Совершенствование системы планирования кафе "Легенда"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:17, курсовая работа
Описание работы
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания
того, что необходимо делать для ее эффективного развития и
функционирования. Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития
организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее
развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
Содержание работы
Введение......................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации....5
1.1 Сущность и цели планирования................................................................5
1.2 Классификация планирования...................................................................6
1.3 Основные принципы планирования..........................................................8
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации......................10
1.5 Понятие и виды плана...............................................................................14
1.6 Методы планирования ….........................................................................17
2. Анализ системы планирования в кафе "Легенда"..............................................19
2.1 Характеристика предприятия...................................................................19
2.2 Характеристика системы планирования кафе "Легенда"......................23
3. Совершенствование системы планирования кафе "Легенда"...........................24
3.1 Формулирование миссий и целей............................................................24
3.2 Разработка стратегии кафе "Легенда".....................................................25
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования...........27
Заключение................................................................................................................31
Список литературы...........................................
Файлы: 1 файл
1
Содержание
Введение......................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации....5
1.1 Сущность и цели планирования................................................................5
1.2 Классификация планирования...................................................................6
1.3 Основные принципы планирования..........................................................8
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации......................10
1.5 Понятие и виды плана...............................................................................14
1.6 Методы планирования ….........................................................................17
2. Анализ системы планирования в кафе "Легенда"..............................................19
2.1 Характеристика предприятия...................................................................19
2.2 Характеристика системы планирования кафе "Легенда"......................23
3. Совершенствование системы планирования кафе "Легенда"...........................24
3.1 Формулирование миссий и целей............................................................24
3.2 Разработка стратегии кафе "Легенда".....................................................25
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования...........27
Заключение................................................................................................................31
Список литературы...................................................................................................33
2
Введение
Планирование в организации - это одна из функций управления, которая
представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм
собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение
приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет
факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов.
Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных
экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости),
законов рыночной экономики.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания
того, что необходимо делать для ее эффективного развития и
функционирования. Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития
организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее
развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой
организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и
проч.;
- правильной оценки конкурентоспособности организации;
- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит
конкурентоспособность организации.
Основное содержание планирования как функции управления
организацией состоит в обоснованном определении основных направлений
деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и
спроса рынка.
Планирование деятельности организации предусматривает разработку
комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения
конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного
3
использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.
Актуальность данной работы определяется тем, что современным
предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды,
необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и
возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является
непременным условием для дальнейшей выработки последовательности
действий по постановке целей и их реализации.
Объект исследования: система планирования в организации.
Предмет исследования: процесс планирования в кафе "Легенда".
Цель работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования
деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию
системы планирования на примере кафе "Золотая рыбка".
Задачи работы:
1) провести анализ литературы по теме исследования;
2) рассмотреть сущность, цели, классификацию, основные принципы, этапы,
методы планирования;
3) выделить виды плана;
4) проанализировать систему планирования в кафе "Легенда";
5) разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы
планирования в кафе "Легенда".
Теоретической и методологической основой написания данной работы
послужили:
инструктивные
и
методологические
материалы,
общеэкономическая, периодическая и специальная литература, внутренняя и
внешняя отчетности и др.
4
1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности
организации
1.1 Сущность и цели планирования
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет
собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно
посредством планирования руководство организации стремится установить
основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат
единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает
основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса
реализации целей организации.
Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов,
средств и методов их достижения.
По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на
следующие три вопроса:
1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
2. В каком направлении хочет двигаться организация?
3. Каким образом организация собирается сделать это?
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их
достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения
эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для
выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей
предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к
снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Основная цель планирования - интеграция всех членов организации для
решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное
достижение конечных результатов .
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития
всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный
5
период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для
решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении
заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы,
обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования
и развития всей организации в целом.
1.2 Классификация планирования
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
1. По степени охвата сфер деятельности :
- общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности
предприятия;
- частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
2. По содержанию (видам) планирования:
- стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных
предпосылок;
- оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода
производства.
