Страховой маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 10:10, лекция

Описание работы

Страхование — совокупность экономических отношений и система конкретных мероприятий, направленных на полное или частичное возмещение ущерба от наступления непредвиденных обстоятельств (аварий, стихийных бедствий и катастроф, невыполнения финансовых обязательств) путем распределения этого ущерба между возможно большим числом юридических и физических лиц;

Файлы: 1 файл

Страховой маркетинг.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

     «Страховой маркетинг» 

  • Страхование совокупность экономических отношений и система конкретных мероприятий, направленных на полное или частичное возмещение ущерба от наступления непредвиденных обстоятельств (аварий, стихийных бедствий и катастроф, невыполнения финансовых обязательств) путем распределения этого ущерба между возможно большим числом юридических и физических лиц;

Основные  участники страховых  отношений:

  • страхователи - юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования;
  • страховщики юридические лица любой определенной законодательством организационно-правовой формы, имеющие государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда.

 Страховщиками  могут выступать государственные  страховые организации, акционерные  страховые общества, общества взаимного  страхования и перестраховочные  компании.

Страховые посредники

  • страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение.
  • страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика.

Страховые брокеры  владеют обширной информацией о  конъюнктуре страхового рынка, финансовом положении страховых компаний и в качестве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхования для своих клиентов.

  • Страховой случай – представляет собой свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или третьему лицу.
  • Страховой полис – документ (именной на предъявителя) удостоверяющий заключение страхового договора и содержащий обязательства страховщика выплатить страхователю при наступлении страхового случая определенную сумму денег (страховую компенсацию или возмещение)
  • Страховой взнос – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.
  • Страховой тариф –ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.
  • Франшиза –освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенного размера. Размер франшизы означает часть убытка, не подлежащую возмещению со стороны страховщика.

Франшиза может  быть установлена  в абсолютных или  относительных величинах  к страховой сумме или оценке объекта страхования в процентах к величине ущерба.                             

  • При условной франшизе -  не возмещается сумма ущерба в пределах суммы, составляющей франшизу, если сумма ущерба превышает франшизу, то ущерб возмещается полностью.
  • При безусловной франшизе – из любой суммы ущерба вычитается франшиза.

1. Страхование  по форме проведения:

  •   обязательное
  • добровольное.

Отрасли страхования

  • Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями.
    • страхование имущества юридических лиц (страхование грузов, оборудования, зданий),
    • страхование имущества физических лиц,
    • смешанный тип страхования.
  • Личное страхование выступает формой социальной зашиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты - жизнь, здоровье, трудоспособность граждан.
  • Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя, независимо от его имущественного положения.
    • Страхование ответственности за непогашение кредитов
    • Страхование ответственности владельцев транспортных средств для защиты от возможных последствий ДТП
    • Страхование ответственности за вред, причиняемый окружающей среде.
    • Страхование  профессиональной ответственности

Перестрахование  представляет собой систему финансовых и договорных отношений, при которых страховщик часть ответственности по принятым на себя обязательствам перед страхователем передает на согласованных условиях другому страховщику.

Цель перестрахования  — создание сбалансированного портфеля страховщика посредством деления и выравнивания рисков, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Страховой маркетинг включает мероприятия, связанные с изучением потребностей потенциальных страхователей, изучением конкурентной среды, разработкой (на основе результатов этих исследований) и внедрением страховых продуктов, а также систем их продажи, созданием и функционированием необходимой посреднической сети и инфраструктуры.

  • Страховой маркетинг – это комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой компании, направленной на оказание таких страховых услуг и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу. Причем спрос создается усилиями самой страховой организации.
  • Маркетинг в страховании означает систему организации деятельности страхового общества, основанную на предварительном изучении состояния страхового рынка и перспектив спроса на страховые услуги, определении задач по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоряжении общества услуги разработке новых видов страховых операций.

Маркетинг страховщика включает:

  • сегментация рынка - выделение отдельных групп страхователей, которые могут потребовать отличных страховых услуг или комплексов маркетинга;
  • изучение потенциальных страхователей на каждом из сегментов страхового рынка;
  • изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования;
  • исследование продукта (вида страховых услуг).
  • анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту включает изучение функций и особенностей деятельности посредников страховщика, характера сложившихся взаимоотношений со страхователями.
  • изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции.
  • разработка стратегии и сценария продвижения страховой услуги к страхователям;
  • расчет затрат на реализацию стратегии продвижения страховой услуги к страхователям;
  • расчет рентабельности страховой услуги;
  • реализация стратегии продвижения страховой услуги к страхователям;
  • контроль реализации страховой услуги.

