Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:39, научная работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение проблемы организации маркетинговой деятельности на предприятиях АПК.
Для достижение данной цели необходимо решение следующих задач:
• оценить состояние рынка АПК;
• рассмотреть его основные направления развития;
• определить способы организации маркетинговой деятельности на предприятиях АПК.

Файлы: 1 файл

Организация МД на предприятиях АПК 21.03.2013.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Агропромышленный  комплекс – приоритетная отрасль  национальной экономики, выполняет экономическую, социальную, экологическую, историческую функции. Призван обеспечить продовольственную безопасность страны, создать необходимые резервы питания и сельскохозяйственного сырья для повышения уровня продовольственного обеспечения и покупательского спроса населения, обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Особенностями, предопределяющими сельское хозяйство как приоритетную отрасль национальной экономики, являются: медленная оборачиваемость капитала; сезонность производства растениеводства и большинства видов продукции животноводства; длительность производственного периода, высокий удельный вес незавершенного производства; особое положение сельскохозяйственных предприятий, зачастую выступающих в качестве единственного работодателя для жителей села и выполняющих важные социальные функции в отношении сельского населения, включая пенсионеров; сложность создания альтернативных видов деятельности, особенно в отдаленных местностях; недопустимость выведения продуктивных земель из сельскохозяйственного производства в случае банкротства хозяйства.

В настоящее  время не одно предприятие в системе  рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И предприятия сельского хозяйства не являются исключением.

Основной проблемой  сельскохозяйственных предприятий  является неэффективное производство. А развитие полноценной системы маркетинга в агропромышленном комплексе позволит снизить затраты на производство продукции, обеспечить повышение конкурентоспособности и соответственно увеличить объёмы продаж.

Целью данного  исследования является рассмотрение проблемы организации маркетинговой деятельности на предприятиях АПК.

Для достижение данной цели необходимо решение следующих  задач:

    • оценить состояние рынка АПК;
    • рассмотреть его основные направления развития;
    • определить способы организации маркетинговой деятельности на предприятиях АПК.

Для проведения написания данной работы я использовала научную литературу, статьи из журналов, пользовалась электронными источниками, а так же указам президента Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 1

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА 

ПРОДУКЦИИ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Состояние рынка продукции АПК Республики Беларусь

 

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) – совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции.

АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей девять отраслей народного хозяйства : сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис [3, с.10].

В составе АПК  принято выделять три основные сферы:

  • первая – отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно–техническим обслуживанием сельского хозяйства;
  • вторая – собственно сельское хозяйство;
  • третья – отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя: заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация.

К отдельной сфере (не имеющей явной отраслевой принадлежности) относятся производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающие общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей – дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли нематериального производства и т. п [3, с.12].

На долю АПК  приходится пятая часть ВВП страны, 20% основных средств, 30% работающих в народном хозяйстве. Основным звеном АПК является сельское хозяйство, где производится более 50% продукции [12].

Сельское хозяйство  занимает так же важное место в  структуре экономики страны: 7,5% ВВП, 9,7% занятого населения Республики, 15% основных средств.

Анализ важнейших  показателей развития сельского  хозяйства за последнее десятилетие двадцатого века и первое десятилетие двадцать первого века, свидетельствует о значительном изменении структуры валовой сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1.1 – Анализ показателей развития сельского хозяйства.

 

 

Показатели

 

Годы

1990

2000

2005

2010

Продукция отраслей, всего.

100%

100%

100%

100%

В том числе:

растениеводство

35,2%

54%

52,2%

55,2%

животноводство

64,8%

46%

47,5%

44,8%


[12].

За этот период существенно возрос удельный вес растениеводства и произошло сокращение доли животноводства. С 2000 по 2010 года удельный вес животноводства в личных подсобных хозяйствах сократился больше чем в 2 раза. Доля производства растениеводства в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах составило соответственно 85,4% и 84,1%.

Среди отраслей растениеводства зерновое хозяйство  является основным и на его долю приходится 46% всех посевных площадей. Валовый сбор зерна после доработки в 2011 году составило 6,9 млн. тонн. Самыми урожайными зерновыми в Республике Беларусь являются ячмень, пшеница и тритикале. Средняя урожайность зерна и зернобобовых составляет примерно 27,7% ц/га [12].

Производство  льна долгунца в настоящее время  является убыточным (с 2001 по 2010 год уменьшилось в 1,3 раза). Убыточная реализация льносемян и льнотресты составило от 18% до 24%. Сдерживающими факторами являются несовершенство ценовой политики, механизмов взаимодействия и устаревших технологий возделывания льна долгунца. В 2010 году валовый сбор составил 7,5 ц/га, в то время как в Западной Европе – 14 ц/га.

