Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:54, курсовая работа
Основная цель работы – определение сущности и эффективности социальной рекламы в России. Для достижения основной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Проследить историю развития социальной рекламы в России.
2. Выявить характерные отличия социальной рекламы от коммерческой.
3. Изучить основные проблемы социальной рекламы в России.
4. Сравнить социальную рекламу в России и за рубежом.
5. Проанализировать наиболее яркие рекламные проекты в области социальной рекламы.
6. Провести социальный опрос.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность социальной рекламы………………………………………………5
1.1. Понятие социальной рекламы………………...…………………………..5
1.2. Становление и развитие социальной рекламы в России.………………..6
1.3. Классификация социальной рекламы…………………………..………..9
1.4. Социальная и коммерческая реклама: сходства и различия……….......10
1.5. Сравнительные аспекты российской и американской социальной рекламы...............................................................................................................12
2. Анализ рынка социальной рекламы в России………………………………17
2.1. Проблемы эффективности социальной рекламы в России………….....17
2.2. План проведения маркетингового исследования…………………...…..18
2.3. Отчет о проведении маркетингового исследования…………………....20
2.3.1. Методология исследования………………………………………….20
2.3.2. Группировка и классификация данных анкетного опроса……...…20
2.3.3. Анализ современных социальных проектов в России……………..21
2.3.4. Выводы и рекомендации…………………………………………......26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31
Приложение 1.……………………………………………………………………33
Приложение 2…………………………………………………………………….34
Приложение 3…………………………………………………………………….35
Приложение 4…………………………………………………………………….36
Приложение 5…………………………………………………………………….37
Приложение 6…………………………………………………………………….38
Приложение 7…………………………………………………………………….39
Приложение 8…………………………………………………………………….40
Приложение 9…………………………………………………………………….41
Приложение 10…………………………………………………………………...42
А Константин Гаранин, креативный директор агентства Reclamafia, подчеркивает, что у российской социальной рекламы нет долгосрочной стратегии. Это точечные удары, а не продуманный действенный план. "Ролики оторваны от людей - они не цепляют", - добавляет он. Арт-директор Reclamafia также заметил, что западные социальные кампании, в отличие от отечественных, высокобюджетны. В результате вливания финансовых средств получаются шокирующие, берущие за живое работы [2].
По словам вице – президента СССР А. Алексеева, нынешняя социальная реклама, в том числе по уровню «креативного исполнения напоминает какие-то обои», т.е. является некачественной и неэффективной. Но, по словам одного из столичных чиновников, сегодня власти готовы вкладывать деньги в социальную рекламу. Кроме того, по его же словам, уже в ближайшее время планируется затратить два миллиона долларов на рекламную кампанию против наркотиков и рекламную кампанию, направленную на повышение толерантности.
На что А. Алексеев считает, что пока процесс расходования средств, выделенных на социальную рекламу, не станет прозрачным от начала и до конца, от суммы в два миллиона на производство и размещение рекламы будет оставаться не более 150-200 тысяч долларов, а в таких условиях можно с уверенностью говорить о том, что в нашей стране социальной рекламе не быть.
Финансовая составляющая для российской социальный рекламы имеет отнюдь не последнее значение. Предворитель в жизнь детских социальных проектов Елена Тополева, возглавляющая Агентство социальной информации смогла озвучить сумму, которая была затрачена на популярную детскую кампанию "Быть рядом - просто!". Учитывая то, что проект был реализован лишь на треть, его бюджет составил порядка 3,5-4 миллионов рублей. Все каналы, кроме "Первого" и "России", транслировали ролики проекта. Тополева делится, что на центральных телеканалах даже не отвечали на письма и не хотели "возиться" с данной социалкой.
По словам директора Фонда поддержки социальных и информационных программ государственных ведомств "Народная инициатива" Алексея Белозерова, любой медиаканал - это бизнес. "Именно поэтому многие СМИ не хотят размещать социальную рекламу. Это вопрос одной плоскости - понимания задач бизнеса и медиа". Если же поинтересоваться у самих СМИ, отчего они социальную рекламу не размещают и об общественном благе не радеют, ответ будет кратким: рекламу не несут.
Министерства заказывают рекламные кампании крайне редко и бессистемно, потому что нет ни четкого понятия, какие темы и в каком объеме должны освещаться прежде всего, ни денег собственно на производство. По мнению пресс-секретаря СССР Станислава Бочкова, наиболее профессионально и последовательно социальной рекламой занимается Министерство по налогам и сборам.
Зачастую социальная реклама в России часто не может дойти до своего адресата.