- текущее - планирование, в котором увязываются все направления
деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на
предстоящий финансовый год.
3. По объектам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование финансов;
- планирование кадров.
4. По периодам (охвату отрезка времени):
- краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы
предприятия;
- среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет
6
- долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.
5. По возможности внесения изменений:
- жесткое - не предполагает внесения изменений;
- гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.
В качестве оценки эффективности планирования используют несколько
критериев:
- полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех
подразделений предприятий;
- непрерывность планирования;
- гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки
планов;
- возможность контроля за выполнением плана;
- экономичность планирования;
- точность планирования.
Весь процесс планирования в экономической организации можно
разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования,
процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное
обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в
предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития
предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает
направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать
структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей,
планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как
наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента
продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный
период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого
подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая
7
политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм
материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает
разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на
достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки
оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в
частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по
производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями
текущего плана производства являются календарные планы (месячные,
квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную
конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным
планами.
В
календарных
планах
предусматриваются
расходы
на
реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение
новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.
1.3 Основные принципы планирования
Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно.
К основным принципам планирования относятся следующие:
Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая
проявляется в придании планам способности менять свою направленность с
целью противодействия возможному или действительному уменьшению
эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что
предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв
(денежный, производственные мощности, площади).
Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться
непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет
вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.
Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию.
Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части
организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от
8
остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в
организации
существуют
разнообразные
относительно
обособленные
подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна
действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен
быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно,
согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем
выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.
Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого,
который обеспечит максимальную эффективность функционирования
предприятия.
Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов
системы планирования.
Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных
целей.
Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и
детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной
реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.
9
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на
несколько основных этапов:
Процесс
составления
планов,
или
непосредственный
процесс
планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и
способах их достижения. Результатом процесса планирования является система
планов.
Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой
деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных
результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для
корректировки действий организации в нужном направлении.
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей
деятельности фирмы. Процесс планирования состоит из ряда этапов,
следующих друг за другом.
Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации.
Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них,
которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и
отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы
будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей
деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления
целей предшествует анализу среды.
Стратегический анализ: фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и
результаты исследований факторов внешней и внутренней среды
(ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв
между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются
различные варианты стратегии.
Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
10
Подготавливается окончательный стратегический план деятельности
фирмы.
Среднесрочное планирование: готовятся среднесрочные планы и
программы.
На основе стратегического плана и результатов среднесрочного
планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Процесс выполнения плана.
Контроль за выполнением плана.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с
прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до
реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к
переформулированию плана) связью.
Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым
oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы -
нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия -
cтepжeнь фирмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для
кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм
пepиoдe.
В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция
филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия организации
oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми
opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.
В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя
кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй
пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe,
pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя
oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй.
Содержание миссии может включать в себя следующие основные
пункты:
11
- описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;
- xapaктepиcтики pынкa - opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx
пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;
- цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти;
- тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв,
иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;
- филocoфия: здecь дoлжны быть выpaжeны бaзoвыe взгляды и цeннocти
opгaнизaции, cлyжaщиe ocнoвoй для coздaния cиcтeмы мoтивaции;
- внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeт
coбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe
cлaбocти, cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;
- внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж.
Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк
тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй
выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм.
Миссия организации является важнейшей составляющей планирования
развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания,
как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии,
устанавливаемой высшим руководством.
Формулировка миссии компании должна отражать предвидение
компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет.
Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет,
реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует
переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или
противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии
предприятия должна содержать следующее:
- задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий,
основных рынков и основных технологий;
12
- внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие
принципы предприятия;
- культура организации.
Формулирование миссии - это формулирование основной цели компании:
чего она хочет достичь в самом широком смысле.
Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных
возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В
теории управления цели организации подразделяются на цели общие,
разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые
по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей
стратегии.
1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы;
должны быть разработаны на длительную перспективу; определять основные
направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и
увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.
