Современные подходы к выбору поставщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение путей преодоления проблемы выбора поставщиков предприятия.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач:
выявление проблемы выбора поставщиков;
рассмотрение критериев выбора поставщиков;
характеристика методов выбора поставщиков;
анализ и оценка статей по данной теме;
разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

Файлы: 1 файл

Проблема выбора поставщика.docx

— 52.93 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра маркетинга

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине Промышленный маркетинг

на тему: Современные подходы к выбору поставщика

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. МРК-09-1

Чернявская Олеся

Проверила: канд. экон. наук, доцент  

Сараева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск - 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.

Выбор поставщика для любого предприятия очень важен. Особенно для предприятий, работающих  на рынке В2В.  От этого выбора  зависит качество выпускаемой продукции,  сроки производственного цикла, репутация организации и многое другое.  Выбор поставщика – это один  из самых важных и ответственных этапов  процесса принятия решения о закупке. Именно поэтому важно относиться к этому  этапу со всей ответственностью и осторожностью. Тема современных подходов в вопросе о выборе поставщика сегодня очень актуальна. В своей работе я рассмотрела и проанализировала статьи по данной теме.

Целью работы является определение путей преодоления проблемы выбора поставщиков предприятия.

Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач:

    • выявление проблемы выбора поставщиков;
    • рассмотрение критериев выбора поставщиков;
    • характеристика методов выбора поставщиков;
    • анализ и оценка статей по данной теме;
    • разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

Объектом исследования выступают статьи:

1. «Переквалификация в процессе выбора контрагента: как обеспечить максимальное соотношение качества и цены»;

2. «Выбор поставщика малого предприятии».

 Методы исследования: изучение теоретических основ  по управлению закупками предприятия;

    • анализ мнений различных авторов по данной теме;
    • разработка конкретных мер по усовершенствованию выбора поставщиков предприятия.

При написании работы использовались труды российских и зарубежных ученых, публикации в периодической печати.

 

 

 

1. Проблема выбора поставщика на промышленном предприятии

 

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании.   А ведь  оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. [2, с. 228]

Главная проблема при выборе поставщика – отсутствие единичного критерия оценки поставщика.

Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм или фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Опыт показывает, что менять поставщика - процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или поставщик оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового поставщика. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому поставщику следует сразу предъявлять повышенные требования. Считается, что лишиться поставщика легко, труднее найти нового.

Выбор поставщика может проводиться на конкурсной основе. Критериями отбора претендентов могут выступать показатели: ценностной значимости поставок в сопоставлении с их стоимостью; регулярности поставок и их качество. Использование в качестве независимого критерия "цены поставки" не рекомендуется, поскольку низкая цена - это, как правило, низкое качество.

На этом этапе члены закупочного центра изучают предложения и переходят к выбору поставщика. Они оценивают не только техническую компетентность различных кандидатов, по и их способность обеспечить своевременную поставку товара и предоставление необходимых услуг. Нередко члены закупочного центра составляют перечень желательных характеристик поставщика с ранжированием их по степени относительной значимости.

Перед тем как сделать окончательный выбор, агент по закупкам может попытаться провести переговоры с предпочтительными поставщиками в расчете на получение более благоприятных цен и условий поставок. В конце концов, будет выбран какой-то один поставщик или несколько. Многие агенты по закупкам предпочитают иметь ряд источников снабжения. В этом случае у них есть возможность не зависеть целиком и полностью от одного поставщика при каких-то неувязках, а также возможность сравнивать цены и эффективность работы разных поставщиков.[6]

Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон  уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен. [3, с. 301]

 

1.2 Стандартный алгоритм выбора поставщика

  1. Поиск потенциальных поставщиков и информации о них : каталоги и прайс–листы, торговые журналы, интернет – сайты, рекламные материалы, торговые представительства, банки и финансовые институты, официальных органов выставки- ярмарки, конкурсные торги, конкуренты потенциального поставщика, переписка и личные контакты с возможными поставщиками, собственное исследование и др. [1, с. 137]
  2. Анализ потенциальных поставщиков. 

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков (экспертным методом).

Возможные критерии оценки поставщиков:

  • Надежность доставки.
  • Гарантии качества.
  • Производственные мощности.
  • Цены.
  • Местоположение.
  • Технический потенциал.
  • Финансовое положение.
  • Возможность компромиссов.
  • Наличие информационной системы связи и отработки заказов.
  • Послепродажный сервис.
  • Репутации и роль в своей отрасли.
  • Деловая инициативность.
  • Управление и организация.
  • Контроль процессов.
  • Отношение к покупателю.
  • Имидж.
  • Оформление товара (паковка).
  • Трудовые отношения.
  • Деловой опыт и история взаимоотношений.
  • Вспомогательная литература и инструкции.
  • Взаимность выгод и интересов.

