Современные концепции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:34, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что одним из важнейших средств решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций в производство с целью формирования единой целостной инновационно-производственной системы. Система, основанная на современных концепциях инновационного менеджмента должна обеспечивать реализацию инновационных проектов и довести их до реализации новой продукции и услуг способом сокращения инновационного лага на всех этапах жизненного цикла новой продукции. Цель курсового проекта заключается в исследовании современных концепций инновационного менеджмента на основе теоретических аспектов в области инновационного менеджмента.

Содержание работы

Введение 4
Термины, определения, обозначения и сокращения 6
1 Теоретические аспекты инновационного менеджмента
1.1 Понятие и сущность инноваций 7
1.2 Эволюция понятия инновация 10
1.3 Инновация как объект управления 13
2 Современные лидирующие концепции инновационного менеджмента
2.1 Концепция синергетического подхода 16
2.2 Концепция технологических укладов 19
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Современные концепции инновационного менеджмента.docx

— 75.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, за исключением очень небольшого числа случаев инновации являются результатом необычных усилий. Компания, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. В действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш.

 

    1. Эволюция понятия инновация

 

Понятие «инновация» тесно  связано с понятиями «изменения»  и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных  изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом  и направлением, длительностью и  скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако философ Б. Рассел считает, что категории «изменения»  и «прогресс» различны, «изменение»  — понятие научное, а «прогресс» — этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора». Таким образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой  технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации  бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д.

Инновации можно рассмотреть  как товар особого рода. Основным свойством любого товара является его  способность удовлетворять потребности  индивида. Основным свойством инноваций  является и удовлетворение существующих потребностей, и создание новых потребностей. Инновации обладают двумя характеристиками — это стоимость и полезность. Безусловно, стоимость нововведения зачастую сложно определить в силу их уникальности, но возможно определить нижнюю границу стоимости — это  затраты производителя, связанные  с созданием новшества. Полезность инновации можно рассматривать  с двух позиций: с позиции индивидуальной значимости для потребителя и  с общественно значимой позиции. Индивидуальная полезность нововведения имеет место в случае единичного производства определенного новшества  или в случае узкоспециализированного рынка. Индивидуальная полезность инновации может быть охарактеризована, на наш взгляд, двумя следующими положениями.

Каждая дополнительная единица  инноваций как блага, обладает полезностью  большей, нежели предыдущая, причем данные нововведения носят название улучшений. Существует линия инновационного пата, границу которой преодолеть нельзя лишь при помощи улучшающих нововведений, но общая полезность группы рассматриваемых инноваций стремиться к ней бесконечно, значит, график функции общей полезности группы однородных инноваций не имеет точки максимума. Если нововведение выходит за рамки локального рынка или отрасли и становится общественно значимым, то оно приобретает общественно значимую полезность. Внешние положительные эффекты от производства и использования инноваций зачастую доступны любому индивиду, т. е. инновационное развитие положительно сказывается на общем благосостоянии человечества, так как открытый доступ к знаниям и технологиям выгоден всем. Научную концепцию преобладания положительных внешних эффектов от инноваций предложил американский экономист К. Эрроу. Она связана с тем, что полезность от использования открытия, сделанного кем то одним, не уменьшается при его использовании другими. Значит, производителям часто выгодно имитировать чужие разработки, хотя и компания-имитатор выходит на рынок позже, но ее расходы на 25—50 % ниже, чем у инноватора, а учет ошибок инноватора позволяет выпускать более конкурентоспособный продукт [4, c. 118].

Впервые употребил понятие  инновации Йозеф Шумпетер. Согласно подходу Й. Шумпетера, инновацией может считаться новый взгляд на какой-то известный процесс, успешное применение нового изобретения или открытия в экономике и других сферах человеческой деятельности. Инновационная экономика как раздел экономической науки возникает еще в 1920 — начале 1930-х годов. Н.Д. Кондратьев писал, что изменения в технике оказывают влияние на экономическое развитие. Основным условием этого выступает накопление «критической массы» инноваций (новых продуктов) и возникновение экономических предпосылок для их внедрения. Например, изобретения конца 17 — начала 18 веков нашли применение в конце 18 века, в эпоху индустриальной революции [4, c. 125].

П.Ф. Дракер инновацию определяет, как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Определение П.Ф. Дракера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость коммерциализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве основного при развитии производства [11, c. 32].