2. Специфические цели выражаются в количественных и качественных
показателях (рентабельность, норма прибыли).
3. Другие специфические цели (подцели):
- по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения,
объем сбыта);
- научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции,
технологический уровень);
- производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов,
новая и усовершенствованная продукция);
- финансы (структура и источники финансирования, методы распределения
прибыли, минимизация налогообложения);
Цели должны быть:
- конкретными и измеримыми;
13
- ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные,
краткосрочными);
- достижимыми;
- совместимыми.
Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно
зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой
фирмы сводятся к следующему:
1) повышение контролируемой доли рынка;
2) предвидение требований потребителя;
3) выпуск продукции более высокого качества;
4) обеспечение согласованных сроков поставок;
5) установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
6) поддержание репутации фирмы у потребителей.
В заключение следует отметить, что для достижения компанией
поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации,
которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.
1.5 Понятие и виды плана
Результатом процесса планирования является система планов. План
включает основные показатели деятельности, которые должны быть
достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций
для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна
играть в процессе достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется
комплексный характер системы планов, которую можно разделить на
следующие элементы:
1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом
фирмы (часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы,
составленные в продолжение стратегического плана.
2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав
14
фирмы.
3. Оперативные планы организации:
- общефирменные планы текущей деятельности, так называемые
"хозяйственные планы", или "планы прибыли", рассчитываются на один год.
С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и
поставляются на рынок;
- текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют
общефирменные планы текущей деятельности.
Помимо планов результатами процесса планирования являются
программы (или планы-программы) и проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели,
определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий.
Составной частью стратегического плана является политика организации. В
стратегический
план
входят
глобальные
программы
организации.
Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более
низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом
плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами.
Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов
более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых
для решения задач оперативного планирования.
Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как
наступательные,
либо
как
оборонительные.
Наступательные
планы
предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг,
выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства.
Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким
экономическим потенциалом фирмы.
Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются
оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на
рынке и предупреждение банкротства фирмы.
15
План развития организации, являясь выражением наступательных планов,
включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер
деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые
позиции.
План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде
бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный
план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от
ненужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают
препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных
или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая
собственность, отдельные организационные единицы.
Характерной для экономической организации является разработка
программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из
важных аспектов жизни экономической организации. Это могут программы по
совершенствованию технологии, программы организации контроля качества,
программы учета движения запасов и другие.
Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на
определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют
установленную стоимость, график выполнения, включают технические и
финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной
проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на
рынок новых продуктов и услуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности
проектов при определении точных сроков выполнения и конкретных
характеристик нового товара. В форме проекта обычно составляется
бизнес-план.
Кроме указанных видов плановых документов организация должна
составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации
планирования на предприятиях: план организации планирования, планы
действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи,
16
программы оценки планов.
1.6 Методы планирования
Методы планирования представляют собой способы преобразования
экономической информации с целью определения темпов и оптимальных
пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее
эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают
обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной
деятельности организации.
Основные методы планирования - балансовый, нормативный, индексный,
расчетно-аналитический
(экономико-статистический),
экономико-математическое моделирование.
Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет
путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в
наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические
потребности. Построение различных балансов позволяет определить
возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом
периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть
резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из
отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов,
с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах - с другой. Экономическое
обоснование показателей этих статей представляет собой сложный
самостоятельный этап планирования с применением различных методов.
Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором
увязываются источники денежных доходов и направления расходов.
Применение балансового метода при планировании деятельности
ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск
продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами.
В
планировании
применяется
также
нормативный
метод,
предполагающий
использование
при
расчете
показателей
плана
17
технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину
этих
показателей.
Технико-экономические
показатели
характеризуют
рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм
и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема
услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при
планировании, не являются постоянными. Этот метод применяется при
планировании издержек организации. При этом используются нормы расхода
электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченности
МБП и т.д. планировании численности работников базируется на нормах
обслуживания, нормах выработки.
При планировании используются различные индексные построения,
которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные
на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами.
