Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Изучение агрегированного спроса и предложения позволит нам просчитывать последствия их изменения, а значит, делать колебания рыночной экономики более предсказуемыми и управляемыми – вот почему я считаю, что тема моей курсовой работы так важна особенно сегодня, в период глобального экономического кризиса.
Итак, цель моей работы – рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение, и определить факторы, непосредственно влияющие на эти показатели.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………..3
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие……………..…………4
2. Совокупное предложение и факторы его определяющие…………..…...12
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика………………………………………………………………..………….17
5. Теории совокупного спроса и совокупного предложения………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..…………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1й курс экономика.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Три сегмента кривой совокупного предложения  определяются как:

  1. Кейнсианский (горизонтальный) отрезок - означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен.
  2. Промежуточный (отклоняющийся вверх) отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками, - означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.
  3. Классический (вертикальный) отрезок - означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг.

Анализ кривой совокупного  предложения показал, что реальный объём национального производства увеличивается,  когда экономика  движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный  отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объёме национального  производства являются результатом движения  по  кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объёмом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно  или  несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения.

Неценовые  факторы совокупного предложения:

  1. ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ. Цены на ресурсы, в отличие от цен на готовую продукцию, являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату.
  2. НАЛИЧИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения  тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
  1. Земля. Земельные ресурсы могут  увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было "нересурсом", в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции и, как следствие, к увеличению совокупного предложения. И наоборот, увеличение затрат на землю приведет к увеличению издержек на единицу продукции и снижению совокупного предложения.
  1. Трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены.
  2. Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. 4Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны.
  3. Предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей  в экономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложения вправо.
  1. ЦЕНЫ НА ИМПОРТНЫЕ РЕСУРСЫ. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в нашей стране.
  1. ГОСПОДСТВО НА РЫНКЕ. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке - это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции.

Ослабление или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышение заработной платы членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек на единицу продукции, тем самым смещая кривую совокупного предложения влево. И наоборот, ослабление влияния профсоюзов может привести к снижению заплаты членов профсоюза, уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения вправо.

  1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. Производительность - это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность - это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат. Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства.

 При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо, и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.

  1. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Рассмотрим две категории таких изменений.
  2. НАЛОГИ И СУБСИДИИ. Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Например, увеличение налогов на социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки и сократит совокупное предложение, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования доказывают, что увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирования снизит издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.
  4. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика

Модель совокупного  спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Равенство между  совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности.

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного  предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике.

Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния  связано с инфляцией и безработицей. Высокая безработица уменьшает  совокупный спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увеличивает совокупный спрос, подталкивая к росту уровня цен.

На рис.4 в точке Е устанавливается долгосрочное устойчивое равновесие, которому соответствует полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и устойчивый совокупный показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенциальный объем выпуска Y* определяется сложившейся структурой национальной экономики. Фактически Y* - потенциал роста экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.


Так, в экономике, близкой к полной занятости (точке Е на рис.4), рост совокупного спроса, вызванный, например, увеличением предложения денег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска до Y2, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as  до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.

Стабильность долгосрочного  устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем превращения текущей инфляции в полностью ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода). Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.

Кроме долгосрочного  равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.

Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного  потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:

● снижение налогов,

● увеличение денежной (в  первую очередь кредитной) массы,

● рост государственных  расходов.

Если правительство  и Центральный банк не предпринимают  никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

Политика государства, направленная на увеличение совокупного  спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства.5 Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.

Если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (находится в точке Е2), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.

Все это диктует необходимость  проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса (сдвиг ad2 до AD) и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е. Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:

●  ужесточения налогового пресса,

● сокращения денежной (в  первую очередь кредитной) массы,

● существенного снижения (экономии) государственных расходов.

Такая политика препятствует инфляционному росту цен и  направлена на ограничение роста  доходов населения.  «Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.

Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение