Сущность экспортной товарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Наступила объективная ситуация, когда национальная экономика отдельно взятой страны в любом регионе мира достигает достаточной эффективности только при координации с экономической стратегией и тактикой других стран как сопредельных, так и дальних. В условиях международного разделения труда первостепенное значение приобретает проблема расширения рынков сбыта как в интересах одной страны, так и всего международного экономического сотрудничества

Файлы: 1 файл

Сущность экспортной товарной политики.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

 

 Сущность экспортной товарной политики

В современной  рыночной реальности происходит стирание экономических границ между странами, по существу идет процесс создания единого международного организма, подчиняющегося общим рыночным законам.

Наступила объективная ситуация, когда национальная экономика отдельно взятой страны в любом регионе мира достигает достаточной эффективности только при координации с экономической стратегией и тактикой других стран как сопредельных, так и дальних. В условиях международного разделения труда первостепенное значение приобретает проблема расширения рынков сбыта как в интересах одной страны, так и всего международного экономического сотрудничества. Международные экономические отношения проявляются в различных формах и, в частности, в обмене материальными товарами, представляющем международную торговлю.

Существование отношений на международном уровне обусловлено рядом причин. Так, практически  ни одна страна не располагает достаточными набором и количеством ресурсов, позволяющими полностью удовлетворять национальные потребности. Каждая страна располагает определенным трудовым и ре-сурсовым потенциалом, а также капиталом, позволяющими ей производить соответствующие товары. Увеличивая их производство при наилучших условиях и наименьших издержках и продавая за рубеж, страна имеет возможность приобретать на международном рынке товары, производство которых внутри страны сложно, относительно дорого или вообще невозможно.

Международное торговое сотрудничество — это сфера  устойчивых экономических отношений между странами по обмену производственных национальных продуктов посредством меж дународных сделок. Субъектами таких отношений выступают государства, отдельные предприятия, обьединения, организации, частные лица.

Стержнем  международных экономических отношений является товар, занимающий центральное место в политике и практике международной торговли, определяющий совокупность мер по его созданию, производству, хранению, транспортировке, реализации на рынке, сервису, рекламе.

Главное в любом товаре — потребительские свойства, т. е. способность выполнять функцию удовлетворения потребностей владельца — участника международных экономических отношений.

Практика  международной торговли показывает, что если товар не в состоянии  удовлетворить потребности зарубежного покупателя, то никакие деяния, дополнительные затраты не способны улучшить его позиции в конкурентной борьбе за покупателя.

Международная торговля охватывает экспортно-импортные  операции, включающие деятельность, связанную:

а) с  продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту;

б) с  закупкой и ввозом иностранных товаров  для последующей реализации их на внутреннем рынке.

Таким образом, товарный экспорт — это  продажа иностранному контрагенту  товара с вывозом его за границу, товарный импорт — приобретение у иностранного контрагента товара с ввозом его из-за границы.

В Федеральном  законе «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности Российской Федерации» даются следующие характеристики:

«Экспорт — вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе».

«Импорт — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе». Международная торговля предусматривает, что экспортноимпортные операции осуществляются на коммерческой основе, т. е. на основе заключения и исполнения контрактов купли-продажи. Поставки товаров, оказание услуг, работ в виде помощи, даров, других действий, осуществляемых на безвозмездной основе, учитываются отдельно и в стоимость экспорта или импорта не включаются.

Каждой  стране для успешного ведения  торговли на международном рынке  необходимо иметь соответствующие  структурные и количественные экспортные ресурсы конкурентоспособных товаров  и услуг, пользующихся устойчивым спросом  на этом рынке, а также достаточные валютные средства или иные средства оплаты импорта, современную развитую внешнеторговую инфраструктуру — финансовые и правовые организации, таможенную службу, информационную систему, средства транспорта и связи.