Чаще всего предприятия выбирают  небольшой спектр критериев (только самые значимые), а остальным не придают значения (чтобы как можно быстрее определиться с выбором).  Основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Также  время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита (для малых предприятий), поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям. [4]

В заключение, опираясь на результаты анализа, лицо, принимающее решение, делает свой выбор в пользу конкретного поставщика (группы поставщиков).

Как показывает практика, к вопросу выбора поставщика многие предприятия относится  достаточно поверхностно. 

Во-первых, источники информации о потенциальных поставщиках чаще всего ограничиваются  каталогами  и прайс–листами, интернет – сайтами,  рекламными материалами и посещением выставок-ярмарок. Ведь эти источники информации легко доступны, их анализ не требует больших затрат, и на него не уходит много времени. Но вышеперечисленные источники не показывают всей картины. С помощью них мы не можем оценить потенциального поставщика объективно и досконально.

Во-вторых,  выделяется слишком маленький спектр критериев, по которым происходит оценка поставщиков. Их недостаточно для качественного анализа потенциальных претендентов.

И в-третьих, чаще всего, поиск и анализ информации проводит 1-2 человека, и то недостаточно компетентные в вопросе конкретных РТУ (работ/товаров/услуг). Также важно грамотно составить и заключить договор о поставке. Если  в крупных предприятиях есть юридический отдел и они более детально подходят к разработке договора, то на маленьких предприятиях часто бывает так, что договор оформлен чисто формально и не учитывает многих факторов , которые могут серьезно навредить предприятию. [5]

Эти недостатки в процессе выбора поставщика приводят к ряду проблем, которые негативно сказываются на всем предприятии:

  1. Если плохо проверить качество поставки, то можно после заключения договора получить товар плохого качества (который не приемлем для производства).  Это   ведет к финансовым потерям (возврат товара, закупка нового), нарушаются сроки производственного цикла, страдает репутация организации.
  2. Недостаточная компетентность исполнителя, оценивающего качество поставок, может привести к закупке  некачественных РТУ.  Это приведет к снижению класса продукции, выпускаемой предприятием, или к необходимости закупки новой партии РТУ.
  3. Если  не проверить благонадежность поставщика, он может взять предоплату и исчезнуть,  не поставив товар, либо не соблюсти сроки поставки. Предприятие понесет  финансовые потери.
  4. Если не учесть в договоре какую-то ситуацию, можно понести убытки (нет гарантии качества на определенный срок и  т.д.)

 

2. Анализ статей по теме: «современные  подходы к выбору поставщиков  на рынке В2В».

2.1 Анализ статьи «Переквалификация в процессе выбора контрагента: как обеспечить максимальное соотношение качества и цены»

 

В статье описаны типовые проблемы, возникающие при предварительном отборе поставщиков товаров, работ и услуг.  В качестве эффективного инструмента выбора контрагента авторы предлагают использовать систему преквалификации.

Задача преквалификации - сформировать перечень  добросовестных («правильных») поставщиков и минимизировать риски организации.  В данной статье авторы рассматривают процесс преквалификации в узком смысле. Это - сумма процедур, обеспечивающих проверку состоятельности будущего поставщика (его репутации, опыта работы и качества поставляемых работ/товаров/услуг - РТУ).

Авторы говорят о том, что на качество процесса выбора поставщика могут оказать негативное влияние следующие факторы: 

  1. недостаточное количество критериев оценки, неполный комплект документов, недостоверная информация, на основании которой репутацию поставщика оценивают неверно;
  2. низкая квалификация специалистов, осматривающих образцы или посещающих объекты.

Я, в свою очередь, согласна с тем, что эти факторы оказывают негативное влияние на процесс выбора поставщика. И практика это доказывает.

Процедуры преквалификации можно условно  разделить на две части:

  1. Камеральная проверка.  Основная задача - оценить «качество» потенциального партнера. В процессе проверки важно использовать не  только информацию, предоставленную преквалификантом, но и сведения из открытых источников, позволяющих получить более полное и объективное представление о репутации и профессиональном опыте поставщика (сайты государственных служб и ведомств, отраслевые сайты, сайты-черные списки и т.д.). Важно напрямую запрашивать информацию у бывших и нынешних потребителей продукции потенциального поставщика, а не пользоваться заведомо положительными рекомендациями, размещенными на сайте компании. 

Я считаю, что это  является решением распространенной проблемы, связанной с  неполным комплектом документов, недостоверной информацией, на основании которой репутацию поставщика оценивают неверно.

  1. Натурная проверка - это осмотр образцов  поставляемой продукции либо посещение объектов (если речь идет о работах и услугах); основная задача - оценить качество поставляемых РТУ. Натурная проверка может не проводиться при закупке стандартизированной и сертифицированной, общеизвестной, малоценной и уникальной продукции. Ведь тут все ясно и без нее, и это лишние затраты времени и сил. 

Информация о работе Современные подходы к выбору поставщика