Б. Твист определяет инновацию  как процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация  — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке  новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто  считает, что инновация — это  такой общественный — технический  — экономический процесс, который  через практическое использование  идей и изобретений приводит к  созданию лучших по своим свойствам  изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую  выгоду, прибыль, появление инновации  на рынке может привести добавочный доход [11, c. 48].

Подводя итог можно отметить, что все исследователи едины в том, что инновации есть результат инновационной деятельности. В наиболее общем смысле инновационную деятельность можно представить, как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. В РФ разработана и действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Данная концепция предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, таких, как ускоренное распространение новых технологий в экономике, развитие высокотехнологичных производств и совершенствование институциональной среды, Главное условие реализации данного сценария является формирование в стране благоприятных условий в различных сферах экономики и общества для развития человеческого потенциала России и тем самым повышения конкурентоспособности человеческого капитала как ключевого фактора инновационного развития. В настоящее время, возрастает роль инноваций как в масштабах государства в целом, так и в деятельности отдельного предприятия. Следовательно, все больше хозяйствующих субъектов стремятся производить свой уникальный продукт, не имеющий аналогов. Для создания такого продукта компании самостоятельно вкладывают средства в научные исследования и разработки, осуществляют их внедрение в производство и продвижение продукции на рынке, т. е. инвестируют собственные средства в инновации.

 

    1. Инновация как объект управления

 

Инновации – это процесс постоянного  обновления в различных областях распространения производства. Инновацией называют любые разработки в технических  и технологических сферах, стимулирующие  производственную деятельность обновления. Инновации реализуются в жизнь, базируясь на комплексном анализе  работы с целью определения возможностей своего потенциала на рынке.

Предпосылки для возникновения  инноваций активизируются потребителями, новыми научными открытиями или потребностями  фирмы. В связи с проведением  инновационного процесса будет определяться величина риска на рынке. Если фирма  создает инновацию для нового сегмента рынка, риск значительно ниже, чем при реализации инновации  научного открытия. Инновации разделяются на два вида: продукта и процесса [1, c. 433].

При проведении внутриорганизационной  инновации нововведение разрабатывается  и применяется в границах фирмы, инновация не имеет товарной формы. При проведении межорганизационной инновации обязанности разработчика и производителя инноваций разделены с обязанностями его потребителей. Стратегия, которая определяет развитие, оказывает влияние на инновационное поведение фирмы. Фирма проводит реактивные или стратегические инновации в связи с рыночной ситуацией или выбранной стратегией [1, c. 438].

На данном этапе обстоит предмет  выбора из нескольких видов инноваций, таких как реактивная инновация – нововведение, которое обеспечивает конкурентоспособность фирмы на рынке, инновация претворяется в жизнь как противодействие конкурентным фирмам. Реактивная инновация сохраняет сегменты рынка для фирмы, но не организует добавочные преимущества. Стратегическая инновация – нововведение, которое дает при проведении в жизнь добавочные конкурентные преимущества в будущем. Стратегическая инновация больше направлена на создание исключительно новых потребностей. Базисная инновация – оригинальные решения, в результате которых образуются новые отрасли на основе научного открытия. Модифицирующая инновация – решения, несущие существенные изменения основных инноваций, они не изменяют принципов, но совершенствуют показатели пионерских моделей. Псевдоинновация – решения, несущие незначительные изменения основных инноваций [13, c. 412].

Как только новшество принято к  реализации, оно получает новое свойство – становится инновацией. Временной  период между созданием новшества  и реализацией его в инновацию  именуют инновационным лагом. Процесс преобразования новации в инновации вызывает расходы разнообразных ресурсов, главные из которых – время и инвестиции. В рыночных условиях экономические отношения формируются как система купли-продажи товаров. На базе этого формируются спрос, предложение и цена. Главными составляющими инновационной деятельности являются новшества, инвестиции и инновации. Новшества основывают рынок новаций, инвестиции основывают рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций. Эти три рынка формируют область инновационной деятельности [13, c. 511].

Под инновациями в целом подразумевают  применение новаций с целью получения  прибыли в качестве новейших технологий, видов изделий и услуг, организационно-технических и социально-экономических выводов. Временной период от зарождения замысла, создания и внедрения нововведения до его применения называют жизненным циклом инновации. Учитывая последовательности совершения работ, жизненный цикл инновации называют инновационным процессом. Рынок новаций работает с товаром, который считается продуктом научно-технической, интеллектуальной деятельности с авторскими правами [13, c. 512].