Как правило, индексные построения отражают взаимосвязь между тремя
индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти
третий.
В
практике
планирования
широко
применяется
расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при
разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа
их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между
показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися
ресурсами.
Экономико-математическая модель - выражение существенного в
изучаемом процессе в математической форме (в форме уравнений, неравенств,
их систем). Модель должна выражать главное - закономерности и основные
взаимосвязи, решающие факторы и условия.
18
2. Анализ системы планирования в кафе "Легенда"
2.1 Характеристика предприятия
Организацией, рассматриваемой в данной курсовой работе, является кафе
"Легенда" (г. Пермь).
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом,
созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в
целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом,
учредительными документами и законодательством РФ.
Предприятие
самостоятельно
осуществляет
свою
деятельность,
распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его
распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Вид деятельности предприятия - розничная торговля, организация
общественного питания.
Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими
предприятиями г. Пермь и области на поставку продуктов питания.
Предприятие может закупать товары у различных российских юридических и
физических лиц. Источниками формирования финансовых результатов
предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства
целевого финансирования.
На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального
развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его
имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных
средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный
размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников.
Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно
штатному расписанию.
19
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в
порядке, установленном законодательством РФ.
Хозяйственно-финансовая деятельность кафе "Легенда" характеризуется
следующими данными:
Размер товарооборота предприятия достиг в 2013 г. 521,4 млн. руб. и
увеличился по сравнению с 2011 г. на 14,6%. В товарообороте предприятия
преобладающую долю занимают продовольственные товары. Так, в 2013 г. их
удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю
непродовольственных товаров (табачные изделия, печатная продукция)
приходится
только 6%
от общей суммы товарооборота.
Среди
продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, салатов,
ликероводочной продукции и др.
Кафе "Легенда" имеет хозяйственные связи со многими поставщиками.
Всего от предприятий в 2013 году поступило в предприятие товаров на 52,14
млн. руб. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2011 годом на
19,3% или на 5,13 млн. руб.
За 2013 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 6,5 млн.
руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе
закуплено мяса — 3,5 тонн, овощей - 1 тонна, муки - 17 тонн.
Средний срок реализации товаров в 2013 году составил 35 дня. По
сравнению с 2011 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные
запасы, замедлилась на один день (2011 год - 34 день). Это повлияло на
ухудшение финансового состояния предприятия, так как замедление
оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы и снижение
прибыли.
На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатков товаров в
предприятии на начало и конец 2013 года. Если на начало года сумма остатков
возросла на 4,02 млн. руб., то на конец года - на 1,45 млн. руб. Увеличение
остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного
20
товарооборота товарными ресурсами.
Большое влияние на развитие товарооборота кафе "Легенда" оказывают
состояние, развитие и использование материально-технической базы
предприятия. В 2013 году была проведена реконструкция обеденного зала. В
результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке
обеденного зала удалось получить дополнительно 20 кв. м. полезной площади.
В 2013 году общая полезная площадь составила 400 кв. м., в том числе площадь
обеденного зала - 200 кв. м. Обеденный зал и складские помещения
предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми
аппаратами, электронными весами и др.
Эффективность
использования
материально-технической
базы
предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 кв. м. полезной
площади. Этот показатель составил за 2013 год 7,8 млн. руб., а в 2011 году он
был равен 6,6 млн. руб.
Использование материально-технической базы торговли непосредственно
связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их
работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного
перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до 24
часов.
В предприятии работает 35 человек, из них 21 являются официантами.
Удельный вес официантов в общей численности работников предприятия
составляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношение между
численностью официантов и административных работников изменилось в
пользу официантов (в 2008 году - 81%). Растет эффективность труда
официантов. Если в 2011 году на одного официанта приходилось 13,1 млн. руб.
товарооборота, то в 2013 году — 14,2 млн. руб. За счет роста эффективности
труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет
увеличения численности официантов (экстенсивный фактор) - 26,7%.
