ФЕДЕРЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Курсовая работа
на тему:
«Совокупный спрос
и совокупное предложение»
|
Выполнил студент
факультета ГМУ
группы 516
Николенко
Евгений
Иванович
Научный руководитель
доцент, к. э. н.
Усаткина Ольга
Игоревна |
г. Ростов-на-Дону
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………..3
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие……………..…………4
2. Совокупное предложение и факторы его определяющие…………..…...12
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного
предложения. Эффект храповика………………………………………………………………..………….17
5. Теории совокупного
спроса и совокупного предложения………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..…………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….26
Введение
Изучение процессов совокупного
спроса и совокупного предложения как
факторов, влияющих на экономическое равновесие,
является первоочерёдной задачей для
экономистов любой страны.
Почему? Просто потому, что эти
категории невозможно обойти
и оставить без внимания: они –
неотъемлемая часть глобальной экономики.
Если вдуматься, то всё, что происходит
в хозяйственной сфере страны и мира, так
или иначе связано с состоянием совокупного
спроса и совокупного предложения, следовательно,
любое даже незначительное воздействие
на эти экономические агрегаты может серьёзно
повлиять на жизнь того или иного государства
и даже всей планеты.
Изучение агрегированного спроса
и предложения позволит нам просчитывать
последствия их изменения, а значит, делать
колебания рыночной экономики более предсказуемыми
и управляемыми – вот почему я считаю,
что тема моей курсовой работы так важна
особенно сегодня, в период глобального
экономического кризиса.
Итак, цель моей работы – рассмотреть
совокупный спрос и совокупное предложение,
и определить факторы, непосредственно
влияющие на эти показатели.
- Совокупный спрос и факторы его определяющие
Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический
агрегат, суммирующий величины индивидуальных
спросов на все конечные товары и услуги,
предлагаемые на товарном рынке. В идеальной
модели макроэкономики совокупный спрос
должен быть равен реальному объему национального
производства, который может быть куплен
при любом уровне цен.
Совокупный спрос имеет
две формы: натурально-вещественную
и стоимостную.
Натурально-вещественная
форма совокупного спроса отражает
потребность в товарах и услугах. Его структура
может быть представлена: во-первых, определенными
видами продуктов и услуг непроизводственного
потребления, удовлетворяющими личные
и иные непроизводственные потребности;
во-вторых, совокупностью всех средств
производства и производственных услуг
(научные исследования и разработки, направленные
на совершенствование технологии; обслуживающая
производство информация; связь и т. д.)1.
Совокупный спрос в
стоимостном выражении представляет
собой сумму всех расходов на конечные товары
и услуги, произведенные в экономике. Он
отражает связь между объемом совокупного
выпуска, на который предъявлен спрос
экономическими агентами: населением,
предприятиями и государством, и общим
уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного
спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
- совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
- спрос фирм на инвестиции (I);
- спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
- чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Чтобы определить объем
совокупного спроса, необходимо определить объём спроса
каждого из этих субъектов. Спрос домашних
хозяйств доминирует на рынке благ. На
него приходится больше половины объёма
конечного совокупного спроса. Потребительский
спрос или расходы изменяются медленно,
относительно стабильны. Другие компоненты
совокупного спроса более динамичны, например
инвестиционный спрос, их изменения вызывают
колебания экономической активности.
Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: AD
= C + I + G + Xn.
В правой части она
содержит те же слагаемые, что и формула
основного макроэкономического тождества (ВНП
по расходам). Их отличие заключается в
том, что AD – это расходы, которые намерены
сделать хозяйствующие субъекты, а не
фактические расходы, которые уже сделаны
в течение года.
Графически модель совокупного
спроса представляется в виде кривой
с отрицательным наклоном, которая
характеризует обратную зависимость
между объемом покупаемого реального
ВНП и уровнем цен. Кривая совокупного
спроса AD показывает количество товаров
и услуг, которое потребители готовы приобрести
при каждом возможном уровне цен. Она дает
такие комбинации объема выпуска и общего
уровня цен в экономике, при которых товарный
и денежный рынки находятся в равновесии.