В виде рекомендаций можно предложить варианты мотивации для рекламных агентств:
Необходимо попытаться пробудить интерес рекламщиков и СМИ. Можно заинтересовать сделать ролик бесплатно, если законодательно предусмотреть льготы, например, освободить от части налогов.
Мотивацией может стать и возможность освоения нового рынка. Часто агентства приобретают репутацию на определенной теме, к примеру, на воде - спрайт, кола и так далее, но в других областях их не знают. Социальная реклама - прекрасный способ заявить о солидности фирмы.
Один из способов привлечь солидные фирмы - объявить тендер. Например, министерством печати выделяются бюджетные средства на гранты на изготовление роликов, правда, лишь в сфере электронных средств массовой информации - радио, телевидения и Интернета. Однако об этих грантах, как утверждают рекламщики, никто до последнего времени ничего не слышал, и они лежали и продолжают лежать под сукном.
Так же, можно ввести ряд льгот для СМИ. В этом случае соцреклама вполне могла бы быть механизмом поддержки конкурентоспособной прессы. Сегодня господдержка прессы состоит в частичном освобождении от НДС. То есть ее объектом становятся издательские дома, а не социально незащищенные группы населения, как должно быть на самом деле. Такая система особенно эффективна для только родившихся газет, которые еще не обзавелись большим количеством рекламодателей, но рекламный макет у них уже разработан - пустое место может замещаться социальной рекламой.
Важно и то, что подобное финансирование может осуществляться и не за счет бюджетных средств. К примеру, в той же Великобритании идет ролик, призывающий следить за исправностью встроенного сигнала о пожаре. Дело в том, что большинство людей размещает это устройство на кухне, и когда сирена реагирует на пар от готовки и начинает завывать, взбешенные владельцы квартир порой выводят ее из строя и забывают сменить. Ролик, напоминающий о необходимости противопожарной безопасности, финансируется за счет производителей батареек для устройства либо самих устройств. При этом предложение о финансировании делается всем производителям.
Вариант - реклама может заказываться сторонней компанией. Как, например, в США: фирма - производитель косметики Avon финансировала создание и размещение роликов о раке груди. Схожая ситуация с распространением различных листовок - их можно разложить в ведомствах, но сомнительно, что кто-либо там их будет брать. Поэтому есть необходимость договориться о системе распространения с супермаркетами. Чтобы получать отклик на рекламу, заполнивших ту или иную листовку (80% рекламных посланий содержат электронный адрес либо телефон, то есть предоставляют возможность обратной связи) государство освобождает от одной из самых утомительных процедур - самостоятельного заполнения налоговой декларации.
Иными словами, если рассматривать сегодня Россию как продукт, который необходимо продать, задача состоит не столько в госфинансировании, сколько в создании координационного центра. Необходимо финансировать производство, а может быть, и размещение социальной рекламы, фактически заручившись предварительной поддержкой телеканалов в том, что компания, которая получит средства от государства, будет снимать ролики с участием либо с постоянной координацией со стороны телекомпаний, в эфире которых они будут размещаться. Тогда этот механизм будет жизнеспособным. Государство должно оплачивать эти заказы непосредственно деньгами, а не льготами или преференциями. Эти деньги должны поступать исполнителям заказа на основе открытого конкурса, условия которого известны всем желающим [6].
Заключение
В ходе работы удалось раскрыть основную цель: определить сущность социальной рекламы в России. Для чего были наиболее полно отражены следующие аспекты:
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Становление социальной рекламы было значительно заторможено и долгое время прикрыто политической рекламой в связи с особенностями исторического развития России. На сегодняшний момент невозможно дать окончательную оценку состоянию рынка социальной рекламы в России только в силу того, что это достаточно новое понятие для нашего рынка и есть как положительные, так и отрицательные моменты.
К сожалению, пока в России нет достаточного количества профессиональных кадров в области социальной рекламы, минимизированы расходы со стороны государства на проведение социальных проектов, практически отсутствует безвозмездная помощь в тиражировании и трансляции социальной рекламы в СМИ. Но все же основная проблема заключается в особенностях российского менталитета, в особенностях восприятия социальной рекламы. Россияне в отличие от европейцев серьезно не относятся к социальной рекламе, иногда и вовсе не замечая ее.
Среди позитивных моментов хотелось бы отметить все возрастающее внимание к социальным проблемам со стороны государства, создание форумов и конференций, посвященных решению проблем социальной рекламы в России, привлечение зарубежных специалистов и лучших рекламных агентств России. В целом так же стоит отметить, что объем социальной рекламы за последние два года вырос более чем в два раз.
Но говорить с уверенностью о дальнейшем перспективном развитии рынка социальной рекламы в России не может никто, даже эксперты и аналитики.
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10