Рынок чистой конкуренции инноваций  – это общность продавцов и  покупателей, которые совершают  сделки с похожим товаром в  условиях, при которых покупатель или продавец не влияют на уровень  текущих цен. Используя понятия  «чистой» конкуренции, не берут во внимание анализ вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других политик при борьбе фирм за наиболее выгодные сегменты вложения капитала, рынки сбыта, источники  ресурсов и научно-технические новации [13, c. 513].

Таким образом, при всем многообразии форм участия организаций на рынке новшеств решающим условием считается количество инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс реорганизации новшеств в нововведения. 

2 Современные лидирующие концепции инновационного менеджмента

 

2.1 Концепция синергетического подхода

 

Современная концепция синергетического подхода базируется на изучении, анализе и моделировании процессов протекающих внутри неё, а так же их свойств и состояний. Ведь попытка управлять сложными переходными инновационными процессами и обновляемыми системами, не зная их свойств и не понимая, в каком состоянии они находятся, вряд ли позволит принимать эффективные управленческие решения и получать желаемые результаты.

Сложные процессы, происходящие в ходе разработки и применения инновационных  технологий, видов продукции, услуг  и бизнес-моделей, носят ярко выраженный нелинейный характер и сопровождаются необратимыми изменениями. Научно обоснованное управление, прогнозирование и планирование инновационных процессов должны в первую очередь опираться на современные математические модели и методы нелинейной динамики и синергетики. Ряд исследователей ранее использовали подобные модели и методы для анализа  инновационных процессов. В настоящей  работе анализ свойств инновационных  процессов выполнялся с позиций  синергетики и основывался на использовании информационного и мультифрактального подходов. Изучение, анализ и моделирование свойств инноваций на основе информационного и мультифрактального анализа позволяют глубже понять природу динамики, в том числе цикличности, технико-экономического развития открытых инновационных систем на основе универсальных закономерностей самоорганизации и самоподобия [20, c. 40].

Рассмотрим инновационный  процесс развития обновляемой системы, которую в соответствии с концепцией «открытых инноваций», принимаем  открытой системой. Такие системы  в процессе своего обновления развиваются  как открытые диссипативные устойчиво  неравновесные системы, способные  к самоорганизации. Наличие материального, энергетического и информационного  потоков, в качестве которых выступают потоки инвестиций, патентной информации, кадров, оборудования и т.д. от внешних источников к системе и их диссипация являются предпосылками активности обновляемой системы. Итак, рассматриваемая нами система – диссипативная устойчиво неравновесная система, способная к самоорганизации [20, c. 44].

Рассматриваемая самоорганизующаяся система включает профессиональные сообщества, а с психологических позиций сюда целесообразно добавить поток «мотивационной энергии», угасание которого приводит к снижению темпов роста научных знаний, истощению потока инноваций и постепенному разрушению интеллектуальной структуры, что подчеркивает диссипативный характер инновационных систем. Гомеостатические свойства профессионального сообщества определяются такими факторами, как научные школы и исторические традиции, система образования и учебники, которые обеспечивают преемственность и устойчивое развитие науки, техники и технологий [20, c. 45].

Отличительной особенностью инновационных процессов в данной концепции является то, что они сопровождаются необратимыми изменениями. Все реальные процессы в той или иной степени необратимые и неравновесные. Они позволяют на единой основе описать жизненный цикл обновляемой системы, включая прохождение этой системой последовательности скачков развития и эволюционных стадий развития на каждом иерархическом уровне. Переход на новый уровень развития идёт от беспорядка к порядку, через явления неустойчивости, где перед обновляемой системой открывается возможность перехода к одному из нескольких вариантов будущего развития. Результатом действия процессов самоорганизации в обновляемой системе является формирование последовательности разномасштабных событий, образующих поток инноваций, во временной области. Если инновации ассоциированы с процессами самоорганизации в открытой системе, этот поток разномасштабных инновационных событий обладает свойством масштабной инновационности [20, c. 47].

Для анализа потока инновационных  событий обычно используется модель масштабной инновационности точечного процесса, который может быть представлен двояко. С одной стороны, как реализация в виде множества идеализированных импульсов, расположенных на временной оси в точках, соответствующих инновациям, с другой – как случайный процесс накопления или кумулятивная функция – ступенчатая ломаная линия, которая претерпевает скачок в момент очередной инновации и сохраняет свое значение до появления следующего скачка. Разномасштабность инноваций учитывается высотой импульса или величиной скачка. Таким образом можно наглядно представлять последовательность разномасштабных инновационных событий во времени, а так же целесообразно рассматривать их как инновационную траекторию обновляемой время от времени системы [20, c. 48].

Информация о работе Современные концепции инновационного менеджмента