Социальная ответственность и этика бизнеса: формирование, развитие, практическое применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также "ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р. Никсона.

Файлы: 1 файл

Социальная ответственность и этика бизнеса.docx

— 31.51 Кб (Скачать файл)

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Две основные точки  зрения принципов этики бизнеса:

правила обычной морали к бизнесу  не относятся или относятся в  меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так  называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

Этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать  слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. [4]

Проблемы этики бизнеса имеют  столь же давнюю историю, как и  предпринимательство. Однако особую остроту  они приобрели в наше время, когда  рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для рынка труда.

Значение этики в бизнесе

Специалисты считают, что понятие "бизнес-этика" вошло в массовый обиход относительно недавно - в результате процесса глобализации экономики, увеличения числа фирм и повышения уровня их ответственности перед обществом. Тем не менее, основные принципы этики, которые ныне возможно применить  в сфере бизнеса, были сформулированы тысячи лет назад. Еще древнеримский  философ Цицерон ограничился  утверждением, что большая прибыль  делается большим обманом. Однако сегодня  эта аксиома звучит всё более  спорно. Цивилизованная экономика, сформировавшаяся в развитых странах, требует от предпринимателей цивилизованного подхода к ведению  бизнеса. По сути, цель их деятельности осталась прежней, но появилась весомая  оговорка: большая прибыль, но не любыми средствами. [1]

На языке экономистов моральные  ценности являются неформальным институтом. Это некий неосязаемый актив, обращение с которым не прописано  буквой закона. Однако такая особенность  не преуменьшает их значения для бизнеса. Например, именно моральные факторы  существенно влияют на размер транзакционных издержек.

Международный Институт Деловой Этики  сформулировал четыре сферы, в которых  должны действовать компании, дабы упрочить свою репутацию. Во-первых, это  честная работа с инвесторами  и потребителями. Во-вторых, улучшение ситуации внутри коллектива - повышение ответственности и мотивированности сотрудников, снижение текучки кадров, повышение производительности и пр. В-третьих, профессиональная работа над репутацией, поскольку ухудшение репутации неизбежно отражается на результатах работы компании. В-четвертых, грамотная работа с нормативными актами и финансами - только строгое соблюдение "духа" и "буквы" закона делает возможным создание долговременного будущего для фирмы в международном бизнесе. [8]

Этика в современном понимании  становится неким дополнительным ресурсом предприятия. К примеру, в таком  вопросе, как управление кадрами, в  условиях глобальной конкуренции уже  недостаточно одного только использования  экономических, финансовых стимулов. Чтобы  удержать фирму на уровне современных  информационных и коммуникационных технологий, компании необходимо научиться  влиять на персонал с помощью культурных и нравственных ценностей. Всё более  важную роль эти ценности играют также  во взаимоотношениях с партнерами, клиентами, посредниками, наконец, с  самим обществом.

Попытки увязать морально-этические  критерии и деловую практику в  сфере международного бизнеса предпринимаются  постоянно. Несмотря на недостатки существующих сегодня этических предписаний  для представителей бизнеса, с каждым годом все больше и больше организаций  пытаются, иногда по собственной воле, а иногда - в результате давления извне, создать свои собственные  правила ведения бизнеса. [2]

Принципы международного бизнеса  – мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно  строить и оценивать поведение  в сфере международного бизнеса.

Честность, порядочность и надежность – наиболее ценимые по всему миру и в России принципы деловой этики, поскольку следование этим принципам  создает основу эффективных деловых  отношений – взаимное доверие.

Взаимное доверие является важнейшим  морально-психологическим фактором бизнеса, который обеспечивает предсказуемость  деловых отношений, уверенность  в обязательности делового партнера и стабильности совместного бизнеса.

Особенности внедрения  этики в бизнес

На практике при выстраивании этического пространства компании, как правило, образуется альянс специалистов компании в сфере этики, консультантов  и теоретиков. Совместными усилиями они стремятся осознать ценности, которые лежат в основе деятельности компании, описать концепцию ее этического менеджмента, а затем разрабатывают  и внедряют этические программы.