Такой характер кривой совокупного спроса определяется,
прежде всего, тремя факторами:
1. Эффектом процентной ставки
2. Эффектом материальных
ценностей или реальных кассовых остатков
3. Эффектом импортных
закупок
Ценовые факторы совокупного спроса:
- Эффект процентной ставки - предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции, точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Рассматривая кривую
совокупного спроса, мы предполагаем, что объём денежной
массы в экономике остается постоянным.
Когда уровень цен повышается, потребителям
нужна большая сумма наличных денег для
покупок; предпринимателям также требуется
больше денег на выплату зарплаты и на
другие необходимые расходы2. Короче говоря, более высокий уровень
цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном
объеме денежной массы увеличение спроса
взвинчивает цену за пользование деньгами.
Эта цена и есть процентная ставка. При
высоких процентных ставках предприятия
и домохозяйства сокращают определенную
часть расходов, то есть быстро реагируют
на изменения процентной ставки.
Из всего выше сказанного
можно сделать вывод, что более
высокий уровень цен, увеличивая
спрос на деньги и повышая процентную
ставку, вызывает сокращение спроса на реальный
объем национального продукта.
- Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов - в частности, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
- Объемы нашего импорта и экспорта зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен у нас и за границей. При прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе страны. Таким образом при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе нашей страны.
Мы видим, что изменения в уровне цен приводят
к таким изменениям уровня затрат потребителей
внутри страны, предприятий, правительства,
зарубежных покупателей, которые дают
возможность прогнозировать изменения
в реальном объеме национального производства.
Это значит, что повышение уровня цен,
при прочих равных условиях, приведет
к уменьшению спроса на реальный объем
производства. И наоборот, уменьшение
уровня цен вызовет увеличение объема
производства. Это соотношение представлено
на графике как движение от одной точки
до другой по стабильной кривой совокупного
спроса. Однако если одно или несколько
"прочих условий" меняется, то смещается
вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие"
мы называем неценовыми факторами совокупного
спроса.
Как показано на рисунке 2, увеличение
совокупного спроса представлено отклонением
кривой вправо - от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает,
что при различных уровнях цен желаемый
объем товаров и услуг возрастет. И наоборот,
уменьшение совокупного спроса показано
как сдвиг кривой влево – AD1 к AD3. Этот сдвиг
говорит о том, что люди будут покупать
меньший объем продукта, чем прежде, при
различных уровнях цен. На рисунке 2 показаны
изменения в объеме совокупного спроса,
происходящие в том случае, если изменяется
один или несколько факторов, или рычаги,
сдвигающие совокупный спрос.
Рычаги, смещающие кривую совокупного
спроса.
- ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ. Изменение одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
- БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. В данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому, изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса.
- ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спрос сократятся.
- ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.
- НАЛОГИ. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
- ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса.
- ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен.
- ОЖИДАЕМЫЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
- НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
- ТЕХНОЛОГИИ. Новые усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
- ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо.3
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
- РАСХОДЫ НА ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
Прежде всего, объем чистого экспорта изменяют
национальный доход зарубежных стран
и валютные курсы.
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ДРУГИХ СТРАН. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров, как отечественного производства, так и произведенных в нашей стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
- ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ. Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым факторам, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иены японские потребители смогут получить больше рублей за определённую сумму иен. А потребители в России получат меньше иен за каждый рубль. Следовательно, для японских потребителей российские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в России смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в России.
- Совокупное предложение и факторы его определяющие
Совокупное предложение - это модель,
представленная на рисунке 3 в виде кривой,
которая показывает уровень наличного
реального объема производства при каждом
возможном уровне цен. Более высокие
уровни цен создают стимулы для производства
дополнительного количества товаров и
предложения их для продажи. Более низкие
уровни цен вызывают сокращение производства
товаров. Поэтому зависимость между уровнем
цен и объемом национального продукта,
который предприятия выбрасывают на рынок,
является прямой.
В процессе нашего макроэкономического анализа
мы узнаем, что существуют большие разногласия
по поводу природы и формы кривой совокупного
предложения. Эта кривая состоит из трех
определенных сегментов, или отрезков.
В наших рассуждениях мы будем исходить
из того, что сама кривая совокупного предложения
не смещается.