Сущность конкуренции, показатели конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция (лат. — сталкиваюсь, соревнуюсь, как экономическая категория) — борьба (в том числе соревнования, столкновенье, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей.
В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.

Содержание работы

1. Сущность конкуренции, показатели конкурентоспособности товара.
2. Характеристика этапов маркетингового исследования.
3. Список литературы.

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Сущность конкуренции,  показатели конкурентоспособности  товара.

2. Характеристика этапов маркетингового исследования.

3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность конкуренции,  показатели конкурентоспособности  товара.

Конкуренция (лат.  — сталкиваюсь, соревнуюсь, как экономическая категория) — борьба (в том числе соревнования, столкновенье, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей.

В случае столкновенья интересов  отдельных производителей или продавцов  товаров и услуг каждый из них  старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления  или даже банкротства конкурирующих предприятий.

Сущность конкуренции  полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия,  масштабов производства, повышению  производительности работы и  за счет этого снижению расходов  производства на единицу продукции,  а итак и цены;

2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых  и др.);

3) внедрению достижений  науки и техники в производство, которое предопределяет рост  производительности работы;

4) улучшению качества  продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей;

5) перераспределения  капитала между областями и  выравниванию нормы прибыльности  в разных сферах и областях  экономики;

6) созданию условий  для банкротства предприятий,  росту на этой основе безработицы;

7) возникновению экономических кризисов;

8) усилению процесса  дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности  других;

9) монополизации экономики.

Конкуренции имеет как положительные, так и отрицательные стороны. их соотношения зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.

Положительные стороны  конкуренции:

1. конкуренция заставляет  постоянно искать и использовать  в производстве новые возможности; 

2.     конкуренция  требует совершенствовать технику  и технологии;

3.     конкуренция  стимулирует повышение качества  товара;

4.     конкуренция  заставляет снижать затраты (и  цены);

5.     конкуренция  требует от поставщиков товаров  (продавцов) снижать цены на  предлагаемый товар; 

6.  конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7.     конкуренция  повышает качество продукции  (клиент всегда прав);

8.     конкуренция  вводит новые формы управления.

 Отрицательные стороны  конкуренции: 

1.  при конкуренции  наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

2.     многочисленность  “жертв” в виде банкротств  и безработицы. 

 Любой товар или  услуга в большей или меньшей  степени конкурентоспособны. На  конкурентоспособность влияют следующие

факторы:

a)  при его производстве:

  • производительность труда;
  • уровень налогообложения;
  • внедрение научно-технических разработок;
  • размеры прибыли предприятия;
  • величина оплаты труда.

 б) при его потреблении: 

  • продажная цена товара;
  • качество;
  • новизна;
  • послепродажное обслуживание;
  • уровень предпродажной подготовки.

Конкурентоспособность товара

Конкурентоспособность товара — это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, которые определяют его успех  на рынке.

Одной из составляющих конкурентоспособности  является качество продукции (услуги). Качество продукции — это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Успешная работа предприятий  в условиях конкуренции зависит  от системы взаимосвязей внешнего и  внутреннего характера.

Наибольшее воздействие  на конкурентоспособность предприятий  оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование  прогрессивной технологии, современных  методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

Составляющие  конкурентоспособности товара

Сущность, индикаторы и факторы конкурентоспособности  товара

Борьба за потребителя  — это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.

Прочность положения  предприятия на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями  вести конкурентную борьбу.

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке. Конкурентоспособный товар — это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков.

Индикаторами конкурентоспособности  товара являются [1]:


 

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров  при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

Параметры качества, как  правило, определяются исходя из интересов  производителя, а параметры конкурентоспособности  — из интересов потребителя. Уровень  качества и технический уровень  продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности  для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

Оценка конкурентоспособности  состоит из следующих этапов [2]:

    • Анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара;
    • Определения сравнительных параметров образцов товара;
    • Расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.

Конкурентной устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство и реализация конкурентоспособных товаров и  услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

Применение интенсивных  технологий, высокий уровень механизации  — это необходимые условия  для получения дохода от произведенной продукции.

Для того чтобы производить  товар на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное  оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие места.

Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формированияь конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.

К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и  цену товара.

Обеспечение конкурентоспособности  предприятия достигается благодаря  соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.

К основным принципам конкурентоспособности  предприятия относятся:

    • Принципы превосходства качества товара на рынке;
    • Принципы преобладания товара на рынке;
    • Принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
    • Принцип экономической выгоды [3].

Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

 

2. Характеристика этапов маркетингового исследования.

Маркетинговое исследование - это система поиска, сбора, обработки  данных, необходимых для решения  маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Классическое маркетинговое исследование включает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции, выработку пакетов документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, в том числе с партнерами, потребителями и конкурентами.

В процессе маркетингового исследования можно выделить несколько  этапов:

1) Планирование и подготовка  исследования.

2) Сбор и обработка  информации.

3) Использование данных, т.е. их анализ, прогноз, составление рекомендаций.

1) На первом этапе  обычно формируется проблема, выдвигаются  предварительные гипотезы, разрабатывается  план (программа). Формулировка проблемы - наиболее сложная и значительная  часть исследования, поскольку от  нее зависит выбор объема и  весь ход дальнейшего исследования, а, следовательно, и конечный результат. Для того чтобы выяснить, действительно ли проблема существует и может ли она быть решена, обычно проводится небольшое пробное обследование.

Существуют следующие  типы пробного обследования:

- вторичные исследования, проводимые с другими целями, но используемые в интересах  данного конкретного исследования;

- экспертные оценки, когда  опросу подвергаются квалифицированные  специалисты;

- фокус-группы, являющиеся  разновидностью качественных исследований, когда группа участников дискуссии (обычно 8-12 человек) подвергается тщательному изучению с целью выяснения их отношения к продукту, предприятию, концепции, идее.

После определения проблемы разрабатывается план исследования, основанный на уже имеющейся информации (обычно описательного характера). При этом выбираются основные методы исследования, включая методы определения выборки, методы спроса, критерии отбора, определяются точные формулировки вопросов в интервью или опросах, время получения данных, рассчитывается бюджет исследования.

Информация о работе Сущность конкуренции, показатели конкурентоспособности товара