  руководство им.

Главными  направлениями деятельности службы маркетинга являются: исследование рынка, прогнозирование рынка, планирование ассортимента продукции, планирование товародвижения, стимулирование сбыта, организация сбыта.

Также к направлениям деятельности относиться фактический  анализ реализации продукции предприятия  и его основных конкурентов в  групповом и развернутом ассортименте,  включая:

  • анализ уровня и тенденций спроса, % обеспеченности потребителей в разных отраслях нашей продукцией;
  • анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегии и методов стимулирования сбыта, используемых основными конкурентами, выявление их сильных и слабых сторон;
  • анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального характера в отраслях и на региональных рынках;
  • определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
  • анализ причин неудовлетворенного спроса на продукцию предприятия и разработка предложений по снижению его размеров; 
  • создание и оперативное ведение баз данных «Потребители» и «Конкуренты»;
  • разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции по отраслям и регионам и/или сегментам рынка  и кварталам;
  • разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и  предложений по диверсификации;
  • разработка предложений по освоению новых видов продукции;
  • разработка предложений по концепции ценовой стратегии, включая: систему скидок в рамках программ по стимулированию сбыта;
  • разработка предложений по основному и альтернативному плану сбыта (на случай непредвиденных обстоятельств, например, сезонных изменения конъюнктуры рынка и др.);
  • разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля;
  • разработка предложений по формированию/корректировке положительного имиджа предприятия;
  • разработка предложений о порядке информационного взаимодействия, между службой маркетинга и другими структурными подразделениями предприятия;
  • разработка предложений по формированию плана маркетинга на текущий период.

Таким образом, к основным функциям службы маркетинга относят:

1) выбор выгодных рынков;

2) анализ рыночной ситуации, прогнозирование рынков;

3) разработку и реализацию стратегии и тактики, маркетинга;

4) разработку маркетинговых программ и обеспечение их реализации;

5) разработку товарной, ценовой и сбытовой политики.

Содержание  перечисленных задач и функций, которые должны решаться специалистами  маркетинговых служб, безусловно, носит  общий характер. Поэтому каждая из них может быть трансформирована в соответствии со спецификой конкретного  предприятия.

Совокупность  стоящих перед предприятием маркетинговых  задач и определяет организационную  структуру его службы маркетинга. При формировании организационной  структуры управления предприятием в условиях рынка службе маркетинга должен отдаваться приоритет, так как  она призвана интегрировать в  своей деятельности не только рыночную, но и производственную, сбытовую и  финансовую политику. Эта служба представляет собой мозговой центр и источник информации. Только она на базе маркетинговых  исследований состояния спроса и  его динамики, а также конъюнктуры  рынка принимает решения о  целесообразности, перспективности  и прибыльности производства того или  иного продукта, необходимого потребителю.

 

 

 

1.2. Схемы организации службы маркетинга, их достоинства и недостатки

В зависимости  от вида продукции, объемов производства, емкости рынка возможны различные  варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно заместитель  директора или вице-президент  по маркетингу. Каждое предприятие  создает отдел (службу) маркетинга с  таким расчетом, чтобы он наилучшим  образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление  неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых  сегментов рынка, увеличение прибыли  и т.д.). Маркетинговые службы могут  строиться в соответствии с одним  из следующих принципов: функциональная организация (отдел состоит из нескольких функциональных подразделений - рекламы, сбыта, исследования рынка и т.п.; товарная организация (наряду с функциональным разделением сотрудников отдела их дифференцируют по видам товаров); рыночная организация (при наличии  сегментов рынка); товарно-рыночная (матричная) организация (для фирм с  широким ассортиментом товаров).

Организация службы по функциональному принципу (рис 1.) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико и они рассматриваются  как некоторые однородности. На предприятии  создаются специальные отделы, выполняющие  все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и  маркетинга, управление сбытом, его  стимулированием и т.д.

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

Рис.1. Схема организации службы маркетинга по функциональному принципу.

 

Основным  достоинством функциональной организации  является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного  ассортимента и рынков фирмы эта  схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все  труднее разрабатывать особые планы  для каждого отдельного рынка  или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы  в целом.

Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует  выделения специальных групп  специалистов по маркетингу каждого из товаров (рис. 2.).

Рис. 2. Схема организации службы маркетинга по товарному принципу.

Она не заменяет функциональную схему организации  службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует  на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может  привести к противоречию в полномочиях  руководителей разного уровня, увеличиваются  расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению сотрудниками навыков работы в других функциональных областях.

При этом по каждому  товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Маркетинг конкретного товара большее  значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных  факторов конкурентной борьбы. Основными  функциями управляющего по товару являются:

  • составление плана и бюджета маркетинга своего товара;
  • прогнозирование возможных изменений на рынке товара;
  • сбор информации и изучение деятельности конкурентов;
  • координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;
  • контроль над соотношением цен и соблюдением статей бюджета;
  • введение новых товаров и снятие с производства старых.

Для предприятий, реализующих свои товары на рынках с различными покупательскими предпочтениями, а сами товары требуют специального обслуживания, целесообразна рыночная организация службы маркетинга рис. 3.

 

Рис. 3 Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу.

 

При такой  схеме оптимально учитываются потребности  покупателей на конкретных сегментах  рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние  сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.

Ограниченность  товарной и рыночной организации  служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной  схемы (рис. 4).

Рис. 4 Схема товарно-рыночной организации службы маркетинга

 

В рамках этой схемы - управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли  от продажи своих товаров, а управляющие  по рынкам - за развитие рынков для существующих и потенциальных товаров. Такая  организационная структура оправданна на предприятиях с широкой номенклатурой  товаров и большим числом рынков, на которых оно работает.

Однако всегда надо иметь в виду, что не существует идеальной организационной структуры  службы маркетинга, одинаково хорошо работающей в любых условиях. Каждая из них имеет свои достоинства, так  и недостатки. Некоторые из них  приведены в табл. 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Достоинства и недостатки различных  схем организации служб маркетинга

Схема организации

Достоинства

Недостатки

Функциональная

Простота  управления

Описание обязанностей сотрудника

Функциональная специализация  и рост квалификации кадров

Отсутствует управление маркетингом конкретных товаров

Отсутствует управление маркетингом  на конкретных рынках

Товарная

Полный маркетинг каждого товара

Более глубокое изучение специфики  потребностей рынка и удовлетворение их

Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации

Наличие дублирующих друг друга  подразделений

Рыночная

Высокая координация служб при  внедрении на рынок

Разработка комплексной программы  внедрения на рынок

Более достоверный прогноз рынка

Сложная структура

Низкая степень специализации  деятельности

Дублирование функций

Плохое знание товарной номенклатуры

Отсутствие гибкости

Товарно-рыночная

Хорошая организация работы при внедрении на рынок

Разработка комплексной программы  внедрения на рынок

Более достоверный прогноз рынка

Хорошее знание товара

Высокие управленческие издержки

Возможность конфликта между различными службами при решении вопросов по одному и тому же рынку

Информация о работе Служба маркетинга на предприятии