Сущность, функции и принципы современного маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается современный маркетинг. Какие функции и подфункции он выполняет, какие цели, и задачи он перед собою ставит. маркетинг цель задача сущность
Объясняется, что же такое маркетинг, какова его сущность. Для пояснения определения сущности маркетинга, рассматриваются такие понятия ,как нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок, как эти понятия связаны с ним.
На примере схемы показывается, как маркетинг связан с другими дисциплинами. Так же в этой работе четко выделены основные принципы и какие вопросы из них вытекают, с последующим ответом на них и что понимают под управлением маркетинга.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность маркетинга
Глава 2. Основные принципы маркетинга
Глава 3. Функции и подфункции современного маркетинга
Глава 4. Концепции управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий

Файлы: 1 файл

2.docx

— 59.37 Кб (Скачать файл)

Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договориться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг - удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный «маркетинг», когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям. Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.

В начале 50-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пытающимися отыскать покупателей.

 

2.Основные  принципы маркетинга

 

Основные принципы маркетинга:

1) производство  продукции, основанное на точном  знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных  возможностей предприятия;

2) наиболее  полное удовлетворение потребностей  покупателя, обеспечение его средствами  или комплексом средств для  решения конкретных проблем (альтернативный  принцип - производство товаров и  услуг с последующим поиском  сбыта);

3) эффективная  реализация продукции и услуг  на определенных рынках в запланированных  объемах и в намеченные сроки;

4) обеспечение  долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности  предприятия, что предполагает постоянный  задел научно-технических идей  и разработок для производства  товаров рыночной новизны;

5) единство  стратегии и тактики производителя  в целях активной адаптации  к изменяющимся требованиям покупателей  при одновременном воздействии  на формирование и стимулирование  потребностей 

Итак, если проанализировать все выше представленные определения можно выделить совокупности "основных принципов маркетинга", а именно:

- необходимость  знания покупателей и их потребностей;

- необходимость  знания рыночной ситуации в  определенном секторе (сегменте) рынка;

- стремление  удовлетворить нужды, потребности  и запросы покупателей;

- наличие  гибкости производства, основанного  на точном знании целевого  сегмента "своего" рынка;

- необходимость  проведения инноваций (например, создание  нового товара);

- необходимость  планирования по различным временным  горизонтам: построение маркетинговых  программ в долго-, средне-, кратко- временных аспектах, планирование  их "увязки";

- необходимость  проведения в жизнь принятых  маркетинговых решений (в основном, краткосрочных задач по достижению  желаемых уровней сбыта на  различных рынках);

- продвижение  товаров и услуг;

- осуществление  различных форм информации, убеждения  или на- поминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке  и т.п.

“Набирается” достаточное количество "принципов маркетинга", которые надо как-то идентифицировать и осмыслить.

Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.

Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:

1. Достаточное  ли количество принципов маркетинга  выделено ?

Ответ: минимально необходимое число принципов, используемых в маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах

2. Что  делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке  нет, но можно предположить, что  они должны быть ?

Ответ: практически любой "новый принцип" маркетинга может быть либо "интегрирован" в данный список, либо "приплюсован" к имеющимся.

Например: входит ли реклама в принцип маркетинга ? По этому поводу ответ может быть следующим: реклама - входит в принципы "promotion" - "governing of market" и "management of market".

Это - элемент так называемой "коммуникационной политики", которая, кстати, в мировом маркетинге имеет несколько иной статус, чем "принцип" маркетинга. Фирма, для которой маркетинг необходим, должна составлять маркетинговые программы постоянно, а не от случая к случаю.

В маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должны вносится ежегодно, а для российских условий даже чаще, поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом рынке и достижение определенных количественных показателей ( объем прибыли, объем рынка и т. д. ) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов рекламы и т. п. Поэтому, необходимо включение в планы некоторых финансовых и ресурсных “подушек” - резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.

При разработке маркетинговых программ, как и планов внутрифирменного развития, используется также принцип многовариантности, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта - минимальный или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный и максимальный или наилучший).

 

3. Функции  и подфункции современного маркетинга

 

Функции маркетинга

Функции маркетинга в принципе определяются целями компании.

1. Общественно-социальные, внешние цели:

  • достижение максимально возможного уровня потребления;
  • достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
  • предоставление потребителям максимально широкого выбора;
  • повышение качества жизни;
  • укрепление экономики страны;
  • забота о сохранении и улучшении экологии;
  • помощь слабым и нетрудоспособным;
  • внесение вклада в культурное достояние народа;
  • забота о благополучии собственных сотрудников.

2. Внутренние  цели:

  • сохранение и расширение своей доли рынка;
  • укрепление конкурентных позиций;
  • обеспечение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.

Можно выделить четыре блока комплексных функций с рядом подфункций.

1. Аналитическая  функция:

  • изучение рынка как такового;
  • изучение потребителей;
  • изучение фирменной структуры;
  • изучение товара;
  • анализ внутренней среды предприятия.

2. Производственная  функция:

  • организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
  • организация материально-технического снабжения;
  • управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

3. Сбытовая  функция (функция продаж):

  • организация системы товародвижения;
  • организация сервиса;
  • организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
  • проведение целенаправленной товарной политики;
  • проведение целенаправленной ценовой политики.

4. Функция  управления и контроля:

  • организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
  • информационное обеспечение управления маркетингом;
  • коммуникативная функция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);
  • организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

 

4. Концепции  управления маркетингом. Цели и  задачи маркетинга

 

Маркетинг требует управления. Под управлением маркетингом понимают анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей, т.е. управление маркетингом - это управление спросом.

Управляющие маркетинга - это должностные лица фирмы, занимающиеся исследованием маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы и стимулирования сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.

Существует пять разных подходов в управлении маркетингом:

1. Концепция  совершенствования производства, которая  утверждает, что потребители предпочитают  товары с низкими ценами, следовательно, надо снижать затраты в производстве.

2. Концепция  совершенствования товара исходит  из того, что потребители предпочитают  качественные товары и в этом  случае стимулирование сбыта  не требуется.

3. Концепция  интенсификации коммерческих усилий  базируется на том, что товары  не будут покупать без значительных  усилий в сфере сбыта и стимулирования.

4. Концепция  маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с  помощью исследований запросы  и нужды точно очерченного  рынка и обеспечить их желаемое  удовлетворение.

5. Концепция  социально-этического маркетинга  провозглашает своим принципом  достижение целей организации  и ее способность обеспечить  потребительскую удовлетворенность  и долговременное благополучие  и потребителя и общества в  целом.

Практически деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей и в качестве покупателей, и в качестве продавцов, и в качестве рядовых граждан.

Цели маркетинга:

максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.

Задачи маркетинга:

1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных  и потенциальных потребителей  продукции фирмы в областях, интересующих  фирму.

2. Маркетинговое  обеспечение разработки новых  товаров и услуг фирмы.

3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния  и развития рынков, на которых  оперирует или будет оперировать  фирма, включая исследование деятельности  конкурентов.

4. Формирование  ассортиментной политики фирмы.

5. Разработка  ценовой политики фирмы.

6.Участие  в формировании стратегии и  тактики рыночного поведения  фирмы, включая разработку ценовой  политики.

7. Сбыт  продукции и услуг фирмы.

8. Коммуникации  маркетинга.

9. Сервисное  обслуживание.

 

Заключение

 

Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как и на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Маркетинг вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмена, сделка и рынок.

Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Занимающийся маркетингом должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма.

Информация о работе Сущность, функции и принципы современного маркетинга