Особенности страхового маркетинга:

  • Долгий срок жизни страхового продукта — долгосрочный характер взаимодействия страховщика и страхователя.
  • Неотделимость страховой услуги от страховщика, который берет на себя долговременные обязательства по возмещению ущерба.
  • Сильная государственная регламентация страхового бизнеса, в частности, наличие жестких требований к свойствам страхового продукта (лицензирование тарифов и условий страхования, нормативы по размещению страховых резервов и т.д.), что существенно снижает маркетинговую свободу маневра страховщика.
  • Отсутствие патентования страховых продуктов, что автоматически влечет за собой быстрое копирование удачных разработок  и страховых программ конкурентами;
  • Зависимость от макроэкономического окружения: его динамика прямо сказывается на положении страхования, особенно в части распространения долгосрочных страховых продуктов, например, страхования жизни. Долгосрочное страхование, как, впрочем, и иные его отрасли, требует политической и экономической стабильности, а также высокого уровня доверия населения к финансовым институтам.
  • Недостаточное понимание сути страхования большинством потенциальных клиентов, особенно физическими лицами, из чего вытекают осложнения в общении страховщика со страхователями, часто не представляющими себе эффективность страховой защиты и механизм формирования ее цены.
  • Вероятностный характер.

Клиент страховщика  получает страховую выплату в  случае, если произойдет указанное  в договоре событие, наступление которого оценивается определенной вероятностью. Клиент может и совсем не получить возмещения (если страховой случай не произошел), однако услуга все равно считается оказанной, и уплаченные страховые взносы не возвращаются

Факторами спроса на страхование  являются:

  • количество потенциальных страхователей и объектов страхования (спрос находится в прямой зависимости от него);
  • доходы потенциальных страхователей (прямая зависимость);
  • стоимость альтернативных механизмов управления рисками, в т.ч. самострахования, переноса риска и т. п. (обратная зависимость);
  • для долгосрочного страхования жизни - цены на аналогичные услуги сберегательных банков, негосударственных пенсионных фондов и других конкурентов страховых компаний (обратная зависимость);
  • налогообложение страховых взносов и выплат (льготное налогообложение стимулирует спрос);
  • наличие требований законов, иных нормативных актов, договоров (например, аренды) застраховать определенную группу объектов (прямая зависимость);
  • инфляционные ожидания (уменьшение спроса);
  • ставка банковских процентов (прямая зависимость: чем выше стоимость ресурсов, тем выше привлекательность страхования).

В отличие от потребностей в питании, одежде, жилище, медицинском обслуживании, рабочей  силе для предприятий, страхование стоит на одном из последних мест в иерархии потребностей .

До тех пор, пока страховой случай не произошел, нет потребности и в компенсации  ущерба от него.

Поэтому страховщики  вынуждены вести агитационную и  разъяснительную работу, доходчиво  объяснять клиенту его потребность в компенсации непредвиденного ущерба, а значит, и в страховании. Иными словами, страховщик решает задачу перевода потребностей клиента в страховании из разряда неосознанных в осознанные.

1.Страховая компания  должна обладать налаженной системой продаж, основу которой составляют хорошо подготовленные продавцы. Продавцами страхового продукта могут являться как штатные работники компании, так и страховые посредники.

2.Клиенту должен  быть предложен страховой продукт,  юридически грамотно разработанный и обязательно учитывающий потребности клиента, а также легко дополняемый смежными страховыми продуктами

3.Для успешного  привлечения клиентов необходим  положительный имидж компании. Благоприятно  воспринимается клиентом информация  о хорошем финансовом состоянии компании, размере уставного капитала, наличии крупных и известных предприятий в числе акционеров и клиентов компании, участии компании в перестраховочных операциях. численности и квалификации персонала и т. п.

Страховым продуктом понимают, как правило, предложение конкретной услуги по какому-либо виду страхования - типовой набор условий страхования, рассчитанных, как правило, на большое число соответствующим образом сгруппированных потенциальных потребителей, а также предлагаемые клиенту вспомогательные и дополнительные услуги.

Отличие продукта от вида страхования принципиальное: один продукт может объединять предложения  по разным видам страхования (а может  быть, - и по разным видам страховой  деятельности, и отраслям, а также  и по нестраховым услугам). И напротив, один вид страхования почти всегда включает целую гамму страховых продуктов, рассчитанную на разные потребительские группы.

В комплексный  страховой продукт могут входить  и нестраховые дополнительные и  вспомогательные услуги, а страховая услуга может входить как дополнительная услуга в предложения других товаров и услуг.

Отличительными  чертами поведения потребителей является недоверие к страховому рынку и плохого осознания  потребности в страховании у  предприятий и населения. "

"Пакетные" продажи - лучший способ преодолеть предубеждение против страхования.

Типы "пакетных" продаж в страховании:

1. Нестраховая  организация продает вместе со  своими услугами еще и полис.  Такой тип пакетных продаж  исторически возник первым, в  том числе и в России - наверняка всем знакомы примеры продажи страховых полисов в билетной кассе, туристической фирме, банке, автомагазине и т.п.)

Можно продавать  только массовые, предельно усредненные  по своим параметрам и условиям страхования  продукты

2. Страховая организация продает через свою сеть полисы, предусматривающие и сервисные услуги.

Продажу ведет  обычный агент или штатный  специалист, однако то, что он предлагает, это уже не просто страхование. Клиенту  предлагается, например, страхование  автомобиля с условием не просто выплаты денежной компенсации, а ремонта машины силами страховщика, его экстренной эвакуации, выезда эксперта к месту дорожного происшествия и т.п.

Информация о работе Страховой маркетинг