Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:59, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Введение……………………………………………………………….....
1 Теоретические основы управления маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.1 Научный подход к управлению маркетинговой
деятельностью……………………………………………………………
1.2 Организация маркетинговой деятельности в рыночных
условиях………………………………………………………………….
1.3 Эффективность организации маркетинговой
деятельности в конкурентных условиях……………….……………....
2 Оценка маркетинговой деятельности торгового
предприятия (ООО «Омега-97»)………………………………….…….
2.1 Общая характеристика торговой деятельности
предприятия……………………………………………………….……..
2.2 Анализ маркетинговой деятельности торгового
предприятия……………………………………………………….……..
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
торгового предприятия…………………………………………….……
3 Пути совершенствования управления маркетинговой
деятельностью торгового предприятия…………………………..……
3.1 Направления повышения эффективности
маркетинговой деятельности………………………………………..…
3.2 Планирование маркетинговой деятельности на предприятии…...
3.3 Эффективность совершенствования маркетинговой
деятельности торгового предприятия………………………….…..….
Заключение…………………………………………………….……..…
Список использованных источников…………………
Уважаемые члены государственной комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломный проект на тему «Совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия в рыночных условиях на примере ООО "Фирма"Омега-97" города Ставрополя.
Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Объект исследования – ООО "Фирма"Омега-97", являющееся супермаркетом города Ставрополя.
Предмет исследования – маркетинговая деятельность ООО "Фирма"Омега-97".
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях ускорения и усложнения процессов, происходящих на рынке, предприятию необходимо вырабатывать качественно новые приемы решения возникающих проблем управленческого и иного характера. Решению таких проблем и призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
Маркетинг (от английского market — рынок) — это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых и реализуемых товаров и услуг
Сущность маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга, представленые на рисунок 1. Именно эти принципы раскрывают главные, наиболее характерные сущностные признаки маркетинга.
На рисунке 2 показаны основные сферы применения маркетинга.
Передем к рассмотрению объекту нашего исследования. Основной вид деятельности ООО "Фирма "Омега-97" – это реализация продуктов питания и продуктов народного потребления. На рисунке 3 приведена организационная структура управления предприятием, из которого видно, что на данном предприятии она является линейно-функциональной.
Кратко охарактеризуем финансовую ситуацию, сложившуюся на прдприятии. Из данных таблицы 1 видно, что выручка в среднем за период с конца 2004 по конец 2006 года выросла на 232%, то есть более чем в два раза или на 39 миллионов 516 тысяч рублей. Себестоимость в среднем выросла на 221%. В 2006 году, валовая прибыль составила 15 миллионов 970 тысяч рублей. Чистая прибыль в 2006 году составила 1 млн. 294 тыс. рублей. При этом прибыль на одного сотрудника составила 24 400 рублей.
Передем непосредственно к рассмотрению организация маркетинговой деятельности на исследуемом предприятии. В таблице 2 приведены данные для расчета интегрального показателя конкурентоспособности исследуемого предприятия и его главных конкурентов. Из таблицы видно что супермаркет «Патерсон», занимает второе место по уровню конкурентоспособности. Доли, занимаемая на рынке ООО "Фирма"Омега-97" и его конкурентами приведена на рисунке 4.
В соответствии с тем, что исследуемое предприятие относится к сфере продаж товаров массового потребления и с учетом данных, полученных путем анализа SWOT-таблицы, приведенной в таблице 3, можно сделать заключение, что предприятию необходимо придерживаться стратегии массового маркетинга, с целью привлечения как можно большего числа покупателей.
Результаты анализа финансово-
Прежде чем пытаться внедрять какие-либо совершенствования маркетинговой деятельности, необходимо узнать существуют ли условия для реализации маркетинговых преобразований. Для этого мы оценили готовность предприятия к таким изменениям. На основании полученной оценки, путем использования методики разработанной московской аудиторской компанией «Полимекс», можно сделать следующий вывод: компания в целом готова, во-первых, к формированию единой службы маркетинга, а, во-вторых, к реализации самой маркетинговой стратегии.
Нами предлагается четыре пути совершенствования управления маркетинговой деятельностью ООО "Фирма "Омега-97. Кратко их осветим.
1. Создание единой маркетинговой службы на предприятии
Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся негативной ситуации в сфере маркетинга на предприятии, должно быть формирование единой службы маркетинга, состоящей из специалистов–маркетологов достаточно высокой квалификации.
На рисунке 5 представлена организация маркетинговой службы по товарному принципу, которая в наибольшей степени отвечает критериям максимально эффективной службы маркетинга для ООО "Фирма"Омега-97" на данный момент.
Как видно из таблицы 4 предположительные затраты предприятия на создание единой маркетинговой службы на предприятии составят 257 868 рублей.
2. План программы продвижения товара.