Предприятие уделяет особое внимание осуществлению режима
21
экономии. Уровень издержек обращения составил в 2013 г. 16,75% к
товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 0,22% к
обороту (2011 г. - 16,97%), что позволило за счёт этого получить больше
прибыли на 0,7 млн. руб. Издержки обращения (расходы на продажу)
распределяются на остаток товаров и реализацию пропорционально покупной
стоимости товаров.
Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок и прочих
внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившемся
уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию
рентабельность 2,85% к обороту. За 2013 г. предприятие получило прибыли
8,85 млн. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота,
рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по
предприятию.
По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2011 г.,
активы кафе "Легенда" составили на конец года 44,29 млн. руб. За год они
возросли на 14,09 млн. руб.
Увеличение
валюты
баланса
свидетельствует
о
расширении
хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение
произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 10,86 млн. руб.
Недвижимое имущество возросло за год на 3,23 млн. руб.
В кафе "Легенда" разработана ценовая политика: для детских
дошкольных учреждений наценка 20%, столовым общеобразовательных школ
до 45%. На основании полученного товарооборота и среднего % наценки
определяется доход предприятия, который и является выручкой от продажи.
На начало года кафе "Легенда" испытывало недостаток собственных
оборотных средств, но в результате предпринятых мер по привлечению средств
достигнут излишек средств в обороте и 3,94 млн. руб. Это создало условия для
досрочного погашения банковских кредитов.
22
2.2 Характеристика системы планирования кафе "Легенда"
Кафе "Легенда" занимается розничной торговлей и организацией
общественного питания. В кафе "Легенда" планы составляются каждый год.
Основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и
незначительное - долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы
планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех
структурных подразделений во главе с директором кафе "Легенда".
Решением основных стратегических задач на предприятии занимается
бывший директор кафе "Легенда". До этого в его ведении находилось
управление оперативными вопросами.
Но как таковое стратегическое планирование в кафе "Легенда"
отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней
среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для
дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать
комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться
предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели
развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим
для кафе "Легенда". К числу слабых сторон кафе, о которых будет говориться
чуть позже, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая
программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает
направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать
структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей,
планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Учитывая прошлый опыт кафе, организация сталкивалась с факторами,
которые вызывали необходимость отказа от жесткой системы планирования и
перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с
разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются
главные цели, их ресурсное и финансовое обеспечение, методы достижения
целей и решения возникающих проблем.
23
3. Совершенствование системы планирования кафе "Легенда"
3.1 Формулирование миссий и целей
Разработка миссии фирмы является первым этапом планирования
деятельности организации. Организация существует для того, чтобы добиться
чего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия
организации ясна обычно с самого начала. Однако с течением времени по мере
роста организации, программа может потерять свою четкость. Многие фирмы
разрабатывают миссию своей деятельности. Хорошо проработанная миссия
позволяет сотрудникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в
освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их
значимость, нацеливает на достижения.
В миссии организации должна быть четко указана сфера деятельности
фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары,
технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов.
Миссия организации с позиций рыночной ориентации определяет
предприятия с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных
групп потребителей и удовлетворению конкретных нужд и запросов.
Кафе декларирует следующую философию: наша фирма призвана
удовлетворять постоянно растущие потребности в оказании услуг в области
общественного питания на пермском рынке. В дальнейшем кафе "Легенда"
планирует расширить свою сферу деятельности на прилегающие регионы с
целью лучшего удовлетворения потребностей населения, при этом создавая
дополнительные рабочие места, достигая тем самым, в конечном итоге,
получение большей прибыли. Так же компания стремится выйти на рынок
обслуживания юридических лиц.
Но так как кафе "Легенда" уже долгое время занимается розничной
торговлей и оказанием услуг в области общественного питания, и добилась в
этом деле определенных успехов, то следует продолжать деятельность в этом,
же направлении путем разработки новых меню, улучшения условий
24
обслуживания и т.п.
Таким образом, миссию кафе "Легенда" можно сформулировать
следующим образом: "Самые новые и необычные услуги в области
общественного питания для физических лиц". В рамках данной миссии можно
сформулировать цели, стоящие перед организацией.