Одним из самых  рентабельных и перспективных культур  является рапс. Он применяется в  пищевых, производственных, технических, а так же в лекарственных целях. Продукты переработки рапса – шрот и жмых, которые идут на корм скоту и птице. Посевы рапса занимают 326 тыс/га. В 2010 году по сравнению с 2000 годом рост посевов увеличился в 3 раза. Средняя урожайность по стране составляет 12,3% [12].

 

1.2 Основные  направления развития АПК Республики Беларусь

 

В последнее  время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно  видеть тенденции увеличения агропромышленного  производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК [4, с. 4]

Целью развития агропромышленного комплекса в  долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны [4, с.5]. Однако первостепенной задачей аграрного сектора является повышение экономической эффективности производства и обеспечение его экономического роста.

Основные направления по решению данной задачи обозначены ниже:

    • развитие конкурентных преимуществ АПК, базирующихся, прежде всего, на использовании природно-климатических факторов (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.);
    • концентрация ресурсов и средств на приоритетных направлениях и на высоко-окупаемых видах производства;
    • совершенствование ценовой политики, устранение ценового диспаритета;
    • стимулирование экспорта продукции [4, с.5].

Ключевым условием обеспечения устойчивого развития обрабатывающей промышленности является: повышение технического и технологического уровня производства до соответствующего мировым аналогам и обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции за счет активного вложения средств на модернизацию производства с внедрением новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. А так же улучшение обеспечения предприятий сельскохозяйственным сырьем, предусматривается на основе развития интеграционных процессов и будет осуществляться путем укрепления производственных связей и объединения на договорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной деятельности.

По прогнозам  Государственной программы по устойчивому  развитию села к 2015 году ожидается:

    • рентабельность продаж в сельском хозяйстве 10 – 11 процентов;
    • темп роста производительности труда в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, 167 процентов;
    • темп роста продукции сельского хозяйства 139 – 145 процентов;
    • экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия 7,2 млрд. долларов, сальдо внешней торговли с учётом потребительского, промежуточного и инвестиционного импорта 4 млрд. долларов США.

Так как основными  целями Государственной программы  являются повышение экономической эффективности АПК, наращивание экспортного потенциала, повышение доходов сельского населения и обеспечение устойчивости социально-экономического развития села, они могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений:

    • формирование рыночного экономического механизма хозяйствования, которое обеспечит повышение эффективности агропромышленного производства;
    • обеспечение возможностей для повышения доходов сельских жителей, стимулирование закрепления населения в сельской местности [4, с. 6].

Можно сделать  вывод, что на данный момент сельское хозяйство работает не эффективно и состояние его ухудшилось (по сравнению с 1990 годом). Государство делает огромные усилия, чтобы развить сельское хозяйство. Поэтому развитие полноценной системы маркетинга поможет поднять сельское хозяйство и сделать его более эффективным.

 

 

ГЛАВА 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 

МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Сущность  и содержание маркетинга и  маркетинговой  деятельности

 

Маркетинг представляет собой обобщение огромного мирового опыта хозяйственной деятельности предприятий в условиях развитого, динамичного рынка, который при острой конкуренции строго и беспристрастно проверяет её эффективность, умение принимать правильные и обоснованные решения и добиваться их выполнения [3, с.744].

По мнению Котлера, маркетинг – это гораздо больше, нежели «отдел сбыта». Маркетинг – это упорядоченный и целенаправленный процесс осознания компанией проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности [9, с.23].

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, считает, что цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно – подходить последнему и продавать себя сами [8, с.9].

В целом маркетинг может  быть определён как грамотное управление компанией, изучение рынка спроса и предложения, повышение конкурентоспособности предприятия. Маркетинг заботится об удовлетворении нужд и потребностей клиентов при помощи товаров и целого ряда факторов, имеющих отношение к созданию, поставке и потреблению товара.

В основном сущность и содержание маркетинга заключается в его  функциях, а именно:

    1. Аналитическая функция: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры, товара и внутренней среды.
    2. Производственная функция: организация производства новых товаров, разработка новых технологий, организация материально-технического обслуживания, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
    3. Сбытовая функция: организация системы товародвижения, сервиса, проведение целенаправленной товарной политики и ценовой политики.
    4. Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация контроля маркетинга [7, с.17].

Информация о работе Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь