Совершенствования государственной политики стимулирования экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем, всё это поможет лучше разобраться в экономике.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном периоде.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧЕРНОВИК.docx

— 334.43 Кб (Скачать файл)

 Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса годы темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса - не допускать значительной девальвации рубля. На реальный обменный курс будет воздействовать ухудшение текущего счета платежного баланса и замедление роста внутренних цен, что значительно замедлит его укрепление по сравнению с 2006 - 2007 гг.

 Правительство РФ исходит из того, что курс рубля стремится к сбалансированному, объективно обусловленному уровню, определенному состоянием экономики и платежного баланса. Улучшение инвестиционного климата и рост производительности труда в промышленности будут определять динамику покупательной способности национальной валюты, а воздействие на обменный курс с целью решения тех или иных экономических, социальных и политических задач возможно в достаточно узких пределах и на ограниченных интервалах времени. Снижение реального курса рубля улучшает ценовую конкурентоспособность ориентированных на внутренний спрос отраслей, тогда как повышение, при некотором подавлении ценовой конкурентоспособности отечественного производства, расширяет внутренний спрос, предотвращает некоторые отрицательные последствия для уровня жизни населения. Однако более активное укрепление валютного курса приводит к известным негативным последствиям, прежде всего к росту объемов импорта, как за счет более высоких располагаемых доходов в долларовом выражении, так и за счет меньшей конкурентоспособности импортозамещающей продукции.

 Этими разнонаправленными воздействиями на экономику валютной политики определяется необходимость компромисса, установления некоторого равновесия. Выход на равновесие - улучшение реальной, а не ценовой конкурентоспособности, связанной с удорожанием импортной продукции.

 В 2011 г. переговоры о  присоединении страны к Всемирной  торговой организации (ВТО) перешли  в завершающую фазу. Россия стала  членом ВТО 22 августа 2012 года. В данном  положении торговые партнеры  нашей страны вынуждены принять  меры по приведению в соответствие  с правилами ВТО практики применения  ограничительных мер в отношении  отечественных товаров и услуг. Одновременно Россия получила право обращения к механизму по разрешению международных торговых споров стран-членов ВТО, решения, которого обязательны для членов этой организации, а также возможности полноправного участия и совместного обсуждения в международных переговорах. Вступление России в ВТО с точки зрения экономического роста открывает стране доступ к более дешевому импортному сырью и комплектующим, финансовым, коммуникационным, транспортным и другим услугам, предоставляет защиту российским экспортерам на внешних рынках, поскольку одна из главных функций ВТО - отслеживание "одних и тех же правил игры" для всех членов организации. ВТО дает инструменты ведения торговых споров и преодоления торговых коллизий.

В этой связи главный вопрос состоит в том, чтобы присоединение страны к ВТО положительно сказалось на выборе правильной долгосрочной стратегии структурных реформ. Важной составляющей внешних условий развития России на перспективу является решение вопроса формирования единой энергетической и сетевой инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие международных систем передачи электроэнергии, недискриминационный транзит энергоносителей. В этот период особую значимость приобретут вопросы проведения экспансионистской экспортной политики и продвижения отечественной продукции на внешние рынки.

Из-за кризиса, 2009 года от которого наша экономика до сих пор не совсем оправилась, экономический рост по докладам профессионалов начался лишь в 2012 г.

Подъем ВВП в 2011 году составил 4,2%, уже в последующем, 2012 году, он понизился по 3,5%. Понижение связано с тем, будто результат восстановительного подъема к тому времени уже был исчерпан. По статистике, теснее к концу 2011 года Российская Федерация вышла на докризисные характеристики. В предстоящем ожидается выйти на «траекторию подъема» в пределах 4,2-4,6% в год. Однако для такого чтоб войти в пятерку фаворитов по росту ВВП т.е. хотя бы чтоб дорасти по сегодняшнего уровня Германии, ВВП России должен вырасти на 73%, то есть расти в среднем на 7,3% раз в год. 6

 Список самых богатых стран мира по величине ВВП, предоставлен в таблице 1.

 

                    Страна

               ВВП млрд. долл.

