Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:16, реферат
Функция маркетинга - одна из уникальных характеристик, отличающих рыночную экономику от командной. В условиях рыночной экономики физические и юридические лица самостоятельно принимают решения относительно товаров и услуг, которые они хотели бы приобрести либо продать для удовлетворения своих нужд. Производственный сектор реагирует на эти потребности путем выпуска необходимых продуктов и услуг по приемлемым ценам. Потребитель является доминирующей силой, определяющей ответы на ключевые вопросы, возникающие перед любой экономической системой: как производить, сколько производить и для кого производить.
Введение………………………………………………………………………….3
Служба маркетинга на предприятии: основные элементы, задачи и функции …………………………………………………………………..4
Схемы организации службы маркетинга,
их достоинства и недостатки …………………………………………....7
Место и роль маркетинговых служб в системе
управления предприятием……………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………...……..15
Список используемой литературы………………………….……………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
их достоинства и недостатки …………………………………………....7
управления предприятием…………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………….……………….16
Введение
С начала возникновения
рынка в основе производства товаров
и оказания услуг господствовал
принцип: «Производить как можно
больше, ибо рынок безграничен».
Предприятие в своей
Функция маркетинга - одна из
уникальных характеристик, отличающих
рыночную экономику от командной. В
условиях рыночной экономики физические
и юридические лица самостоятельно
принимают решения относительно
товаров и услуг, которые они
хотели бы приобрести либо продать
для удовлетворения своих нужд. Производственный
сектор реагирует на эти потребности
путем выпуска необходимых
Все больше и больше продуктов
доступны потребителю, и результат
этого процесса носит название «уровень
жизни». В высокоразвитом индустриальном
обществе информационная функция маркетинга
связана с расходованием
Процесс управления маркетингом довольно сложный и требует значительных затрат. Но, несмотря на это, каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении маркетинговой деятельностью. С этой целью на предприятии необходима организация службы маркетинга.
Маркетинговая
служба предприятия представляет собой
подразделение, действующее на основе
принципов и методов
Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, подчиняется непосредственно коммерческому директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.
Деятельность
службы маркетинга предприятия концентрирует
в себе комплексные работы экономического,
планирующего, технико-производственного,
исследовательского, сбытового и
валютно-финансового характера
Основные элементы, которыми управляет служба маркетинга - это выбор целевых рынков, целей маркетинга, организации маркетинга, структуры маркетинга и руководство им.
Главными направлениями деятельности службы маркетинга являются: исследование рынка, прогнозирование рынка, планирование ассортимента продукции, планирование товародвижения, стимулирование сбыта, организация сбыта.
Также к направлениям
деятельности относиться фактический
анализ реализации продукции предприятия
и его основных конкурентов в
групповом и развернутом
Таким образом, к основным функциям службы маркетинга относят:
1) выбор выгодных рынков;
2) анализ рыночной ситуации, прогнозирование рынков;
3) разработку и реализацию стратегии и тактики, маркетинга;
4) разработку маркетинговых программ и обеспечение их реализации;
5) разработку товарной, ценовой и сбытовой политики.
Содержание перечисленных задач и функций, которые должны решаться специалистами маркетинговых служб, безусловно, носит общий характер. Поэтому каждая из них может быть трансформирована в соответствии со спецификой конкретного предприятия.
Совокупность стоящих перед предприятием маркетинговых задач и определяет организационную структуру его службы маркетинга. При формировании организационной структуры управления предприятием в условиях рынка службе маркетинга должен отдаваться приоритет, так как она призвана интегрировать в своей деятельности не только рыночную, но и производственную, сбытовую и финансовую политику. Эта служба представляет собой мозговой центр и источник информации. Только она на базе маркетинговых исследований состояния спроса и его динамики, а также конъюнктуры рынка принимает решения о целесообразности, перспективности и прибыльности производства того или иного продукта, необходимого потребителю.
В зависимости
от вида продукции, объемов производства,
емкости рынка возможны различные
варианты организации службы маркетинга,
которую возглавляет обычно заместитель
директора или вице-президент
по маркетингу. Каждое предприятие
создает отдел (службу) маркетинга с
таким расчетом, чтобы он наилучшим
образом способствовал
Организация службы по функциональному принципу (рис 1.) формируется в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико и они рассматриваются как некоторые однородности. На предприятии создаются специальные отделы, выполняющие все функции маркетинга: исследование рынка, планирование производства и маркетинга, управление сбытом, его стимулированием и т.д.
Рис.1. Схема организации службы маркетинга по функциональному принципу.
Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.
Организация службы маркетинга по товарному принципу используется, когда фирма производит различающиеся товары или товарные группы, требующие особых производства, сбыта, обслуживания, что требует выделения специальных групп специалистов по маркетингу каждого из товаров (рис. 2.).
Рис. 2. Схема организации службы маркетинга по товарному принципу.
Она не заменяет функциональную схему организации службы маркетинга, а устраняет ее недостатки, поскольку точнее реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, является хорошей школой для подготовки кадров. Вместе с тем, она может привести к противоречию в полномочиях руководителей разного уровня, увеличиваются расходы на управление, узкая товарная специализация не способствует приобретению сотрудниками навыков работы в других функциональных областях.
При этом по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Маркетинг конкретного товара большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. Основными функциями управляющего по товару являются:
Для предприятий,
реализующих свои товары на рынках
с различными покупательскими
Рис. 3 Схема организации службы маркетинга по рыночному принципу.
При такой схеме оптимально учитываются потребности покупателей на конкретных сегментах рынка. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.
Ограниченность товарной и рыночной организации служб маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы (рис. 4).
Рис. 4 Схема товарно-рыночной организации службы маркетинга
В рамках этой
схемы - управляющие по товарам отвечают
за планирование сбыта и прибыли
от продажи своих товаров, а управляющие
по рынкам - за развитие рынков для существующих
и потенциальных товаров. Такая
организационная структура
Однако всегда
надо иметь в виду, что не существует
идеальной организационной
Таблица 1.2.1
Достоинства и недостатки различных схем организации служб маркетинга
Схема организации |
Достоинства |
Недостатки |
Функциональная |
Простота управления Описание обязанностей сотрудника Функциональная специализация и рост квалификации кадров |
Отсутствует управление маркетингом конкретных товаров Отсутствует управление маркетингом на конкретных рынках |
Товарная |
Полный маркетинг каждого Более глубокое изучение специфики потребностей рынка и удовлетворение их |
Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации Наличие дублирующих друг друга подразделений |
Рыночная |
Высокая координация служб при внедрении на рынок Разработка комплексной Более достоверный прогноз рынка |
Сложная структура Низкая степень специализации деятельности Дублирование функций Плохое знание товарной номенклатуры Отсутствие гибкости |
Товарно-рыночная |
Хорошая организация работы при внедрении на рынок Разработка комплексной Более достоверный прогноз рынка Хорошее знание товара |
Высокие управленческие издержки Возможность конфликта между различными службами при решении вопросов по одному и тому же рынку |