Цели - конкретное конечное состояние, к которому стремиться фирма.
Цели кафе "Легенда":
1. Проведение исследования рынка.
2. Разработка новых меню.
3. Удерживать лидирующие позиции среди пермских предприятий
общественного питания.
4. Выход на новые рынки.
5. Привлечь как можно больше клиентов.
6. Повышение профессионализма работников и служащих.
7. Разработка политики продвижения услуг.
8. Обслуживание всех слоев населения.
9. Сотрудничество с российскими и иностранными предприятиями.
3.2 Разработка стратегии кафе "Легенда"
Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно
заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со
стороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются.
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и
угрозы могут переходить в свои противоположности.
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное
использование предоставляемых возможностей и максимально возможную
защиту от угроз. При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые
стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны
соответствовать накопленному потенциалу предприятия. Для того, чтобы
выбрать для кафе "Легенда" наиболее подходящую стратегию, необходимо
25
вспомнить какие стратегии используются современными предприятиями на
сегодняшний день.
Существуют следующие виды стратегий.
Стратегия роста присуща молодым предприятиям любой сферы
деятельности, только начинающим свое восхождение или находящимся на
острие научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные темпы
увеличения масштабов производства, объема выпускаемой продукции или
услуг, измеряющиеся по всем направлениям деятельности десятками процентов
в год. Стратегия умеренного роста характерна для крупных предприятий,
твердо стоявших на ногах и действующих в более традиционных сферах. Здесь
также имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но более
замедленными темпами, на несколько процентов в год. Быстрый рост здесь уже
не нужен и опасен, поскольку из-за большой инерционности в случае
наступления сложных ситуаций могут возникнуть затруднения
в
переориентации, т.е. создается угроза благополучию предприятия.
Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности
возникает в период перестройки предприятия, когда нужно провести его
обновление. Она может иметь глобальный характер, затрагивая предприятие
целиком, или локальный, касающийся лишь ряда подразделений, в то время как
остальные продолжают функционировать в прежнем режиме.
Комбинированная стратегия включает в себя в том или ином
соотношении элементы предыдущих стратегий, когда одни подразделения
растут быстро, другие медленно, третьи стабилизируются, четвертые
сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от
конкретной ситуации могут наблюдаться общий рост, общая стабилизация или
общее сокращение производственного потенциала предприятия.
Таким образом, рассмотрев возможности кафе "Легенда", ее слабые и
сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и
ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно
26
определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации. Так как
компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для
нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение
своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое
проникновение и географическое развитие рынка.
Компании необходимо провести маркетинговое исследование среди
физических и юридических лиц, для того, чтобы определить потребности и
возможности существующих и потенциальных клиентов. Следует пересмотреть
список оказываемых услуг и выяснить, какие услуги пользуются
популярностью и приносят прибыль компании, а какие уже "отжили свое" и
нуждаются в корректировке или ликвидации. Это, прежде всего, позволит
сократить неоправданные расходы.
Нужно приблизиться к клиенту: распространять свои рекламу в средствах
массовой информации, на радио и ТV, на сайтах интернета. Необходимо
повышать профессиональный уровень служащих кафе "Легенда", т.е.
отправлять их на всевозможные лекции, семинары, тренинги, практикумы,
курсы повышения квалификации, для того, чтобы они знали обо всех
изменениях, новшествах и могли к ним приспосабливаться и использовать их в
своей работе. А это в свою очередь даст компании возможности для развития и
процветания.
Пора "завоевывать" новые территории. Чтобы добиться этого, следует
открыть свои представительства в соседних регионах. Кафе "Легенда" нужны
иностранные инвестиции и сотрудничество с зарубежными компаниями,
поэтому нужно создавать инвестиционный привлекательный климат. Этого
можно добиться в результате увеличения уставного капитала, финансовой
устойчивости и надежности.
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования
Кафе "Легенда " длительное время оказывает услуги в области
общественного питания жителям Перми. Для того чтобы кафе не только
27
продолжало существовать на рынке услуг в области общественного питания, но
и развивалась во всех направлениях, необходимо произвести некоторые
изменения.