1

 

США

15 710

2

 

Китай

13 123

3

 

Индия

4 924

4

 

Япония

4 811

5

 

Германия

3 250

6

 

Россия

2 830

7

 

Бразилия

2 618

8

 

Великобритания

2 408

9

 

Франция

2 398

10

 

Италия

1 986


 

Таблица 1 - Список самых богатых стран мира по величине ВВП, 2013 год.7

Однако по оценкам профессионалов эти темпы для России недосягаемы. Специалисты считают, что устойчивый рост, который с учетом структурных сдвигов, повышения эффективности российская экономика имеет возможность достичь - наверное, от 5% по 6%, однако никак не 7-8%. Правда и этого Российская Федерация сумеет достигнуть никак не ранее 2015 года при условии, что не произойдет еще какого-нибудь упадка.

Стабильно раскручиваться такими темпами Российская Федерация имела возможность в 2000-е годы, когда из приблизительно 7-7,2% подъема практически тридцать процентов приходилась на фактор, связанный с большими неиспользуемыми мощностями и, главным образом, притоком сырьевых доходов. В данный момент, в том числе и в условиях быстро возрастающих цен, таковых легких темпов подъема мы уже не получим.

Если посмотреть на Российскую Федерацию объективным взглядом, то отлично видны те пласты потенциальных возможностей, которые скрываются в ней. Главный фактор финансового подъема - региональный. Нужно поднимать малый бизнес на местах, необходимо выделять средства, и создать консалтинговые службы для того, чтоб посодействовать возможным предпринимателям из глубинки составить бизнес-планы и начать реализовывать собственный предпринимательский талант, тогда и экономический рост не заставит себя долго ждать. Разрешено в рамках этой же программы, начинать активно оживлять сельское хозяйство. В России аграрный вопрос постоянный. Со времен Столыпина им никто серьезно не занимался. Вопрос тяжелый еще и поэтому, что в течение века подрывался генофонд сельскохозяйственного предпринимателя. Тем важнее завлекать, охранять и всячески стимулировать сельское хозяйство вообще, и попытки предпринимательской деятельности в нем, в частности.

По использованным материалам новостного портала «GZT.ru Новости» министр финансов Алексей Кудрин поставил цель на ближайший период - России необходимо существенно увеличить годовые темпы роста ВВП до 6-7%. По его мониторингам, в ближайшие годы устойчивый рост ВВП составит около 4%, однако этого не достаточно, считает Кудрин. Глава Минфина сказал, что нужно задуматься о поиске новейших факторов экономического роста, которые, скорее всего, не были отмечены в российской экономике до кризиса. Еще нужно, по его словам, «значительно улучшить инвестиционный климат» с целью увеличения притока как инвестиций извне, так и внутренних инвестиций.8

Руководство в течение 3-х лет, включая 2010, 2011, 2012 годы, примерно на 1% ВВП снижало затраты федерального уровня.

Несмотря на все это России, скорее всего не удастся повторить скачок повышения уровня жизни и макроэкономических характеристик, который был в 2000-2008 годах. С начала 2000-х ВВП на душу населения подрос по паритету покупательской возможности с 4,5 тысячи долларов по 15 тысячи долларов. Это, наверное, исторически самый большой темп подъема. Статистика  паритета покупательной способности представлена в таблице 2.

 

Год

Величина: $ США

Изменение к началу,%

Изменение к предыд.,%

2004

1 282 000 000 000

0,00

0,00

2005

1 535 000 000 000

19,73

19,73

2006

1 584 000 000 000 

23,56

3,19

2007

1 746 000 000 000 

36,19

10,23

2008

2 097 000 000 000

63,57

20,10


 

Таблица 2 - ВВП (паритет покупательной способности): Динамика изменения: Российская федерация.9

Заработная плата в начале 2000-х годов в среднем составляла по России около 100 долларов. В данный момент около 700 долларов. Исторически такого не было и, скорее всего, уже не будет, это связано с свойством нашей нефтяной экономики и больших цен на нефть. В период 2000 - 2008 гг. в некоторые годы добыча нефти росла на 10% в год. Специалисты считают, что мы израсходовали этот потенциал прироста добычи. Такого темпа прироста не будет, мы вышли на достаточно высокие расценки на нефть. Для России прирост за счет нефтяного сектора ВВП и жизненного уровня, скорее всего, исчерпан.

