Современные концепции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:34, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что одним из важнейших средств решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций в производство с целью формирования единой целостной инновационно-производственной системы. Система, основанная на современных концепциях инновационного менеджмента должна обеспечивать реализацию инновационных проектов и довести их до реализации новой продукции и услуг способом сокращения инновационного лага на всех этапах жизненного цикла новой продукции. Цель курсового проекта заключается в исследовании современных концепций инновационного менеджмента на основе теоретических аспектов в области инновационного менеджмента.

Содержание работы

Введение 4
Термины, определения, обозначения и сокращения 6
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента
1.1 Понятие и сущность инноваций 7
1.2 Эволюция понятия инновация 10
1.3 Инновация как объект управления 13
2 Современные лидирующие концепции инновационного менеджмента
2.1 Концепция синергетического подхода 16
2.2 Концепция технологических укладов 19
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Современные концепции инновационного менеджмента.docx

— 75.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 

 


 

Филиал в г. Арсеньеве

 

 

 

 

Фёдоров Андрей Юрьевич

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

Очной формы обучения

 

 

 

 

 

Студент гр. С17413   _________________

                                                                     (подпись)

     

Руководитель  доцент

______________  С. Г. Мозговой

     

 

Регистрационный №  ____________

 

___________  ___________________

      подпись                      И. О. Фамилия

 

« _____» ___________________ 20  г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                            И. О. Фамилия

 

«_____» _____________________20   г.

     

 

 

 

г. Арсеньев

2013

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

 


 

Филиал ДВФУ в  г. Арсеньеве


З А Д А Н  И Е

на курсовой проект студента 4 курса, группы С17413

специальности 080507.65 «Менеджмент  организации»,

 очной формы обучения

по курсу дисциплины «Инновационный менеджмент»

на тему  Современные концепции инновационного менеджмента__________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы, подлежащие разработке (исследованию): Теоретические аспекты инновационного менеджмента; понятие и сущность инноваций; эволюция понятия инновация; инновация как объект управления; современные лидирующие концепции инновационного менеджмента; концепция синергетического подхода; концепция технологических укладов.                                 .

 

Основные  источники информации и прочее, используемые для разработки темы_____________

Учебники  и учебные пособия отечественных  и зарубежных авторов, такие как:______________

Бекетов Н.В., Донцова Л.В., Ильенкова С.Д., Молчанов Н.Н, Казанцева А.К., Миндели Л.Э., Скамай Л., Фридман М., Скосорев Л.П., Савин К.Н., Хейне П., Боуттке П.                                                                       .


 

 

 

Срок представления работы     «_____» ___________________ 20    г. 

Дата выдачи задания                 «_____» ___________________ 20    г.

Руководитель  ___________________   ____________________        ________________________

                                             (должность, уч.звание)                    (подпись)                                              (и.о.ф) 

 

Задание получил        _______________        ________________________                        

                                                                  (подпись)                                                                      (и.о.ф)    

 

Оглавление

 

Введение4

Термины, определения, обозначения  и сокращения6

1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента

1.1 Понятие и сущность инноваций7

1.2 Эволюция понятия инновация10

1.3 Инновация как объект управления13

2 Современные лидирующие концепции инновационного менеджмента

2.1 Концепция синергетического подхода16

2.2 Концепция технологических укладов19

Заключение  23

Список использованных источников26

 

Введение

 

В современных условиях развитие предприятий и реформирование экономики  связаны с переходом на инновационный  путь развития.

Значительную роль в развитии предприятий играет не только производственный менеджмент как организация процесса производства с целью сокращения издержек и повышения качества производимой продукции, но и инновационный менеджмент, обеспечивающий инновационный тип  развития промышленных предприятий. В  современной теории и практике управления многие проблемы, связанные с использованием инновационного потенциала предприятий  недостаточно проработаны.

Так как потенциал предприятия  состоит из ряда самостоятельных  системных элементов, которые взаимодействуя образуют синергетический эффект деятельности предприятия, на промышленных предприятиях необходимо формирование системы менеджмента, которая должна обеспечивать совершенствование  деятельности промышленных предприятий  на основе повышения эффективности  управления инновационным потенциалом. Это сложный и длительный процесс, который требует разработки теоретико-методических и научно-обоснованных положений  на уровне промышленного предприятия.

Актуальность темы определяется тем, что одним из важнейших средств  решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций в производство с целью формирования единой целостной  инновационно-производственной системы. Система, основанная на современных концепциях инновационного менеджмента должна обеспечивать реализацию инновационных проектов и довести их до реализации новой продукции и услуг способом сокращения инновационного лага на всех этапах жизненного цикла новой продукции.