Поскольку стратегия кафе "Легенда" была определена на основе анализа
возможностей компании, ее слабых и сильных сторон, а также анализа угроз
внешней среды, то я рекомендую внести изменения, которые позволили бы
избавиться от слабых сторон в организации, препятствующих дальнейшему
развитию компании. Для этого следует обратиться к основным проблемам,
существующим во внутренней среде организации: слабая программа
продвижения услуг, необходимость повышения качества услуг, необходимость
повышения профессионального уровня служащих компании.
Итак, на сегодняшний день кафе "Легенда" просто необходимо
пересмотреть политику продвижения товара, т.к она совершенно незаметна, а
ведь кафе нужно привлекать как можно больше клиентов. Рекомендуется
рекламировать услуги, предоставляемые компанией среди населения при
помощи средств массовой информации (радио - и телереклама, создание
официального сайта в сети Интернет). Хорошим шагом на этом пути будет
также размещение рекламных щитов на улицах. Также очевидна
необходимость проведения маркетинговых исследований.
Другая проблема состоит в том что, большая часть работников кафе
"Легенда" - это переквалифицированные специалисты других областей,
которые раньше ничего общего с услугами общественного питания не имели.
Повышение профессионализма сотрудников возможно за счет проведения
различных лекций, семинаров, курсов повышения квалификации. Компании
следует присматриваться к студентам, обучающимся по специальности
"Повар", приглашать их на практику, а в дальнейшем лучших из них
трудоустраивать. Повышение профессионализма работников позволит еще
больше улучшить уровень обслуживания клиентов и ускорит разработку новых
блюд и меню.
28
Также мы предлагаем внедрить в систему планирования кафе "Легенда"
следующую модель процесса планирования, отличающуюся наибольшей
эффективностью планирования.
Модель состоит из четырех стадий: формулирование предпосылок;
постановка проблем; долгосрочная стратегия; среднесрочные планы.
Стадия 1. Формулирование предпосылок.
Философия и цели компании пересматриваются с участием акционеров с
учетом ресурсов. На основе собранной информации о внешней среде, как в
целом, так и о состоянии и развитии отрасли и о конкуренции составляются
прогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов выявляет
возможности и угрозы. Оценка результатов прошлой деятельности и текущих
итогов выявляет проблемы и дает информацию для прогнозирования будущего
развития фирмы.
Стадия 2. Уточнение проблем.
Исходя из вышеперечисленных предпосылок определяются уровни
притязаний. Например, темпы роста ежегодно должны превышать 10%, затем
прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения действующей
политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются
разрывы. Вырабатываются стратегии, позволяющие ликвидировать эти
разрывы.
Стадия 3. Долгосрочная стратегия.
Чтобы устранить разрывы между прогнозными значениями показателей и
теми, на которые претендует компания, разрабатываются новые стратегии
"продукт-рынок", например, исследуются возможности развития новых
производств, вертикальной интеграции, создания зарубежных филиалов,
совместных инициатив. Изучаются варианты расширения производства и
снижения издержек (здесь может использоваться матрица "рост-доля рынка").
Прогнозируются результаты при использовании той или иной из названных
выше двух стратегий, и выясняется, будут ли ликвидированы разрывы.
29
Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосрочные цели,
подкрепленные долгосрочными стратегиями; долгосрочные стратегические
проекты; долгосрочная политика в основных областях.
Стадия 4. Среднесрочные планы.
Исходя из принятого решения относительно долгосрочной стратегии,
намечаются среднесрочные задачи и направления и составляются
среднесрочные планы. Последние состоят также из трех частей. Во-первых,
намечаются среднесрочные проекты и осуществляется их хронологическая
привязка, распределяются ресурсы; во-вторых, составляются планы по
укрупненной номенклатуре продукции исходя из изменения номенклатуры и
стратегии конкурентной борьбы для каждой группы продукции. Эта работа
выполняется соответствующими отделениями по продукту. Третий элемент -
функциональные планы корпорации, составляемые ее функциональными
службами. Сюда входят планы развития производственных мощностей, планы
по труду и прибыли. Таким образом, в условиях рынка кафе "Легенда" нужны
не только краткосрочные, но и долгосрочные, а так, же стратегические и
тактические планы своего социально - экономического развития.
