Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 23:41, реферат
Как показывает практика, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать, и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определения объемов продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Объектами рыночного исследования являются тенденция и процесс развития рынка. Включая анализ изменения экономических, научно-технических, законодательных и др. факторов, а так же структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка. Состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.
Введение 2
Сущность и основные направления маркетинговых исследований 3
Объект наблюдения и управления 4
Маркетинговая информация 7
Методы проведения маркетинговых исследований 10
Способы сбора информации при проведении маркетинговых исследований 16
Заключение 20
Список использованной литературы: 21
Маркетинговые исследования
могут проводиться
1) речь идет о проблемных областях, связанных с решением самостоятельных исследовательских задач;
2) необходимы специализированные знания, опыт и оборудование;
3) необходима беспристрастность.
В связи с этим «важно знать, какие типы подобных организаций существуют, тщательно рассмотреть, какие услуги они готовы оказать, каковы их сильные и слабые стороны, имеют ли они репутации объективных и т. д.».
Целью маркетинговых исследований является получение точных и достоверных данных по конкретным проблемам маркетинговой деятельности, необходимых для принятия руководством предприятия обоснованных решений. Подобные данные могут быть собраны путем проведения так называемых «кабинетных» и «полевых» исследований.
«Кабинетные» исследования проводятся на основе анализа данных, полученных из специальных публикаций, справочников, статистических сборников и т. д. Сбор вторичной информации осуществляется с помощью систем внутренней и внешней информации. Вторичная информация при этом отличается доступностью сбора, обходится сравнительно недорого, помогает получать комплексное представление об исследуемой проблеме. Но прежде чем использовать эту информацию в маркетинговом исследовании, необходимо убедиться в ее надежности, достоверности и однородности (сопоставимости данных).
Вторичные данные это данные собранные где-то ранее для других целей.
Приступать к работе по сбору информации следует с поиска именно вторичной информации, так как это позволит не только сэкономить время и средства при поиске первичной информации, но и возможно внести коррективы в поставленные ранее цели текущего исследования.
Существуют два вида источников вторичной информации: внутренние и внешние.
Внутренними
источниками вторичной
* производственные,
бухгалтерские и финансовые
* беседы с сотрудниками отдела сбыта и пр. сотрудниками;
* маркетинговая информационная система;
* сообщения торгового персонала;
* обзоры жалоб потребителей;
* планы производства;
* счета клиентов;
* протоколы заседаний руководства;
* деловая корреспонденция фирмы.
Внешними источниками вторичных данных являются:
* данные
международных организаций (
* законы,
указы, постановления
* официальная
статистика, периодическая печать,
результаты научных
* выставки, ярмарки, конференции, презентации, дни открытых дверей.
В первую очередь среди вторичных данных следует выделить статистические ежегодники, данные переписи населения, семенные бюджеты, данные о сбережениях населения, каталоги и проспекты различных фирм, таблицы курсов акций, судебные решения.
Внешних источников информации очень много, и поэтому стремление собрать все данные, относящиеся к исследуемой проблеме, может оказаться либо просто нереализуемым, либо привести к огромным затратам времени и ресурсов. Целесообразно помнить об эффекте Парето, согласно которому 80% информации содержится в 20% источников. Следовательно, из всего объема источников необходимо выбрать самые ценные. При всей ценности полученной информации следует помнить, что эти сведения доступны практически всем и поэтому не дают существенных конкурентных преимуществ.
«Полевые исследования» опираются на первичные данные, сформированные непосредственно в местах их сбора в определенные сроки. Получение первичной информации лежит в основе большинства маркетинговых исследований. Это требует сравнительно больших затрат средств и времени, чем получение вторичной информации, а также специального плана, в котором определяются методы исследования, способы связи с аудиторией, специальное оборудование.
Первичная информация - это сведения, которые впервые собирают путем полевых маркетинговых исследований, для реализации конкретной цели.
Ее
сбор осуществляется путем наблюдений,
опросов, экспериментальных
Первичная информация необходима в тех случаях, когда анализ вторичных источников не обеспечивает необходимыми сведениями.
На выбор источников первичных данных, методов, технологии и техники проведения маркетинговых исследований влияют следующие факторы:
- постановка цели управления маркетингом на предприятии;
- способности информационной системы обследуемой среды;
- стоимость
проведения исследования и
- наличие
опыта в проведении наблюдений
и специалистов
- уровень развития инфраструктуры рынка;
- наличие средств вычислительной техники и другого специального оборудования;
- необходимость
обеспечения объективности и
конфиденциальности
Существуют специальные методы исследования, которые определяются в соответствии с поставленными целями проводимого исследования: наблюдение, опрос и эксперимент.
Цели могут быть:
- поисковые,
т. е. предусматривать сбор
каких-то предварительных
- описательные, т. е. предусматривать описание определенных явлений;
- экспериментальные,
т. е. предусматривать
Собрав первичные и вторичные данные, необходимо выбрать из них наиболее важные сведения и результаты, которые затем обрабатываются с помощью разнообразных аналитических методов в системе анализа маркетинговой информации.
Заключительным в процессе проведения маркетинговых исследований является этап подготовки отчета.
