Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:38, доклад
Для разработки конкурентной стратегии предприятия необходимо оценить факторы внутренней и внешней среды. Наиболее распространенным методом такой оценки является SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). При формулировании конкурентной стратегии предприятия необходимо четко представлять возможности и угрозы на каждом из рынков. Необходимо уменьшить влияние слабостей.
Для разработки конкурентной стратегии предприятия необходимо оценить факторы внутренней и внешней среды. Наиболее распространенным методом такой оценки является SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). При формулировании конкурентной стратегии предприятия необходимо четко представлять возможности и угрозы на каждом из рынков. Необходимо уменьшить влияние слабостей.
В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.
Анализ внешней среды
Для того чтобы выявить потенциальные возможности и угрозы, рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1 - Потенциальные возможности и угрозы извне
Возможности |
Угрозы |
1. Плодородные почвы, для выращивания корма скоту. |
1.Плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность, что сказывается на качестве корма |
2. Наличие большой племенной базы, высокая продуктивность за счет племенной базы. |
2. Появление
все новых конкурентов. |
3. Внедрение прогрессивных методов продажи товаров, подавление конкурентов. |
3. Спад объема продаж, отсутствие прибыли. |
4. Предприятие использует новые технологии |
4. Уровень инфляции, низкий уровень государственной поддержки, падение спроса по причине снижения доходов населения |
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что ООО имеет больше достоинств, чем недостатков и угроз. Это говорит о стабильности и развитии предприятия, освоении новых возможностей.
Анализ внутренней среды — это процесс, при помощи которого осуществляется оценка функциональных областей организации для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Таким образом, определяется, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявляются слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Сопоставив внутренние силы и слабые стороны с внешними угрозами и возможностями, организация может приступить к выбору соответствующей стратегической альтернативы.
В таблице 2 представлены слабые и сильные стороны.
Таблица 2 - Достоинства и недостатки предприятия ООО «Борковский»
Достоинства |
Недостатки |
1. Имеются отрасли животноводства и растениеводства |
1. Более высокая себестоимость продукции |
2. В хозяйстве имеется достаточная земельная площадь для выращивания корма животным, а также имеются пастбища. |
2. Неустойчивое финансовое положение |
3. Имеет хорошую репутацию у потребителей |
3. Слабая внутренняя инфраструктура предприятия |
4. Квалифицированные работники. |
4. Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью |
5. Достаточное количество собственных оборотных средств |
|
6. Наличие собственной с-х техники |
|
7. Перерабатывающие предприятия находятся неподалеку |
По данным таблицы 2 мы видим текущие достоинства и недостатки.
В современных условиях конкурентной борьбы придание аграрному предприятию конкурентной устойчивости на рынке за счет предложенных направлений является актуальной проблемой, как в краткосрочном периоде, так и в перспективе. Конкурентной устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.
Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.
В сельском хозяйстве эффективное использование производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания отраслей. Эту особенность необходимо учитывать и в условиях рынка при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому конкурентоспособность сельскохозяйственного производства целесообразно оценивать в целом, что позволяет сочетать экономический интерес собственника с производственными особенностями сельскохозяйственного производства.
Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства в ООО являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.
Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
Качество сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность биологических и потребительских свойств продукта, обладающего способностью удовлетворять индивидуальные запросы потребителя. Мировой опыт убеждает, что именно в условиях рыночной экономики и острой конкуренции, качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.
Обеспечение конкурентоспособности ООО достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства. К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; принципы преобладания товара на рынке; принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; принцип экономической выгоды.
На основе SWOT-анализа предприятия ООО было определено положение предприятия в маркетинговой среде, выявлены основные факторы, определено направление и степень их влияния. Результаты SWOT-анализа показывают, что в текущей ситуации предприятию необходимо придерживаться консервативной стратегии: использовать сильные стороны организации для смягчения угроз внешней среды.
Системный и комплексный анализ способствует выработке оптимальных решений как на уровне гипотезы и планирования (посредством выявления ключевых потребностей), так и на уровне реализации и учета (так стратегия согласуется с внешними факторами и внутренними возможностями предприятия).