Социальная ответственность и этика бизнеса: формирование, развитие, практическое применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р. Никсона.

Файлы: 1 файл

Социальная ответственность и этика бизнеса.docx

— 31.51 Кб (Скачать файл)

Введение

Темой моей контрольной работы: «Социальная  ответственность и этика бизнеса: формирование, развитие, практическое применение».

Этика бизнеса как прикладная область  знаний сформировалась в Соединенных  Штатах и в Западной Европе в 1970-х  годах XX века. Однако моральные аспекты  бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов  при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной  бюрократии, так и среди ответственных  лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса  как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители  администрации президента Р. Никсона. К началу 1980-х годов большинство  школ бизнеса в США, а также  некоторые университеты включили этику  бизнеса в свои учебные программы. В настоящее время курс этики  бизнеса входит и в учебные  планы некоторых вузов России.

Существует две основные точки  зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики  бизнеса: 1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или  относятся в меньшей степени.; 2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Вопросы взаимоотношения этики  и экономики в последнее время  начинают активно обсуждаться в  нашей стране.

Цель контрольной работы рассмотреть  вопросы социальной ответственности  и этики бизнеса.

1. Социальная ответственность и этика бизнеса: формирование, развитие, практическое применение

1.1 Роль бизнеса в обществе

Социальная политика является одним  из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она –  органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечения  благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется её влиянием на процессы воспроизводства  рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного  уровня трудовых ресурсов, на уровень  научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь  общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и  быта, развитие физкультуры и спорта, даёт снижение заболеваемости и тем  самым оказывает ощутимое воздействие  на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем в социальной сфере, как общественное питание, дошкольное образование, освобождает часть  населения из сферы домашнего  хозяйства, повышается занятость в  общественном производстве. Наука и  научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны, также являются частью социальной сферы и их развитие, и эффективность  регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и  является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой  миллионы людей в стране. [9]

Основными задачами социальной политики являются:

1. Гармонизация общественных отношений,  согласование интересов и потребностей  отдельных групп населения с  долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической  системы.

2. Создания условий для обеспечения  материального благосостояния граждан,  формирование экономических стимулов  для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

3. Обеспечение социальной защиты  всех граждан и их основных  гарантированных государством социально-экономических  прав, в том числе поддержка  малообеспеченных и слабо защищённых  групп населения.

4. Обеспечение рациональной занятости  в обществе.

5. снижения уровня криминализации  в обществе.

6. Развитие отраслей социального  комплекса, таких как образование,  здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство  и т.д.

7. Обеспечение экологической безопасности  страны.

Социальная ответственность бизнеса - это ведения бизнеса по тем  нормам и законам, принятым в той  стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность  и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране. [3]

Бизнес берет на себя функции  государства и это называется социальной ответственностью. Это связано  в первую очередь с отсутствием  соответствующей государственной  политики в сфере социальной ответственности  бизнеса. Государство само не может  определить модель взаимоотношений  с бизнесом.

Существуют две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться  социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально  ответственна, когда максимально  увеличивает прибыль, не нарушая  законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация  должна преследовать только экономические  цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности  экономического характера обязана  учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой  активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Концепция социальной ответственности  заключается в том, что организация  выполняет экономическую функцию  производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной  рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для  акционеров. Согласно этой точки зрения, организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона. Организации должны, поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. [7]

Споры о роли бизнеса в обществе породили аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности

Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость  государственного регулирования, могут  быть в собственных интересах  предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия  и для деятельности бизнеса. Кроме  того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием  высоки, в долгосрочной перспективе  они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков  и местного сообщества формируется  более привлекательный образ  предприятия. [3]

Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с  бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и  реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку  бизнес располагает значительными  людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть  на социальные нужды.

Моральное обязательство вести  себя социально ответственно. Предприятие  является членом общества, поэтому  нормы морали также должны управлять  его поведением. Предприятие, подобно  индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным  образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более  того, поскольку законы не могут  охватить все случаи жизни, предприятия  должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности. [2]

Аргументы против социальной ответственности

Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей мере социально  ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и  оставляя социальные проблемы государственным  учреждениям и службам, благотворительным  институтам и просветительским организациям.

Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  издержками. В конечном счете, эти  издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с  фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются  в неблагоприятном положении  в конкуренции. В результате снижается  их сбыт на международных рынках, что  ведет к ухудшению платежного баланса США во внешней торговле.

Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих  не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система  хорошо контролирует экономические  показатели предприятий и плохо  – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает  порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать  в социальных действиях, за которые  они не считают себя ответственными. [5]

Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия  лучше всего подготовлен к  деятельности в сферах экономики, рынка  и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение  проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалиста, работающие в соответствующих государственных  учреждениях и благотворительных  организациях.

Социальная ответственность  на практике

Согласно исследованиям по вопросу  отношения руководящих работников к корпоративной социальной ответственности, намечается явный сдвиг в сторону  ее повышения. Опрошенные руководители считают, что давление в направлении  повышения социальной ответственности  бизнеса реально, имеет большое  значение, и будет продолжаться. Другие исследования показали, что  представители высшего руководства  фирм начали участвовать в работе местных сообществ как добровольцы.

Самым большим препятствием в разработке программ в рамках социальной ответственности  руководители называют требования рядовых  работников и менеджеров увеличить  доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Стремление к скорейшему увеличению прибыли и доходов  заставляет управляющих отказываться от передачи части своих ресурсов на программы, обусловленные социальной ответственностью. Организации предпринимают  многочисленные шаги в сфере добровольного  участия в жизни общества. [1]

 

Этика бизнеса

Этика бизнеса как прикладная область  знаний сформировалась в Соединенных  Штатах и в Западной Европе в 1970-х  годах XX века. Однако моральные аспекты  бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов  при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р. Никсона. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов России.

В этике бизнеса сложилось три  основных подхода к моральным  проблемам бизнеса, опирающихся  на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости". Представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут быть сведены к следующему.

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей. [2]

Непосредственная связь этики  с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых  отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в  этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Информация о работе Социальная ответственность и этика бизнеса: формирование, развитие, практическое применение