Благодаря исследованиям были сформулированы рекомендации по
совершенствованию стратегического планирования предприятия на основе
выбора и разработки стратегии деятельности компании:
1. Построение комбинированной стратегии, направленной на снижение
расходов и на рост и развитие всех других факторов.
2. Снижение расходов компании предполагается провести за счет
ликвидации убыточных услуг.
3. Для того чтобы кафе "Легенда" добилось наилучших результатов,
необходимо провести некоторые изменения: активное продвижение услуг в
области общественного питания, повышение уровня знаний работников
компании, заключение договоров на питание с юридическими лицами.
30
Заключение
В результате проделанной работы нами: проведен анализ литературы по
теме исследования; рассмотрены сущность, цели, классификация, основные
принципы,
этапы,
методы
планирования;
выделены
виды
плана;
проанализирована система планирования кафе "Легенда"; разработан комплекс
мероприятий по совершенствованию системы планирования кафе "Легенда".
Анализ теоретических и практических аспектов вопроса планирования
деятельности организации на примере кафе "Легенда" позволил сделать
следующие теоретические выводы по результатам работы:
1. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их
достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения
эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для
выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Процесс
планирования заключается в разработке последовательности действий, в
организации действий по выполнению планов и контроле за конечными
результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие
функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем
результативнее управление.
2. Сам процесс планирования в организации состоит из 9
последовательных этапов, на каждом из которых выполняются определенные
цели и задачи. Важнейшей составляющей планирования развития любой
компании является формулирование миссии. Компания, как правило, начинает
свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим
руководством. Миссия определяет основную цель фирмы.
3. Результатом процесса планирования является система планов. План
включает основные показатели деятельности, которые должны быть
достигнуты к концу планового периода. В процессе реализации плана,
необходимым является контроль за его исполнением.
4. Благодаря проведенным исследованиям внешней и внутренней среды
31
кафе "Легенда" были сделаны определенные выводы, которые помогли
сформулировать рекомендации по совершенствованию стратегического
планирования предприятия на основе выбора и разработки стратегии
деятельности компании. Следует отметить, что сильные стороны деятельности
кафе "Легенда" делают его конкурентоспособной и позволяют занимать
лидирующие места среди пермских предприятий общественного питания. Так
как рынок в области общественного питания является растущим и
непредсказуемым (из-за непостоянства законодательства), кафе "Легенда"
имеет возможность, разрабатывая и запуская новые меню, получить хорошую
прибыль. Но компания имеет также и слабые стороны, к числу которых
относится слабая политика продвижения услуг, не высокий уровень
профессионализма работников, малый охват территории.
5. Для кафе "Легенда" существует ряд возможностей, которые дают все
шансы для дальнейшего развития.
6. Изучив все сильные и слабые стороны кафе "Легенда", а также
открывающиеся возможности была построена комбинированная стратегия,
которая направлена на снижение расходов и на рост и развитие всех других
факторов. Снижение расходов компании предполагается провести за счет
ликвидации убыточных услуг. Но маркетинг, уровень профессионализма
кадров, охват территорий, иностранные инвестиции должны расти для того,
чтобы кафе "Легенда" могло успешно развиваться.
7. Для того чтобы кафе "Легенда" добилось наилучших результатов,
необходимо провести некоторые изменения: активное продвижение услуг,
повышение уровня знаний работников компании, заключение договоров на
обслуживание с юридическими лицами.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в проведении
всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и
разработке рекомендаций по совершенствованию системы планирования на
примере кафе "Легенда", задачи выполнены.
32
Список литературы
1. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия – М:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
2. Ансофф И. Стратегическое управление - М.: "Экономика", 2005.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.:
ИНФРА-М, 2002.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2004.
33
Информация о работе Совершенствование системы планирования кафе "Легенда"