Совершенствования государственной политики стимулирования экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем, всё это поможет лучше разобраться в экономике.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном периоде.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧЕРНОВИК.docx

— 334.43 Кб (Скачать файл)

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, способствующий перераспределению ресурсов из несовременных и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического режима, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Для перевода начавшегося восстановления экономики в режим устойчивого экономического роста требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают: формирование механизмов кредитования производственной деятельности, нормализацию системы денежного обращения, снижение процентных ставок и развертывание институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитии производственной сферы, уменьшения налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, корректирование ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Так же выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает образование механизмов расширенного воспроизводства, соединяющих процессы роста производства, увеличения доходов населения, увеличение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокого разрушения экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации конечного спроса.

В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны формулироваться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно заменять рыночное ценообразование бюрократическим произволом.

В государственный  сектор в целях стимулирования производства должна быть внедрена система регулирования инвестиций и закупок, предусматривающая: увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения общественных нужд; наращивание эффективности государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления, на предприятиях контролируемых государством (включая естественные монополии) для размещения заказов среди производителей отечественного оборудования, прекращение использования средств государственного бюджета всех уровней на цели импорта, за исключением ограниченного перечня критически необходимых товаров, не производимых в стране, для того чтобы активизировать конечный спрос.

В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из заграницы, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и устранения атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а так же расширения сферы использования последнего в международных расчетах.

Реализация стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны.

С. Глазьев в своей статье «О стратегии экономического развития России» отмечает, что «согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран - лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя - тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики».11

Формирование государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической политики.

В целом становится очевидным то, что сегодня главная задача нашей страны состоит в том, чтобы сделать экономический рост устойчивым, перейти к новой модели развития, обеспечить высокие темпы повышения производительности труда и конкурентоспособности российских отраслей и компаний.

 

                    2.3. Государственная политика регулирования экономического роста в России

 

Вопросы экономического роста, являются приоритетными для большинства стран. Достижение наибольшего благосостояния общества,  завоевание экономического и политического лидерства в мировом сообществе осуществимо лишь на основе устойчивой экономической динамики хозяйственной системы. Главную  роль в развитии любой национальной экономики играет политика государства. В современных условиях стратегия «бесконтрольной» экономики уступает место теории государственного регулирования экономики.

Устойчивость экономического роста гарантируется за счет гибкости национальных экономических систем, их возможности к быстрой адаптации к меняющимся наружным и внутренним условиям. Выше сказанное позволило выделить факторы, находящиеся на стороне государственного регулирования, а также рыночные факторы устойчивого роста (рисунок 4).

Рисунок 4 – Факторы устойчивого экономического роста в рамках концепции устойчивого развития.12

Широкий диапазон факторов, оказывающих воздействие на экономический рост, обусловливает внедрение самых различных направлений экономической политики в целях обеспечения устойчивых темпов роста. При этом целесообразно выделять методы, инструменты и направления государственного регулирования роста из совокупности внутренних и внешних факторов, воздействующих на экономический рост.

Противоречивый характер экономического роста предопределяет определенную степень управления и регулирования со стороны страны. К ограничениям экономического роста, как правило, относят: экологические и социальные издержки.

Государственное регулирование экономического роста уделяет особый интерес социально - экономическим и политическим методам и механизмам государства, необходимым для регулирования данного процесса. И его можно определить как целенаправленный процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения устойчивости роста национальной экономики.

Модели регулирования роста, как правило, отличаются друг от друга по следующим критериям: факторы роста; основные механизмы государственного управления; рекомендации в области различных видов экономической политики; взгляды на характер роста.

Меры государственного регулирования экономического роста отличаются и в зависимости от выбранной государством общей модели экономического развития. Стратегически действенным, в современных условиях выступает постиндустриальный вариант и связанные с ними меры государственного стимулирования научно-технических разработок.

В настоящее время гарантируется преимущественно количественная сторона экономического роста. Оценка высококачественных характеристик роста свидетельствует об отсутствии проработанной политики в предоставленном направлении, которая в свою очередь опиралась бы на долгосрочную стратегию развития. Современный рост не является перспективным и устойчивым в долгосрочном аспекте. В отечественных условиях недооценивается смысл инновационных и инвестиционных факторов. Схематично взаимосвязь факторов экономического роста, сложившихся на данном этапе развития отечественной экономики выглядит следующим образом ( рисунок 5).