Цель курсового проекта заключается в исследовании современных концепций инновационного менеджмента на основе теоретических аспектов в области инновационного менеджмента.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты инновационного менеджмента, понятие и сущность инноваций, эволюция понятия инновация, инновация как объект управления.

Во второй главе представлены современные лидирующие концепции инновационного менеджмента, такие как концепция синергетического подхода и концепция технологических укладов.

Объектом исследования является инновационный менеджмент как основа современных концепций данной дисциплины.

Предметом исследования являются современные лидирующие концепции инновационного менеджмента.

Метод исследования – это решение поставленных в курсовом проекте задач. Осуществлялся с применением монографического, абстрактно-логического и расчетно-конструктивного методов исследования. Наряду с этими использовались методы сравнения и обобщения, а так же общего анализа. При проведении обработки статистических и аналитических материалов применялась прикладная программа Word.

Научная новизна курсового проекта состоит в следующем:

  • уточнено содержание понятия основной составляющей инновационного менеджмента - «инновация», в котором  учитывается не только абстрактное понятие, но и практическая значимость применительно к объекту управления;
  • рассмотрены современные лидирующие концепции инновационного менеджмента на примере концепции синергетического подхода и концепции технологических укладов ;

Практическая значимость курсовой работы состоит в оценке современных лидирующих концепций инновационного менеджмента, их значимости в современных условия развития предприятий и реформировании экономики. Некоторые рекомендации могут быть использованы предприятиями при разработке системы инновационного развития, опирающейся на положения современных концепций. 

Термины, определения, обозначения и сокращения

 

В настоящей работе применены следующие термины с соответствующими определениями:

Базисная инновация – оригинальные решения, в результате которых образуются новые отрасли на основе научного открытия.

Инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Концепция синергетического подхода — диссипативная устойчиво неравновесная система, способная к самоорганизации.

Концепция технологических  укладов — комплексы технологически сопряженных производств и соответствующих им технико-экономических парадигм, происходящий периодически процесс последовательного замещения которых определяет  ритм современного экономического роста.

Модифицирующая  инновация – решения, несущие существенные изменения основных инноваций, они не изменяют принципов, но совершенствуют показатели пионерских моделей.

Потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата.

Псевдоинновация – решения, несущие незначительные изменения основных инноваций.

Реактивная инновация – нововведение, которое обеспечивает конкурентоспособность фирмы на рынке.

Рынок чистой конкуренции  инноваций – это общность продавцов и покупателей, которые совершают сделки с похожим товаром в условиях, при которых покупатель или продавец не влияют на уровень текущих цен.

Стратегическая  инновация – нововведение, которое дает при проведении в жизнь добавочные конкурентные преимущества в будущем.  

1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента

 

    1. Понятие и сущность инноваций

 

В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют  сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его  использовать. Проблема связана с  отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей.

Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным  пониманием данного термина учеными  и отсутствием комплексных методических исследований в этой области. Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий.  Понятие «потенциал» происходит от латинского слова и означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым. Инновация в соответствии с Международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [8, c. 66].

Принимая во внимание вышеизложенное, категорию «инновационный потенциал» вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического состояния конкурентоспособности в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое, а именно, от традиционного к новому. Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [8, c. 66].

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал  предприятия, научно-технической организации  – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и  реализацию новшеств, т.е. получение  инноваций, образующих единую систему  появления и развития в ней  идей и обеспечивающих конкурентоспособность  конечной продукции или услуг  в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это "мера готовности" предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение  новых продуктов. Вместе с тем, инновационный  потенциал включает, наряду с технологическим  прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям [14, c. 73].

Таким образом, существуют различные  понятия инновационного потенциала. Приведенные определения не раскрывают всей его сущности, а рассматривают  лишь некоторые составные части. В связи с этим разнятся подходы  к определению структуры инновационного потенциала. Одним из путей достижения конкурентных преимуществ предприятия является эффективное управление инновационным потенциалом. Исходя из определения экономического потенциала под инновационным потенциалом предприятия следует понимать его способность выполнять определенный объем инновационной деятельности в выбранный период времени. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания [14, c. 75].

Если конкуренты реагируют  медленно, то такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными. В процессе внедрения новшеств и внесения улучшений большое значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо которой они не ищут. Иногда инновации являются результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом. По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Или же способность к генерированию нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать новые возможности и стремиться к их достижению. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут приходить от другой нации, с другими условиями или методами ведения конкурентной борьбы [5, c. 63].

Информация о работе Современные концепции инновационного менеджмента