Критерии и концепция этичности  компании "прописываются" в этических  документах - положениях о миссии, ценностях, кодексах, стандартах поведения, ведения  бизнеса. Будучи приняты и обсуждены, документы приобретают легитимность и становятся инструментом этического менеджмента. [3]

Этические документы обычно вводятся как единые для всех сотрудников  организации - вне зависимости от должности, стажа и тому подобного. Высокомерие по отношению к этическим  нормам обесценивает идею. Часто в  кодексах прямо указывается, что  он действует для всех без исключения сотрудников организации. Один из важных принципов соблюдения кодекса - его  исполнение руководителями компании. Нормы транслируются "сверху вниз". Если руководство будет нарушать положения кодекса, вполне логично, что сотрудники также не станут его  исполнять.

Этический менеджмент осуществляется на трех уровнях: стратегическом, регулярном и уровне управления рисками. Для  того чтобы документы не остались только на бумаге, а превратились в  реальный инструмент организации корпоративной  жизни, осмысления ее этических, моральных  аспектов, в компаниях разрабатываются  программы по деловой этике, характер которых зависит от стратегических задач и видения топ-менеджеров и собственников.

Интеграция программ деловой этики  в организации, разработка политик, помогающих их реализации, вовлечение заинтересованных сторон в процесс  обсуждения и выполнения положений  и требований кодекса этики, распределение  ответственности за решение этических  вопросов и проблем между сотрудниками, руководителями и подразделениями  организации - это наиболее сложные  для российских компаний сферы взаимодействия с корпоративной этикой. Но, самые  большие трудности подстерегают отечественные фирмы при попытках ввести инфраструктуру корпоративной  этики и наладить ее работу. Именно здесь сказываются кросскультурные различия между Россией и западными странами. В американских и европейских транснациональных корпорациях существуют отделы по этике бизнеса, должности уполномоченных по этике, омбудсменов; специальные защищенные сети коммуникации, "горячие линии" телефонной связи, "горячая электронная почта", специальный портал в Интернете, соответствующее программное обеспечение, электронные базы данных по острым проблемам. Многие компании отдают на аутсорсинг (выполнение данных функций сторонней компанией) обслуживание "горячих линий", тренинг персонала по этическим проблемам. [5]

Этика и современное  управление

Повышение показателей  этичности поведения.

Личностные ценности (общие убеждения  относительно добра и зла) находятся  в сердцевине проблемы социальной ответственности  бизнеса перед обществом. Этика  имеет дело с принципами, определяющими  правильное и неправильное поведение.

Этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых. Более  того, в фокусе ее внимания и цели, и средства, используемые и теми и другими.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий  относят:

  1. конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
  2. усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;
  3. неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
  4. общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет поведение на рабочем месте;
  5. нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих. [9]

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.

К таким мерам относятся:

  1. Разработка этических нормативов;
  2. Создание комитетов по этике;
  3. Провидение социальных ревизий;
  4. Обучение этичному поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

Комитеты  по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого

адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организацией, а также выполнение функции “социальной совести” организации.

Социальные  ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.

Обучение  этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения - обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников.

Работников знакомят с этикой бизнеса  и повышают их восприимчивость к  этическим проблемам, которые могут  перед ними возникнуть.

Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском  уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря  чему обучающиеся начинают лучше  понимать проблемы этичного поведения  в бизнесе. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог необходимо сказать следующее. Этика становится неотъемлемым элементом  практики ведения бизнеса. корпорации должны периодически устраивать "ревизии воздействия на этику". Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им.

При этом единый "шаблон" морального стандарта отсутствует: у каждого  человека есть свое понимание этических  норм, а компании "конструируют" концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать  как с внешними, так и с внутренними  заинтересованными группами.

Стандарты этичного поведения различаются  в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного  выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения  не имеет "верхних" границ. Многонациональные  организации характеризуются высоким  уровнем этической ответственности  и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.


Информация о работе Социальная ответственность и этика бизнеса: формирование, развитие, практическое применение