Рисунок 5 – Упрощенная модель механизма экономического роста на современном этапе развития отечественной экономики.13

На современном этапе развития экономики России в государственной политике сохраняются элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста: либерального и дирижистского.

Данные подходы легли в основу разработки программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Обзор основных механизмов либерального и дирижисткого подходов консолидации экономического роста представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Стратегические направления государственного регулирования экономического роста России: либеральный и дирижисткий подход.14

Барьером для использования инструментов государственного регулирования является недостаточное развитие политических и правовых институтов, а также разнонаправленность интересов и целей функционирования, отсутствия доверия между участниками хозяйственной жизни – домохозяйствами, фирмами и государством.

В целом, современная стратегия стимулирования роста представляется «неустойчивой» в силу неэффективности институтов, обеспечивающие правопорядок, неоднозначности экономических связей между властью и бизнесом, недофинансирования перспективных в долгосрочном плане проектов в области науки, образования и др.

Как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, адекватная политика экономического роста разрабатывается исходя из ряда положений:

  • Во-первых, устойчивые и высокие темпы экономического роста должны, прежде всего, ориентироваться на долгосрочную перспективу и отражать стратегические решения властей в данной области.
  • Во-вторых, устойчивый рост сопровождается структурными сдвигами, отражающие современные тенденции развития. Для России это в частности может подразумевать: диверсификацию экономики, ослабление зависимости от топливно-энергетического комплекса, развитие секторов постиндустриальной экономики. Кроме того, экономические проблемы России касаются также реформ, выходящих за рамки экономической сферы, прежде всего, судебной и правоохранительной систем.
  • В-третьих, требуемые темпы и качество роста обусловлены необходимостью сокращения разрыва в уровне социально-экономического развития между Россией и развитыми странами. В-четвертых, следует учитывать качество не только роста, но и непосредственно инструментария и мер разрабатываемой стратегии и политики в данном направлении. Осуществление любых мероприятий экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности.

Наконец, ключевым фактором экономического роста «нового качества» становятся инвестиции в развитие человеческого капитала, создающие предпосылки для постоянной адаптации экономической системы к непрогнозируемым изменениям НТП, перспективных направлений инновационного развития.

Таким образом, основные приоритеты государственного стимулирования экономического роста в России должны находится в плоскости решения задач по активизации роли государства в экономике, росту инвестиций в основной и человеческий капитал, модернизации и диверсификации структуры экономики, научно-технического развития, формирования эффективной инновационной системы, обеспечения реализации интересов всех участников инновационного процесса; создание условий, повышающих эффективность институциональных факторов; разработки и реализации широкомасштабных национальных проектов (с привлечением бюджетных и частных средств) в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сельскохозяйственного производства. При этом российской экономике требуется, прежде всего, «эффективное государство», а не «сильное» или «слабое».

Приоритет направления государственных расходов:

  • Вложения в развитие человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение), а также отрасли, обеспечивающие устойчивое функционирование институциональной среды.
  • Решение задач догоняющего развития в контексте закономерностей постиндустриального общества требует использования в российской практике эффективных механизмов инвестиционного и инновационного развития.
  • Разработка стратегии стимулирования роста на инвестиционно-инновационной основе предполагает выбор национальной специализации России, определение потенциала развития различных отраслей.

Кроме того, области специализации страны должны отвечать быстро меняющимся потребностям глобальной экономики, а научно-техническая и инновационная политики быть взаимосвязаны с другими видами экономической политики (промышленной, внешнеэкономической, социальной, структурной, инвестиционной).

Обобщение мирового опыта государственного регулирования экономики позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, государственный и рыночный аспекты регулирования экономического роста должны рассматриваться в качестве единой системы, отражающей изменяющиеся условия внутренней и внешней среды воспроизводства. Во-вторых, условием устойчивого развития экономики является сбалансированность между государством и рынком: государственное регулирование должно быть направлено на организацию рационального функционирования рыночной экономики. В-третьих, роль государства в стимулировании экономического роста возрастает за счет преимущественного использования косвенных механизмов управления.

Информация о работе Совершенствования государственной политики стимулирования экономического роста