Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:49, курсовая работа
В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).
Содержание
Введение. 3
1. Понятие и показатели качества продукции. 4
2. Управление качеством продукции 7
3. Новая стратегия в управлении качеством 10
4. Стандартизация продукции 11
5. Сертификация продукции 19
Заключение 22
Список литературы 24
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон «О защите прав потребителей», принятый, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.
Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов.
Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.
В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:
• Испытания образца продукции.
• Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.
• Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.
• Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.
• Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.
• Только оценка заводского управления качеством.
• Проверка партий изделий.
• 100%-ный контроль.
В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с двумя субъектами этого процесса.
Преимущества сертификации продукции
Применение предприятиями сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
• обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
• облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
• обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
• способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями не сертифицированной продукции;
• уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;
• предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
• стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;
• способствует повышению организационно-технического уровня производства;
• стимулирует ускорение НТП.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.
Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.
Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам: Признак классификации, система сертификации продукции, заинтересованность сторон, национальная, региональная, международная, правовой статус, обязательная, добровольная, самостоятельная
Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации: третьей стороной
Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации определен Госстандарт. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров.
Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.
Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.
Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.
Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.
Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.
Система сертификации продукции третьей стороной создается стороннею организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).
Выводы.
Сертификация — процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям. Отличительной чертой подтверждения соответствия через сертификацию служит то, что она выполняется третьей стороной- это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика, ни от потребителя.
Одной из важнейших особенностей сертификации является то, что все операции осуществляются в рамках определенной системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа.
При положительном решении по результатам сертификации заявителю выдается сертификат соответствия и предоставляется право на использование знака соответствия. Наряду с сертификатом существует знак соответствия зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
В каждом конкретном случае сертификация проводится по определенной схеме. Схема сертификации это совокупность действий, официально установленная и применяемая в качестве доказательство соответствия заданным требованиям. В практике международной сертификации используется восемь схем сертификации. Семь из восьми связаны с сертификация продукции и две — с сертификацией систем качества.
Стандарты, определяющие основные требования к каждому изделию, исключающие анархию при их проектировании и изготовлении, не лишают изделия их собственного лица, не объединяют их красок. Для того чтобы правильно оценить роль и значение стандартов, необходимо понять, что они, устанавливая требования к качеству каждого изделия, определяют лишь точные нормы, показатели требуемого качества, но выбор фасона одежды, обуви и др. изделий не ограничивают. Прогрессивные стандарты не тормозят научно-технического прогресса. Напротив, они отражают не только достигнутый уровень техники, но и перспективу ее развития и поэтому способствуют ускорению технического прогресса.
Активное и рациональное применение стандартов, в том числе и международных, позволяет обеспечить требуемое качество продукции и услуг, отгранизовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а так же приводит к преодолению технических барьерах на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнерами, установления более высокого уровня цен на продукцию, услуги и повышает уровень конкурентоспособности предприятий на мировом рыке. Как уже было упомянуто существует добровольная и обязательная сертификация. За рубежом наличие сертификата прямо связано с обеспечением продаж.
Никто не будет покупать ни за какие деньги «кота в мешке». В условиях кризиса экономики национальным бедствием стало распространение опасной продукции, поэтому одной из первоочередных проблем экономики является внедрение обязательной сертификации, в них должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака соответствия, выданных в соответствия, выданных в соответствии с действующим порядком.
Список использованной литературы:
1. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001-с.36.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2005- с.78-95
4. Ворст Й., Реветлоу П. Экономика фирмы: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001- с.55-85
5. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: учебник. – М.: Инфра-М, 2007- с.45-88
7. Концепция стандартизации и сертификации в сфере услуг населению. М.: Изд-во ВНИИС, 2010 — с 115-120
8. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Хрипача. – М.: Экономпресс, 2000- с,114-133
9. Российская Федерация закона о защите прав потребителей (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)
12. http://base.consultant.ru/
Информация о работе Стандартизация и сертификация продукции предприятия