В отчете должны быть изложены основные результаты проведенного исследования и основанные на них рекомендации, необходимые руководству предприятия для принятия маркетинговых решений.
При составлении отчета важно, чтобы он был написан таким языком, который будет понятен его читателям, и иметь такую форму, которая бы облегчала его восприятие. Известный английский маркетолог Л. Роджер пишет по этому поводу следующее: «На «надгробиях» многих отчетов о результатах исследования маркетинга можно было бы поместить следующую эпитафию: «Здесь покоится исследовательский труд, погибший из-за того, что отчет был неправильно построен и непонятно изложен».
Проведение квалифицированного маркетингового исследования требует от его участников творческого подхода к решению возникших проблем, предполагающего комплексное использование разнообразных методов сбора и анализа данных. Значительно повысить эффективность исследований и всей системы маркетинговой информации позволяет применение современных компьютерных технологий.
В настоящее время на предприятиях, даже в условиях отсутствия автоматической системы обработки данных по управлению маркетингом, такие функции, как ведение карточек, каталогов, справочников по рынкам сбыта, производителям, продуктам и т. д., требующие квалификации, унификации и стандартизации информации, выполняются с помощью простейших средств вычислительной техники. Развитие и внедрение инструментальных средств программного обеспечения, компьютеров позволяют без особых усилий и временных затрат автоматизировать процесс решения перечисленных задач.
При проведении маркетинговых исследований для сбора информации используют следующие основные методы: наблюдение, опрос и эксперимент.
Наблюдение является наиболее простым методом исследования, как правило, дает наименее удовлетворительные результаты. Наблюдение используется для достижения поисковых целей, обычно связанных с оценкой сложившейся ситуации, поиском полезных идей. С помощью наблюдения изучают и фиксируют как настоящее поведение людей, так и результаты прошлого поведения, обычно в реальных условиях.
Для наблюдения
характерно отсутствие непосредственной
связи с исследуемой
Результаты наблюдения в значительной степени зависят от квалификации и объективности наблюдателя. Основные недостатки связаны с тем, что данный метод не дает возможности получить информацию о психологических особенностях потребителей, внутренних мотивах поведения, процессах принятия решений.
Опрос эффективен при проведении исследований, связанных с достижением описательных целей. Данный метод представляет собой сбор необходимой информации непосредственно от опрашиваемых лиц. Опросы проводятся для получения информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п. Это один из важнейших методов выявления и фиксирования факторов, характеризующих процессы формирования и развития спроса, товарного предложения, всей конъюнктуры рынка.
Эксперимент
используется для выявления причинно-следств
В процессе эксперимента исследуемые сопоставимые группы помещаются в контролируемые условия, в которых изменяется один или несколько факторов, остальные остаются неизменными, и изучается реакция данной группы на происходящие изменения. Например, с помощью эксперимента можно определить влияние отдельных факторов комплекса маркетинга на потребителя.
Для наблюдения, опроса и эксперимента важным и решающим условием является правильное определение выборки.
«Идея выборки базируется на двух основных принципах теории математической статистики, обычно именуемых «законом статистической закономерности» и «законом больших чисел». Первый закон устанавливает, что любая группа объектов, взятых из большой группы таких же объектов, стремится иметь те же характеристики, что и большая группа. Второй закон утверждает, что большие группы более стабильны, чем малые ввиду компенсационного эффекта отклонений в противоположных направлениях. На основании этих и подобных принципов можно определить размер и структуру выборки, которая обеспечит необходимую степень точности, в то же время, учитывая и исключая возможные причины ошибок. На практике правильно построенная и осуществленная выборка может оказаться более точной, чем плохо проведенная перепись».
Рассмотрим
следующие понятия, которые характерны
для выборочного исследования: «единица
выборки», «генеральная совокупность»,
«выборочная совокупность» или
«выборка» и «
Единица выборки - это непосредственный первичный источник информации, выбираемый в зависимости от целей и задач исследования - индивидуум, семья, предприятия (организация), товар и др.
Генеральная совокупность- это вся совокупность единиц, обладающая интересующими исследователя свойствами.
Выборочная совокупность -- это часть генеральной совокупности, которая отбирается определенным способом для обследования (изучения) и отражает свойства генеральной совокупности.
Если выборка достаточно хорошо отражает свойства генеральной совокупности, ее называют репрезентативной.
В практике выборочного обследования различных объектов (товаров, потребителей и др.) известны следующие способы отбора:
- простой
случайный отбор, при котором
отдельные единицы
- механический
отбор, при котором
- типичный
отбор, при котором
- серийный
отбор, при котором
Все способы отбора (кроме механического) могут быть повторными.
В практике
социально-экономических
Следует отметить также, что в случае исследования конечных потребителей выборка может осуществляться с учетом принципов сегментирования и представляет собой группу населения, которая олицетворяет как бы все население в целом.
При исследовании потребителей после выборки группы лиц необходимо определить, каким способом будет осуществлена связь с ними: по телефону, по почте или посредством личной беседы.
Интервью по телефону должно быть коротким и в то же время ясным. Этот способ эффективен при необходимости быстрого сбора информации, однако возможен лишь при наличии у опрошенных по телефонам.
Информация о работе Способы сбора информации при проведении маркетинговых исследований