Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 00:01, лекция
Визуальный мерчендайзинг – это одно из направлений мерчендайзинга, занимающееся вопросом расположения товара, вывесок, табличек, стоек таким образом, чтобы товар продавался, а не лежал мертвым грузом в закромах да не пылился на полках. В общем-то, визуальный мерчендайзинг – это «салат» из приемов ведения торговли и правилами зрительного восприятия, приправленный знаниями по психологии. Визуальный мерчендайзинг – целая наука о том, как расположить товар на витрине, оформить магазин или отдел. Инструментами визуального мерчендайзинга являются рекламные материалы, таблички, стойки, торговое оборудование.
Статистика свидетельствует: покупатели оставляют на 13% больше денег в тех магазинах, где мерчендайзинг продукции безупречен.
От соблазна использовать мерчендайзинг для стимулирования сбыта не удержались и производители (поставщики) товаров. Действительно, если в торговом зале представлены 5 сходных по характеристикам, качеству и цене товаров от 5 различных поставщиков и есть некоторые рычаги, с помощью которых можно влиять на выбор покупателя... Дальше можно не объяснять: тот производитель (поставщик), который позаботится об эффективном мерчендайзинге своей продукции, получает возможность значительно расширить объемы своих продаж за счет снижения продаж аналогичной продукции конкурентов. Так, в результате своей эволюции, мерчендайзинг стал еще и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Многие корпоративные производители сделали мерчендайзинг частью своей маркетинговой стратегии.
На российский рынок идеи мерчендайзинга были занесены как раз мультинациональными корпорациями, такими как: Кока-Кола, Пепсико, Филипп Моррис и др. Мерчендайзинг продукции так же важен, как разработка брэнда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций. Дело в том, что мерчендайзинг - это комплекс мер, направленных на продвижение того или иного товара, марки, упаковки в торговом зале - т.е. в том месте, где у продавца есть последний шанс
* показать покупателю товар,
* повлиять на его выбор
* подтолкнуть его купить больше единиц товара.
Не использовать этот шанс - значит добровольно отказаться от повышения имиджа товара в глазах покупателей, позволить покупателю отдать предпочтение конкурентной продукции.
Любой торговец скажет вам, что мерчендайзинг необходим для удобства покупателей. Это так. Надо только не забывать, что удобство покупателя - это прибыль магазина. Таким образом, у этой диковинной для нас науки три задачи:
· выгодно показать товар;
· повлиять на выбор покупателя;
· заставить покупателя купить как можно больше.
Основные правила мерчендайзинг
Схема типичного торгового зала
1. На выходе, в зоне видимости кассирш и охраны, чаще всего кладут товар подороже в зависимости от той же жадности хозяина. Часто - в застекленных шкафчиках. Многие владельцы магазинов выставляют здесь алкогольные напитки. Они думают, что пришедший за водкой человек, пройдя весь торговый зал, обязательно купит что-нибудь еще. Психологи говорят, что это не работает: в этом случае покупатель идентифицирует товар всего по двум параметрам - водка и не водка. Вся «не водка» просто отсеивается на уровне подсознания.
Рис. 2 - Схема типичного торгового зала
2. Вторая «горячая зона».
Она может быть организована
где угодно. Главное - аккуратно направить
туда покупателя. Но чаще всего
о том, где будет эта зона, спрашивают
у уборщицы. Она и рассказывает,
в каких местах в конце
3. Стеллажи, конечно же, размещаются торцом к кассе. На них - бакалея, всякая химия, кондитерские изделия... Словом, товары, которые покупатель все равно купит, ибо стиральные порошки, мыло и приправы обычно заканчиваются, а жить без них трудно.
4. Человек так устроен,
что, в большинстве случаев, входя
в помещение, он идет направо.
Но правая нога делает шаг
длиннее, поэтому забирать он
будет левее. Словом, он неминуемо
придет в эту точку магазина,
которая называется «теплой
5. Вход в торговый зал обычно справа. Все равно человек будет двигаться справа налево.
6. В лотках около касс продаются товары «спонтанного спроса». Пока человек стоит в очереди, он непременно что-нибудь с них возьмет. Цены копеечные, обороты - миллионные.
7. То, что бросилось в глаза, как только вы вошли в торговый зал, называется «горячей зоной». Именно сюда выкладывают товары повышенного спроса, чтобы они лучше расходились. В районах победнее - это хлеб, молоко и водка; побогаче - фрукты и свежевыжатые соки.
8. «Холодная зона». Сюда
покупателя заманить очень
9. Прилавок с продавцом.
Замечено, что с них товар продается
хуже, даже если стоит он дешевле,
чем на «открытых». Это потому,
что действует правило
Занимательные цифры
· 20% покупателей дают 80% объема продаж (закон Паретто).
· 80% американцев уходят из магазина без покупок.
· В среднем 1 неудовлетворенный покупатель лишает магазин 5 потенциальных клиентов. Сильно неудовлетворенный отвадит от магазина 22 человека.
Кто что покупает
Женщины
Они совершают больше всех покупок в разных товарных группах (в среднем в 200 различных товарных группах за год). Чаще всего это товары повседневного пользования.
Пенсионеры
Чаще всего поддаются манипуляциям на уровне медикаментов. В остальном они мерчендайзерам не особо интересны.
Мужчины
Рентабельнее всего им предлагать сигареты, алкоголь, бытовую технику и автомобили.
Дети-подростки
Одежда, напитки, жвачка. Им всегда все хочется попробовать, поэтому увлечения их стихийны и постоянно меняются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Категорийный менеджмент.
О.Войцеховский Издательство
2. Маркетинговый исследования: Теория, практика и методология. Е. Голубков М.: Финпресс, 1998.
3. Мерчендайзинг в розничной торговле С. Эстерлинг, Э. Флоттман, М. Джерниган, С. Маршалл Питер, 2004.
4. Мерчендайзинг в торговом бизнесе. Учебное пособие. И.А. Рамазанов. Деловая литература, 2002.
5. Мерчендайзинг К. Канаян, Р. Канаян. - М.: РИП-холдинг, 2002.
6. Мерчендайзинг. Управление Розничными продажами. Издательство Жигульского Москва ООО «Бизнес ту бизнес продакшн групп «Би-Би-Пи-Джи», 2002.
7. Мерчендайзинг. Сборник статей по теории и практике мерчендайзинга Студцентр, 2003.
8. Мерчендайзинг. Учебное пособие Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов КноРус, 2006.
9. Основы розничной торговли. Б. Бейтс, Санкт-Петербург, 2000 г.
10. Поведение потребителей, Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Санкт-Петербург, «Питер», 2000.
11. Розничная торговля: стратегический подход. Б. Берман, Дж. Эванс, 8-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
12. Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Жигульского, 2003.
13. Торговля продовольственными
и непродовольственными
14. Цветопсихология и
15. Ювелирный магазин. Управление. Мерчендайзинг 6 карат, 2005.