Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:00, курсовая работа
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г. Основателем классической теории управления считается Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОГАНИЗАЦИИ
1.1. Теории управления о роли человека в организации
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов. Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г. Основателем классической теории управления считается Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.
Основные взгляды Тейлора изложены в книгах "Управление предприятием" (1903), "Принципы научного управления" (1911). Основные идеи указанных работ:
- роль менеджеров;
- стимулирование и
- нормирование работ.
В работах Ф.Тейлора также приводятся качества, которыми должен обладать хороший управленец:
- ум;
- образование;
- опыт;
- такт;
- сообразительность;
- честность;
- здравый смысл;
- здоровье.
Главная идея Ф.Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т. е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Таким образом, заслуга Ф.
Тейлора и его последователей
заключается в утверждении
- исследование каждого отдельного вида деятельности;
- отбор работников для
выполнения определенных
- обеспечение работников необходимыми ресурсами;
-систематическое и правильное использование методов стимулирования;
- выделение, планирование
в отдельный процесс
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером, теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем (1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них функции:
1. Планирование;
2. Организация;
3. Мотивация;
4. Контроль;
5. Координация.
Принципами сформулированными А. Файолем предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджера.
Принципы управления по Файолю:
1. Разделение труда - перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
2. Полномочия и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
3. Дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
5. Единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
6. Подчинённость интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
9. Скалярная цепь - «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок - рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость - уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмент а.
13. Инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
14. Корпоративный дух - сплочённость работников, единство силы.
А. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.Теории «человеческих отношений» стали применяться с начала 1930 г.
Разрабатывая теорию «человеческих отношений», Мейо ставил следующие цели:
- повысить уровень мотивации человека к труду;
- психологически подготовить
работника к принятию
- улучшить качество
- развивать сотрудничество
среди работников и их
- содействовать личностному развитию работника.
1.2. Концепция управления персонала
Концепция управления персоналом
- система теоретико-
Методология управления персоналом
предполагает рассмотрение сущности персонала
организации как объекта
Система управления персоналом
предполагает формирование целей, функций,
организационной структуры
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
В ряде организаций формируются системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.
Подсистема линейного
руководства осуществляет управление
организацией в целом, управление отдельными
функциональными и
Подсистема планирования
и маркетинга персонала выполняет
следующие функции: разработка кадровой
политики и стратегии управления
персоналом, анализ кадрового потенциала,
анализ рынка труда, организация
кадрового планирования, планирование
и прогнозирование потребности
в персонале, организация рекламы,
поддержание взаимосвязи с
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.
Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.
Подсистема управления развитием
персонала осуществляет: обучение,
переподготовку и повышение квалификации,
введение в должность и адаптацию
новых работников, оценку кандидатов
на вакантную должность, текущую
периодическую оценку кадров, организацию
рационализаторской и изобретательской
деятельности, реализацию деловой карьеры
и служебно-профессионального
Подсистема управления мотивацией
и стимулированием труда
Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования.
Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся структуры управления, проектирование новой структуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой структуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.
Подсистема информационного
обеспечения системы управления
персоналом выполняет следующие
функции: ведение учета и статистики
персонала, информационное и техническое
обеспечение системы управления
персоналом, обеспечение персонала
научно-технической
1.3. Методы построения системы управления персоналом
Для построения системы управления персоналом организации существуют две группы методов:
1. методы, характеризующие
требования к формированию
2. методы, определяющие направления развития системы управления персоналом.
Одним из основных
методов построения системы
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы - на функции, функции - на процедуры. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, синтезировать то, что было расчленено. При этом могут использоваться логические, графические и цифровые модели.
Метод последовательной подстановки
позволяет изучить влияние на
формирование системы управления персоналом
каждого фактора в отдельности,
под действием которых
Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием в прошлом периоде. Сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности.
Информация о работе Совершенствование ценовой политики на хлебокомбинате