Для наиболее больших темпов подъема России в первую очередность необходима наиболее абсолютная финансовая система, способная действовать наиболее оперативно, допускающая и элементы жесткого планирования, меры, обязательные для всех субъектов экономики. Приблизительно на таких принципах работает сейчас экономика Китая, сохранившая положительные черты планового хозяйства и довольно отлично использующая механизмы рыночной системы. Такая система имеет возможность называться системой планируемой рыночной экономики.

Собственность может принадлежать как государству, так и частным лицам. В малом и среднем бизнесе, а также в предприятиях, функционирующих на конкурентноспособном рынке, правительство не участвует. На монопольных предприятиях и предприятиях, которые издают сложную наукоемкую продукцию, вся собственность должна принадлежать государству. Органы управления и основные менеджеры обязаны выбираться собственниками демократическим путем.

Правительство обязано обладать правом (в интересах сообщества) вмешиваться в активность любого из субъектов экономики, регламентировать высококачественные параметры продукции, ставить величины обязательных взаимных поставок, муниципальный заказ не только на оборонную продукцию, но и на продукты первой необходимости, для удовлетворения муниципальных потребностей. Выполнение предприятиями этих требований должно экономически поощряться.

Надлежит исключить вероятность скопления имущества в руках отдельных кланов путем, как это делается в государствах с социальной рыночной экономикой, декларирования заработков, прежде всего олигархических структур. Соответствующие органы обязаны иметь право проверять данные о заработках и брать их принудительно.

Кризис в экономике России имеет тенденцию к сохранению. Небольшие сдвиги имеют место лишь в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях. На остальных по-прежнему застой. Увеличение объема ВВП связано, прежде всего, с ростом цен на нефть на мировом рынке. Объемы производства не растут и при наличии спроса, поскольку недостаточна денежная масса для обеспечения товарообменных операций. Запрет, введенный на бартерный товарообмен, привел к необоснованному расширению института посредников. Отсутствие доступных кредитов для товаропроизводителя - еще один ограничитель роста экономики. Проблемы в социальной сфере могут быть разрешены только при условии передачи используемых на эти цели бюджетных средств населению по месту работы, в виде дополнительного дохода (при стопроцентной оплате содержания квартир их владельцами).

Система выборов должна обеспечивать возможность избрания в представительные органы подлинных представителей разных слоев общества. Выборы по партийным спискам - плохая система. Нельзя согласиться и с существующей практикой выборов губернаторов, при которой допускаются и шантаж, и подкуп, происходят долгие судебные разбирательства. Отмена результатов выборов решениями судов вообще не допустима, поскольку перечеркивает мнение избирателей, избирательных комиссий разных уровней. Депутатов, на мой взгляд, следует избирать только по одномандатным избирательным округам, а округа создавать не по месту жительства избирателей, а по месту работы. Необходимо сокращение бюджетных расходов, в частности, идущих на строительство офисных зданий, на приобретение дорогостоящего имущества, автомобилей, на содержание аппарата госструктур, прежде всего за счет сокращения его численности. Сэкономленные при этом средства необходимо использовать для обновления производства, для улучшения работы предприятий.

Для решения проблем экономического роста России в первую очередь необходимо увеличить годовые темпы роста ВВП. На данном этапе, ежегодный подъем ВВП составляет  4-5%, но для того чтобы войти в пятерку фаворитов по росту ВВП необходимы 7- 8 % в год. И так как для России прирост за счет нефтяного сектора ВВП и жизненного уровня, скорее всего, исчерпан, то необходимо задуматься о поиске новейших факторов экономического роста.

            

               2.2. Перспективы экономического роста в России

 

В связи с необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране.

С. Глазьев пишет, что «выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей».10

Объема образующихся и накопленных в российской экономике сбережений достаточно, чтобы обеспечить увеличение капитальных вложений в трехкратном размере, необходимом для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Но данное повышение капитальных вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.

В технологической сфере стоит задача создания производственно-технологических систем современного технологического уклада и стимулирования роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже имеющегося научно-промышленного потенциала предприятий, которые конкурентоспособны на мировом рынке. Стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, поощрения экспорта перспективной отечественной продукции и защиты внутреннего рынка. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего образования новейшего технологического строя, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, раскручивание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

Информация о работе Совершенствования государственной политики стимулирования экономического роста