В международной торговой практике товарный экспорт включает вывоз из страны товаров: а) изготовленных, выращенных, добытых в данной стране; б) ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся существенной переработке; в) ранее ввезенных из-за границы, не подвергшихся какой-либо переработке, но реализуемых на международных товарных биржах и аукционах (реэкспорт). Основными признаками товарного экспорта являются: заключение контракта с иностранным контрагентом, пересечение товаром границы страны-экспортера, получение экспортером платежей в валюте страны-импортера, страны-экспортера, любой страны, например в долларах США.

Моментом  пересечения товара через государственную  границу по экспорту является:

• при  железнодорожной перевозке —  дата штемпеля на железнодорожной накладной, проставленная на пограничной станции;

• при  автомобильной перевозке транспортом  экспортера — дата перехода товара через государственную границу, указанная в экспортном извещении;

• при  автомобильной перевозке транспортом  покупателя — дата приемо-сдаточного акта;

• при  водной перевозке — дата водной накладной или коносамента (определяющего  взаимоотношения перевозчика и  грузовладельца в международном  судоходстве — документа, выдаваемого  отправителю перевозчиком, подтверждающего  получение груза);

• при  воздушной перевозке — дата выписки авианакладной;

• при  трубопроводном перегоне — дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничном  или ином контрольно-распределительном  пункте трубопровода;

• при  отправке товара по почте — дата почтовой квитанции.

При этом продавцу по существу безразлично, как поступит с данным товаром покупатель. А тот может, в частности, реализовать его на внутреннем рынке независимо от степени потребительской готовности, перепродать в третью страну, пустить товар на переработку, если это сырье, лесоматериалы и т. п., использовать для собственных нужд.

В международной  торговле совершенно недопустимо поставлять на экспорт товары с недостаточно высокими техникоэкономическими характеристиками, поскольку это приводит к финансовому  и моральному ущербу.

При осуществлении  экспортной товарной политики следует  проводить соответствующие маркетинговые  исследования международного характера:

1. Изучить конъюнктуру  международного рынка данного  товара или услуги, определить  фирмы — потенциальные партнеры  или конкуренты на рынке данного товара, проанализировать методы их работы.

2. Определить целевой  участок международного рынка.

3. Определить социальные, политические, экономические, финансовые, правовые, таможенные условия деятельности  на целевом участке международного рынка.

4. Провести сегментацию  потенциальных потребителей данной  товарной продукции.

5. Изыскать возможности  применения средств коммуникаций  международного маркетинга.

6. Определить конкурентоспособность  данного товара, услуги на международном рынке.

7. Установить экспортный  товарный ассортимент, методы  его расширения или сужения.

8. Изучить социально-культурную  среду целевого участка международного  рынка (степень национального  самосознания, особенности религии,  распределение социальных ролей  между членами общества, языки, символы, жесты, привычки), устои.

9. Определить целесообразные  и рациональные формы экспорта (заключение прямых контактов  с потребителями, ориентация на  совместные общества, совместные  предприятия, использование сети  иностранных посредников).

В товарный импорт включается ввоз в страну товаров: а) иностранного происхождения непосредственно  из страны-изготовителя или страны-посредника; б) ранее вывезенных отечественного производства, не подвергшихся переработке  покупателем, не проданных на международной бирже, аукционе (реимпорт); в) свободных зон (портов, находящихся вне таможенной территории данной страны, приписных складов).

Товарный импорт имеет следующие признаки: заключение контракта с иностранным контрагентом, пересечение данным товаром границы страны-импортера, оплата товара в иностранной валюте.

Моментом пересечения  товара через государственную границу  по импорту является:

• при железнодорожных  перевозках — дата штемпеля на железнодорожной  накладной, проставленная на пограничной станции;

• при автомобильных  перевозках транспортом поставщика — дата перехода товара через государственную  границу страны-импортера;

• при автомобильных  перевозках транспортом покупателя — дата приемо-сдаточного акта;

• при водных перевозках — дата прибытия судна в первый порт страны-покупателя, проставленная в извещении порта;

• при воздушных  перевозках — дата прибытия самолета, вертолета на первый аэродром на территории страны-покупателя, указанная на авиационной  накладной;

• при перекачке  трубопроводом — дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничном или ином согласованном сторонами пункте трубопровода;

• при прибытия товара по почте — дата почтовой квитанции.

При этом ввозимый товар может быть полуфабрикатом, сырьем, подлежащим переработке до их реализации, готовой продукцией, предназначенной для реализации внутри страны или третьей стране.

Государственное регулирование  и контроль за осуществлением международной  торговли отечественными предприятиями, организациями проводится посредством систем лицензирования экспортно-импортных операций. Предусматривается выделение специальных разрешений (генеральных и индивидуальных) на эту деятельность от соответствующих государственных органов.

Генеральная лицензия — это предоставляемое субъекту рынка действующее в определенный период специальное разрешение для экспорта или импорта конкретных товаров без ограничения по количеству, стоимости с указанием страны или группы стран.

Индивидуальная  лицензия — это предоставляемое  субъекту рынка действующее в  ограниченный срок специальное разовое разрешение для экспорта или импорта конкретного товара с ограничением количества, стоимости, указанием страны или группы стран.

Лицензирование  является действенным инструментом международного регулирования внешнеторговых отношений, широко применяется в целях: разумного ограничения экспорта продукции, необходимой для внутреннего потребления, ограничения импорта для предотвращения угрозы нанесения ущерба местным производителям продукции; получения встречных торговых уступок партнеров на условиях взаимности; предотвращения дискриминационных мер в торговле; урегулирования торгового и платежного балансов страны; преодоления временных трудностей в экономике, вызванных форс-мажорными обстоятельствами; контроля за расходованием иностранной валюты.

Международные экономические отношения ставят перед каждой развитой страной проблему желаемого нарушения баланса  экспортно-импортных операций в  пользу товарного экспорта. Экономически развитые страны нацелены в международной торговле главным образом на экспорт. Отсюда больше валютных поступлений, рост конкурентоспособности (надежная деловая репутация) среди иностранных торговых партнеров.

Субъекты  международной торговли стремятся вести свою рациональную экспортную товарную политику. При этом предполагается определенный курс действий, соблюдение таких принципов, благодаря которым обеспечивается коммерчески эффективное формирование и реализация экспортного ассортимента товаров. По существу товар определяет судьбу экспорта, поэтому вся совокупность мер: его создание, изготовление, реализация на международном рынке, сервис, реклама и т. д. — занимает центральное место в экспортной политике. Коммерческий успех реально возможен у товара, созданного после анализа требований рынка той страны (группы стран), куда намечается осуществить его поставку.

Прежде  всего необходимо закладывать самые  высокие технико-экономические характеристики в изделия, предназначенные для  товарного экспорта. Предпосылкой успешной экспортной товарной политики и эффективной рыночной деятельности вообще являются создание, заготовление, реализация конкретного конкурентоспособного товара в оптимальные сроки. В современной международной торговле опоздание с выходом на рынок конкурентоспособного товара лишь на несколько месяцев может привести к коммерческой неудаче, определить международную судьбу данного товара с негативным акцентом. Рынок обеспечивает коммерческий успех зачастую не столько тому, кто создает товар, сколько тому, кто быстрее других освоил нововведение, развернул его производство с учетом конкретных количественных и качественных потребностей зарубежных покупателей и вышел с ним на международный рынок.

Мировая практика показывает, что при формировании экспортной политики надо гибко приспосабливать друг к другу поддающиеся управлению экспортные товарные ресурсы и не поддающиеся управлению внешние рыночные условия. Необходимо иметь в виду особенности международной торговли в отличие от внутренней. Товар, ориентированный на внутреннего потребителя и имеющий коммерческий успех в своей стране, может быть отвергнут на внешнем рынке. Соответствие требованиям отечественного ГОСТа еще не является гарантией соответствия торговым, технологическим, эстетическим, экологическим нормам внешнего рынка.

Определенную  гарантию коммерческого успеха в  международной торговле можно дать товару, созданному строго в соответствии стандартам, нормам международных организаций (например, Международной организации  по стандартизации — ИСО, Международной электротехнической комиссии — МЭК и др.), одинаково пригодным для внутреннего и внешнего рынков.

Информация о работе Сущность экспортной товарной политики