Продвижение должно сформировать у потребителей определенный уровень знаний о продукции ООО "Фирма"Омега-97", побудить потребителей обратиться за покупкой именно в супермаркет "Патерсон", стимулировать сбыт продукции, сделать из потенциальных покупателей постоянных клиентов. В разработанный план программы продвижения товара входит: мобильный маркетинг, промоушен, наружная реклама, полиграфия, анкетный опрос, СМИ, программы лояльности.
Предположительные затраты предприятия на план программ продвижения товара составят 628 220 рублей.
3. Применение методики эффективного управления ассортиментом
Ассортимент магазина, на наш взгляд
способен активно влиять на уровень
продаж товара. Широкий ассортимент
товара, может удовлетворить самые
неожиданные запросы
Из рисунка 6 видно, что наибольший доход дает продажа недорогих товаров. Однако, совокупный доход, который составляет сумму, выделенных на графике площадей значительно больше. Естественно желание каждого продавца охватить весь ценовой спектр, что бы удовлетворить потребности всех категорий покупателей, однако при этом возникает ряд проблем, связанных с нехваткой рабочего пространства витрин, стеллажей и прилавков.
Вторым неудовлетворительным фактором является то, что в часы пиковых нагрузок возникают очереди из-за превышения пропускной способности магазина, что наглядно демонстрирует рисунок 7. Возможно так же временное отсутствие товара в продаже, не из-за того, что его нет в магазине, а из-за того, что ограниченное пространство не позволяет выложить товар в необходимом количестве. Обычно в утренние часы ощущается нехватка товаров дешевого ассортимента, а в вечернее время более дорогих, данные о распределение покупателей по уровню дохода и времени совершения покупки приведены на рисунке 8. Отсутствие товара в зале это упущенная выгода для магазина и элемент недовольства со стороны покупателей.
Нами предлагается слдующий способ решения данной проблемы.
В ходе анализа покупателей исследуемого предприятия было обращено внимание на то, что люди с различными уровнями доходов не только посещают магазины в разное время, но и совершаемые ими покупки товаров в одной товарной группе относятся к разным частям ценового спектра. Учитывая эти факты, можно с большой долей уверенности сказать, что товары дешевого ассортимента будут лучше продаваться в утренние и дневные часы. Товары средней ценовой группы в дневное и вечернее время, а дорогие товары в вечернее время.
Исходя из этого, можно формировать ассортимент каждой товарной группы исходя из времени суток, как показано на рисунке 9, что позволит максимально эффективно использовать имеющиеся торговые площади и максимально удовлетворить потребности покупателей. Но это вовсе не значит, что какой то товар будет вообще отсутствовать в продаже. В продаже присутствует весь ценовой спектр товарной группы, однако центр тяжести его смещается в зависимости от времени работы магазина и спроса покупателей.
4. Практический метод разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации (на основе модифицированной матрицы БКГ)
Предлагаемая методика позволяет модифицировать матрицу БКГ таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить ее основные достоинства, включая простоту визуального восприятия и привычную терминологию, а с другой стороны - использовать при ее построении количественную информацию, которая абсолютно всегда доступна, точна и достоверна, а именно - внутреннюю информацию предприятия.
На рисунке 10 наглядно показана товарная структура ООО "Фирма "Омега-97" в 2006 году. Полученная в результате преобразования матрица приведена на рисунке 11, квадранты получены путем разделения поля по значениям Т (удельный вес группы в тренде, %) и К (удельный вес товарооборота группы продукции в общем товарообороте), равным 20%. При таком делении, сохраняется сущность и терминология матрицы БКГ.
Данных полученных с помощью модифицированной матрицы БКГ позволяют дифференцированно подбирать стратегию для каждой товарной группы.
Как и любое изменение в
Единой общепризнанной и научно доказанной методологии по расчету влияния изменений в управлении на итоговые показатели работы предприятия не существует, однако на основании исследований отечественных и зарубежных ученных было сделано заключение о том, что совершенствование системы управления предприятием в общем счете дает прирост дохода около 30 процентов; совершенствование же маркетинговой деятельности ведет к увеличению прибыли в среднем на 10 процентов. Именно этого показатель мы использовали в наших расчетах.
После всех проведенных расчетов, можно сделать вывод, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на маркетинговые мероприятий в 886 088 рублей увеличили товарооборот на 7 090 592 рублей.
Осуществляемые затраты будут окупятся чуть более месяца, и один вложенный рубль в проведение намеченных маркетинговых преобразований и мероприятий даст прирост к выручке в восемь рублей.
Необходимо отметить, что для удержания своих позиций на рынке предприятию необходимо поддерживать широкий ассортимент предлагаемой продукции, вести тщательно продуманную ценовую политику, выбирать наиболее оптимальных поставщиков и, конечно же, применять все возможные методы формирования и стимулирования спроса покупателей.
При использовании рекомендаций предложенных в данном дипломном проекте, предприятие сможет значительно увеличить получаемый доход, и возможности для дальнейшего развития.
Благодарю за внимание
ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД!